Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место прагматики среди лингвистических дисциплин. Прагматика в контексте антропоцентрической научной парадигмы.




Ø Семиотика (от греч. «знак») — научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (се­миотических) систем.

Ø Отношение к другим знакам - это синтактика, отношение к людям - прагматика, отношение к значению (смыслу) – семантика.

Определение, объект, предмет и задачи прагматики.

Ø Прагматика — дисциплина, изучающая язык не «сам в себе и для себя», а как средство, используемое челове­ком в его деятельности.

Ø Объектом изучения прагматики в целом являются отношения между знаками и людьми, которые этими знаками пользуются.

Ø Объект прагматики – язык как знаковая система в аспекте человеческой деятельности.

Ø Предмет прагматики составляют факторы, которые определяют выбор вариантов выражения коммуникативного намерения, а также условия, которые определяют понимание коммуникативной цели высказывания.

Задачи прагматики

В связи с субъектом речи изуча­ются:

1) явные и скрытые цели высказы­вания, напр. сообщение некоторой инфор­мации или мнения, вопрос, приказ, просьба, совет, обещание, извинение, приветствие, жалоба;

2) речевая тактика и типы речевого поведения;

3) правила разговора, подчиненные т. н. принципу сотрудничества,

4) установка говорящего, или прагматическое значение высказывания: косвенные смыс­лы высказывания, намеки, иносказание, обиняки и т. п.;

5) референция говоря­щего, т. е. отнесение языковых выраже­ний к предметам действительности, вытекающее из намерения говорящего;

6) прагматические пресуппозиции;

7) отношение говорящего к тому, что он сообщает.

 

В связи с адресатом речи изучаются:

1) интерпретация речи;

2) воздействие высказывания на адресата;

3) типы речевого реагирования на полученный стимул.

 

В связи с отношениями меж­ду участниками коммуни­кации изучаются:

1) формы речевого общения (диалог, беседа, спор, ссора);

2) со­циально-этикетная сторона речи (формы обращения, стиль общения);

3) соотно­шение между участниками коммуникации в тех или иных речевых актах.

В связи с ситуацией общения:

1) интерпретация дейктических знаков («здесь», «сейчас», «этот» и т. п.);

2) влияние речевой ситуации на тематику и формы коммуни­кации.

 

Понятийный аппарат

Ø Ученые выделяют три понимания языка:

1) язык как любая знаковая система.

2) язык как определенный класс знаковых систем, состоящих из фонем, морфем, лексем, единый человеческий язык.

3) язык как «реально существующая знаковая система, исполь­зуемая в некотором социуме, т.е. этнический язык.

Ø Речь функционирование языка в процессе общения.

Ø Речь — это процесс говорения, протекающий во време­ни и облеченный в звуковую форму.

Ø Речь используется в разных социальных сферах и выполняет различные функции.

Ø Предложение — это абстрактный элемент организованной по преимуществу парадигматически языковой системы.

Ø Предложение — единица структурного и семантического синтаксиса.

Ø Высказывание — это единица речевого уровня.

Ø Текст — объединенная смыслом последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность, целостность, завершенность.

Ø Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами.

Ø Коммуникативная ситуа­ция — это сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в высказывании, дискурсе.

Ø Коммуникативная компетенция — это совокупность личност­ных свойств и возможностей, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека.

Ø Интенция намерение говорящего, то, что в конечном счете должно быть.

Вопросы и задания (лекция 1)

1. Дайте определение понятия прагматика.

2. Кто и когда ввел понятие прагматика?

3. Как звучит главный постулат прагматики?

4. Назовите предмет и объект изучения прагматики как начной дисциплины.

5. Перечислите основные задачи прагматики (в связи с адресатом речи, в связи с ситуацией общения, в связи с субъектом речи и т.д.).

 

6. Соотнесите понятие с определением:


1) Речь

2) Предложение

3) Высказывание

4) Дискурс

5) Коммуникативная компетенция

6) Интенция

7) Коммуникативная ситуация

 

 

А) сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в высказывании, дискурсе;

Б) процесс говорения, протекающий во време­ни и облеченный в звуковую форму;

В) единица речевого уровня;

Г) связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами;

Д) совокупность личност­ных свойств и возможностей, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека;

Е) единица структурного и семантического синтаксиса.

Ж) намерение говорящего; то, что должно быть в конечном счете.



Лекция 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных