Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Иван Александрович Гончаров
«Обломов»
1. Замысел романа
♦ Роман появился накануне отмены крепостного права в России.
♦ Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, - вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».
А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.
|
2. Жанр, сюжет и композиция
♦ «Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.
♦ Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.
♦ Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.
♦ Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени - около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.
♦ Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге - Пшеницына, Захару - Анисья.
|
3. Сон Обломова: его место и значение в романе
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я... такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.
|
Чем характеризуется атмосфера в Обломовке
| • любовь и умиротворение
| Что повлияло на формирование сознания героя
| • легенды и сказки, былины и притчи
| Какие качества формируются у героя
| • поэтическую мечтательность, чувство внутренней свободы
| Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам
| • служба, лишенная человеческого взаимопонимания
• друзья, мечтающие только о карьере
• женщины, не способные любить
| «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».
|
4. Обломов и Штольц
| Обломов
| Штольц
| Социальное положение
| барин
| представитель нового класса буржуазии
| Отличительная черта
| паралич воли и беспробудная лень
| непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии
| Чем живет
| воображением
| практическим делом, опытом, фактами
| Идеалы жизни
| безмятежный покой
| культ труда и предприимчивости
| Жизненная позиция
| апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету
| всегда что-то делает, к чему-то
стремится, чего-то добивается
| Штольц - друг Обломова с детства. Жизнь Штольц, складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев расходятся. И все-таки присутствие Штольца в романе оправданно и необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой.
|
5. Женские образы в романе
Ольга Ильинская
| Агафья Матвеевна Пшеницына
| По словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века.
| Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он - существо высшего порядка, идеал барина для Обломова - идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой.
| В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова.
|
6. Обломовщина как ведущая тема романа
Что такое обломовщина?
| • Драма умственного и нравственного развития героя,
• изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки,
• через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.
| Истоки обломовщины
| Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства.
| Обломовщина как способ типизации
| Автор создает типичные конкретно-исторические характеры, воплощающие черты определенной социальной среды. Раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
| Обломовщина как знамение времени, ее основные признаки
| «Обломовщина» - проблема не одного человека, а знамение времени, порожденное патриархально-дворянским бытом:
• апатия и лень,
• малодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности,
• закрытость от реальной жизни,
• желание оградить, уберечь от возможных проблем.
| Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», - скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия?
|
Тест
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|