ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Место прагматики среди лингвистических дисциплин. Прагматика в контексте антропоцентрической научной парадигмы.Ø Семиотика (от греч. «знак») — научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем. Ø Отношение к другим знакам - это синтактика, отношение к людям - прагматика, отношение к значению (смыслу) – семантика. Определение, объект, предмет и задачи прагматики. Ø Прагматика — дисциплина, изучающая язык не «сам в себе и для себя», а как средство, используемое человеком в его деятельности. Ø Объектом изучения прагматики в целом являются отношения между знаками и людьми, которые этими знаками пользуются. Ø Объект прагматики – язык как знаковая система в аспекте человеческой деятельности. Ø Предмет прагматики составляют факторы, которые определяют выбор вариантов выражения коммуникативного намерения, а также условия, которые определяют понимание коммуникативной цели высказывания. Задачи прагматики В связи с субъектом речи изучаются: 1) явные и скрытые цели высказывания, напр. сообщение некоторой информации или мнения, вопрос, приказ, просьба, совет, обещание, извинение, приветствие, жалоба; 2) речевая тактика и типы речевого поведения; 3) правила разговора, подчиненные т. н. принципу сотрудничества, 4) установка говорящего, или прагматическое значение высказывания: косвенные смыслы высказывания, намеки, иносказание, обиняки и т. п.; 5) референция говорящего, т. е. отнесение языковых выражений к предметам действительности, вытекающее из намерения говорящего; 6) прагматические пресуппозиции; 7) отношение говорящего к тому, что он сообщает.
В связи с адресатом речи изучаются: 1) интерпретация речи; 2) воздействие высказывания на адресата; 3) типы речевого реагирования на полученный стимул.
В связи с отношениями между участниками коммуникации изучаются: 1) формы речевого общения (диалог, беседа, спор, ссора); 2) социально-этикетная сторона речи (формы обращения, стиль общения); 3) соотношение между участниками коммуникации в тех или иных речевых актах. В связи с ситуацией общения: 1) интерпретация дейктических знаков («здесь», «сейчас», «этот» и т. п.); 2) влияние речевой ситуации на тематику и формы коммуникации.
Понятийный аппарат Ø Ученые выделяют три понимания языка: 1) язык как любая знаковая система. 2) язык как определенный класс знаковых систем, состоящих из фонем, морфем, лексем, единый человеческий язык. 3) язык как «реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, т.е. этнический язык. Ø Речь — функционирование языка в процессе общения. Ø Речь — это процесс говорения, протекающий во времени и облеченный в звуковую форму. Ø Речь используется в разных социальных сферах и выполняет различные функции. Ø Предложение — это абстрактный элемент организованной по преимуществу парадигматически языковой системы. Ø Предложение — единица структурного и семантического синтаксиса. Ø Высказывание — это единица речевого уровня. Ø Текст — объединенная смыслом последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность, целостность, завершенность. Ø Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами. Ø Коммуникативная ситуация — это сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в высказывании, дискурсе. Ø Коммуникативная компетенция — это совокупность личностных свойств и возможностей, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека. Ø Интенция – намерение говорящего, то, что в конечном счете должно быть. Вопросы и задания (лекция 1) 1. Дайте определение понятия прагматика. 2. Кто и когда ввел понятие прагматика? 3. Как звучит главный постулат прагматики? 4. Назовите предмет и объект изучения прагматики как начной дисциплины. 5. Перечислите основные задачи прагматики (в связи с адресатом речи, в связи с ситуацией общения, в связи с субъектом речи и т.д.).
6. Соотнесите понятие с определением: 1) Речь 2) Предложение 3) Высказывание 4) Дискурс 5) Коммуникативная компетенция 6) Интенция 7) Коммуникативная ситуация
А) сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в высказывании, дискурсе; Б) процесс говорения, протекающий во времени и облеченный в звуковую форму; В) единица речевого уровня; Г) связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами; Д) совокупность личностных свойств и возможностей, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека; Е) единица структурного и семантического синтаксиса. Ж) намерение говорящего; то, что должно быть в конечном счете. Лекция 2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|