ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Направления просвещения.Литература эпохи Просвещения. Й век. 18-й век становится особым периодом в мировом литературном развитии, когда происходят глубокие перемены и в общественно-политической жизни, и в системе экономических отношений, и в сфере идеологии. В целом эти процессы происходят под влиянием демократизации отношений, при этом все происходящие перемены происходят в результате грандиозных конфликтов и потрясений. Литературный 18-й век развивается между двумя революциями. Это Славная революция в Англии(1688 год) и Великая Французская Буржуазная революция(1789 - 1799 годы). В этот период судьба аристократической культуры переживает драматичный этап, поскольку о своих правах на жизнь заявляет более демократичная культура. Аристократическая культура проявляет себя, в частности, в стиле рококо, отличающимся причудливостью и витиеватостью. Ведущей линией литературы 18 века остаётся просвещение, фундаментом которой является культ разума и знания. Основным лозунгом просвещения был: «Просвещать светом разума», что отразилось в многообразных тенденциях культуры того времени, начиная от демократизации образования и заканчивая переменами в самом стиле художественных произведений. Недостаток энциклопедий – лишь поверхностные знания, подмена знания суррогатом этого знания. Школа двух коридоров – элита(люди, которым дают настоящие знания) и масса, которой управляет элита(люди, которым дают лишь навыки, чтобы масса доверяла элите). В этой связи с самого начала формируется такая проблема, как противоречие между разумом и чувством, разумом и инстинктом, поскольку в условиях господства разума формируется ситуация недооцененности всего в человеке, что связано со внерациональной сферой. Направления просвещения. Просветительский классицизм, продолжающий традиции классицизма 17-го века. Просветительский реализм(спорность правомерности использования термина «реализм» по отношению к 18 веку). Сентиментализм. Основные жанры просветительской литературы: в силу усиления конфликтности эпохи возрастает потребность в прозаических жанрах, существующих на стыке с публицистикой. Актуальны жанры просветительского романа, философской повести, трактата. В целом же художественная проза переживает влияние документального, публицистического и философского начала. Продолжает развиваться жанр драмы, в котором происходит отход от классицистского принципа триединства(единство места, времени, действия) поэтические жанры в это время второстепенны относительно прозы. Развитие идей и культуры просвещения начинается с Англии, где в 1689 году был принят билль о правах, заявивший новую модель взаимоотношений между личностью и государством. Английское просвещение представлено прежде всего творчеством Даниэля Дефо, Джонатана Свифта и Генри Филдинга. Даниэль Дефо прославился и как журналист-памфлетист, и как писатель, с Робинзона Крузо которого начинается развитие жанра робинзонады в мировой приключенческой литературе, когда островная тема становится одним из способов создания условности происходящего. Джонатан Свифт представляет собой сатирическое направление в литературе и журналистике английского просвещения. Памфлеты Свифта представляют собой резкую сатиру на все стороны современной ему жизни, включая политику, религию и духовенство: «Сказка бочки», «Скромное предложение» и так далее. И даже роман «Путешествие Гулливера» представляет собой развёрнутый памфлет, в котором социальная действительность изображается с позиций сатиры и аллегории. Генри Филдинг выступает, как создатель английского реалистического романа 18-го века, изображающий картины быта английской жизни: «Джозеф Эндрюс», «История Тома Джонса найдёныша» и так далее. При этом принадлежность Филдинга к реализму остаётся спорной, поскольку, изображая английскую действительность, Филдинг не углубляется в сторону психологии. Это делает в это время основоположник психологического направления Ричардсон, с которым Филдинг полимизирует, утверждая приоритет социологии над психологией. Сатирическое направление в это время формирует Смолет, а английская драма претерпевает новый этап развития благодаря Филдингу, Лилло и Шеридану, который разрабатывает жанр комедии. Также конец 18-го столетия отмечен появлением английского сентиментализма, в котором ключевую роль играет Стерн. Со Стерна начинается новый этап развития жанра психологического романа 19-го века. Литература французского просвещения. Французское просвещение сыграло особую роль в истории Франции, подготовив идеологически буржуазную революцию. В этот период особое значение приобретает тема столкновения «старой» аристократической культуры с культурой новых классов, в частности буржуазии. Так, романа Лесажа «Жиль Блас» поднимает проблему талантливого простолюдина в полуфеодальной Франции. Значительную роль в формировании европейского просветительского романа сыграли «Персидские письма» Монтескье. В это же время закладываются основы психологического романа, в частности аббат Прево, который пишет роман «История шевалье Де Крие» и «Манон Леско». Творчество Вольтера закладывает основы просветительского классицизма, при этом Вольтер использует практически все возможные жанры: драматургия, поэзия(поэма «Генриада» и иронически-комическая поэма «Орлеанская девственница»), философская повесть(«Кондит, или оптимизм простодушный» Вольтера»). Организатором и вдохновителем энциклопедистов становится Дени Дидро, главная цель творчества которого борьба с абсолютизмом и феодализмом. Дидро также известен как философ и теоретик искусства, что проявилось и в его произведениях(«Монахиня», «Жак-фаталист», «племянник Рамо»), главной целью которых всё же остаётся развёрнутая критика феодального общества. Особое место занимает творчество Жана-Жака Руссо, который в отличие от других просветителей ставящих во главу угла разум, выступает не только с критикой дворянской цивилизации, но и выступает защитником человеческих чувств. Его теория естественного состояния настаивает на защите права личности на свободное развитие в соответствии с её природой. Подкреплением этой теории стала и политическая программа Руссо, получившая название общественного договора. В соответствие с этими теориями Руссо формулирует собственные педагогические идеи в романе «Эмиль, или о воспитании», а с романа «Юлия, или новая Элаиза» начинается жанр сентиментального романа. Для творчества Руссо характерны поэтизация чувств воспевание культа природы, а исповедь Руссо ставит этот жанр на особое место в мировой литературе. Наконец, именно с Руссо берёт начало романтическая литература 19-го века. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|