Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фонетическая природа русского словесного ударения




Ударение — выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств.

В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится выделяют:

1) Словесное

2) Фразовое

3) Логическое

Фонетическими компонентами ударения могут служить: интенсивность (результат увеличения дыхательного усилия), длительность, повышение (изменение) частоты основного тона, тембр гласного. Выделение слога за счет интенсивности называется динамическим, или экспираторным ударением. За счёт длительности — квантитативным. Если меняется частота основного тона — то это музыкальное ударение.

Русское ударение не является только динамическим, потому что распределение интенсивности в слове подчинено законам фразового уровня. Обычно интенсивность уменьшается от начала к концу синтагмы, так что предударные слоги могут быть интенсивнее, чем ударные. Изменение частоты основного тона связано тоже не с ударением, а с фразовым акцентом. Он может быть реализован не только на ударном, на и не 1-ом предударном, 1-ом заударном, начальном и конечном. Значит основными коррелятами ударения в русском языке являются длительность и тембр. По этим параметрам в слове выделяется двухкомпонентное просодическое ядро, состоящее из ударного и 1-ого предударного слогов, т.к. только в этих слогах невозможны сверхкраткие редуцированные ъ и ь.

Ударение в русском языке является качественно-количественным.

 

14. Место ударения в слове. Смыслоразличительная функция русского ударения. Подвижность ударения при формообразовании и словообразовании.

Физическим носителем ударения является слог: все компоненты ударного слога противопоставляются безударным, особенно ярко — вершина, т.е. гласные.

Функции ударения:

1) Кульминативная — обеспечение цельности и отдельности слова путём выделения его вершины

2) Сигнификативная — различение идентичных сегментных последовательностей

3) Делимитативная — начало-конец слова (особенно для языков с фиксированным ударением)

Ударение может различать:

1) Разные слова во всех их формах (замок-замок)

2) Некоторые формы разных слов: ношу-ношу

3) Разные формы одного и тоже слова: носите-носите, головы-головы

4) Современное слово и устаревшее (кладбище-кладбище)

5) Слово общенародное и профессиональное (квартал-квартал)

6) Нейтральное и просторечное — документ-документ

7) Нейтральное и разговорное

8) Общенародное и фольклорное — девица-девица

К

Обычно разграничивается два типа ударения: свободное (которое приходится на любой слог слова) и связанное (всё время оказывающееся на определённом слоге.)

Связанное ударение подразделяется на фиксированное (слог точно определён) и ограниченное (зависит от ряда причин).

Так же выделяются подвижное (меняется при словоизменении) и неподвижное (не меняется при словоизменении) ударение.

Схема распределения ударения внутри одного слова называется акцентной кривой. Слова с одинаковыми акцентными кривыми объединяются в парадигмы. В русском языке существует три акцентные парадигмы: а) слова с фиксированным ударением на основе б) слова с фиксированным ударением на окончании с) слова с подвижным ударением

 

15. Клитики, их типы. Слабое ударение, побочное ударение.

Кроме главного ударения некоторые слова имеют побочное ударение. Есть несколько пониманий того, что такое побочное ударение.

1) Первое ударение в сложных словах, состоящих из двух тактов (красно-белый). Такое ударение практически ничем не отличается от главного — оно задаёт в пределах первого фонетического слова такую же схему редукции, как в пределах второго задаёт главное, только выражено менее ярко.

2) Чисто фонетическое ударение первого слога в длинных словах, где основное ударение находится на пятом слоге от начала и далее. Схема редукции изменению не подвергается, и дополнительно выделенный гласный остаётся редуцированным.

3) Усиление безударного гласного, связанное с реализацией на нём фразового акцента. Схема редукции изменению не подвергается.

Клитики — слова без собственного ударения. Их два вида: проклитики (безударные слова, стоящие перед ударным) и энклитики (безударные слова, стоящие после ударного). Так же клитики бывают абсолютные и относительные. В абсолютных клитиках звуки произносятся так же, как будто это одно слово без клитики, т.е. схема редукции не меняется. В относительных клитиках нарушаются правила произношения звуков в фонетических словах.

Слабое ударение —






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных