Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Русская критика о драме
Н. А. Добролюбов
«Луч света в темном царстве», 1860 г.
| Добролюбов считает, что «темное царство» порождает самодуров и их жертв: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца». Этот бунт исходит из глубин народной жизни. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться
жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Критик замечает, что «жить в «темном царстве» хуже смерти»
| А. А. Григорьев
«После “Грозы” Островского», 1860 г.
| В «Грозе» показаны фундаментальные начала народной жизни.
Островский «не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не “самодурство”, а “народность”». Катерина и Кабанова представляют два полюса народной жизни
| Д. И. Писарев
«Мотивы русской драмы», 1864 г.
| «Темное царство» порождает «карликов и вечных детей». «Первые делают зло активное, вторые — пассивное; первые больше мучают других, чем страдают сами, вторые больше страдают сами, чем мучают других». Героиня — не «луч света», она «вечный ребенок», который своим ужасным поступком, самоубийством, делает «последнюю и величайшую нелепость». Будущее — за Базаровым
|
Символика названия
Композиционная
роль
| В первом действии начинает надвигаться гроза, когда Катерина упоминает о своей любви. В четвертом гроза предвещает гибель: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю; потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит,
вот увидишь». Разражается гроза в кульминационной
сцене признания Катерины
| Тихон
| Называет грозой брань своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
| Кулигин
| «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» В грозе таятся созидательные
и разрушительные силы
| Дикой
| «Гроза-то нам в наказание посылается…»
| Катерина
| Боится грозы: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Гроза у героини ассоциируетсяс Божьей карой
|
Сюжет и композиция
Действие
первое
| Действие начинается в «общественном саду на высоком берегу Волги» в городе Калинове. Дикой распекает своего племянника Бориса, который зависит от воли дяди. Кабанова
с сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной гуляют в саду. Мать все время упрекает Тихона и Катерину в нелюбви к ней. Хочет, чтобы сын был построже с женой.
Катерина рассказывает Варваре о своем детстве, о прекрасной жизни с маменькой, о своем несчастливом положении в замужестве. Надвигается гроза
| Действие
второе
| Варвара признается, что знает о любви Катерины к Борису. Тихон уезжает, во время прощания Кабанова велит сыну дать приказания жене, как вести себя. Варвара дает Катерине
ключ от калитки, чтобы девушка увиделась с Борисом
| Действие
третье
| Кабанова общается с Диким. Ночью в саду Варвара встречается с Кудряшом, Катерина и Борис объясняются в любви
| Действие
четвертое
| Тихон возвращается домой. Гремит гром, Катерина не может молчать о своем грехе, признается при всех, что она десять ночей встречалась с Борисом
| Действие
пятое
| Тихон рассказывает Кулигину, как любит жену и страдает в одиночестве. Варвара сбегает из дома. Катерина прощается с уезжающим в Сибирь по воле Дикого Борисом и бросается
в Волгу. Тихон обвиняет мать в смерти жены, жалеет, что он сам остался жив
|
Автор расширяет пространство сценического действия. События происходят в «Грозе» не только в комнатах, но и на природе, и эта природа становится неотъемлемой частью сюжета
|
Система персонажей
«Темное царство»
| Жертвы
«темного царства»
| Самодуры, угнетатели. Своей властью подавляют все человеческое в окружающих.
Представители косного, неподвижного», типа мышления:
Кабаниха;
Дикой
| Катерина;
Тихон;
Борис;
Варвара;
Кулигин;
Кудряш
|
Главные герои
Катерина
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|