ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Жанры монологической разговорной речиРазговорная речь, как правило, диалогична, однако некоторые жанры устной неофициальной разговорной речи представляют собой речь монологическую. Это жанры тоста, здравицы, анекдота. Жанры тоста и здравицы очень близки, но есть некоторые различия между ними. Тост — короткая застольная речь с предложением выпить вина в честь кого-нибудь или чего-нибудь. Чаще всего тост бывает заздравным, т. е. здравицей: это краткая застольная речь в честь кого-либо с пожеланием здоровья. Но тост может быть и в честь какого-либо знаменательного события, а не лица. Следовательно, тост — понятие более широкое, родовое, включающее в себя более узкое, видовое понятие здравицы. У этих жанров нет всех признаков РР: так, параметр «неподготовленность» оказывается признаком переменным: тост и здравица могут быть и неподготовленными, и подготовленными заранее, а текст анекдота — это всегда воспроизведение ранее кем-то созданного текста; второй признак: «неофициальность» также является в отношении этих жанров признаком переменным: речь может быть как неофициальной, непринужденной, так и публичной. Публичная речь позволяет произносящему тост перейти на КЛЯ -тогда речь будет выдержана в книжном высоком стиле (ниже — пример 1). В античной риторике в этом случае говорилось о хвалебных, эпидепктических речах. Но так как по большей части в ней нет установки на официальный характер сообщения, она может быть и разговорной (пример 2). Примеры: (1) КЛЯ: Дорогая Алла Сергеевна!Мы собрались сегодня по случаю знаменательного события: дня рождения самого талантливого, самого красивого и прекрасного душой человека в нашем дружном коллективе. Вы всегда дарили радость общения не только своим родным, но и нам, Вашим коллегам и друзьям. Будьте же счастливы. Желаю Вам, чтобы Вас никогда не покидал Ваш оптимизм, и пусть в Вашей жизни будет как можно больше удач, успехов и радостей! (2) РР: Дорогая Аллочка! Мы собрались здесь/все твои близкие и друзья/отметить замечательное событие // Не буду считать сколько / но сколько-то лет тому назад/ это случилось / ты родилась на радость маме с папой / и вот уже...цать лет ты их радуешь//твой добрый веселый характер /все подтвердят /я тут не одинока//замечательный у тебя характер //и я желаю тебе счастья, благополучия/ и пусть тебя так же радуют все твои близкие, родные и мы/ твои друзья / верные друзья / тоже постараемся тебя не огорчать// Успехов тебе, удач!// Будь счастлива! В художественной литературе, в стилизованной РР также находим этот жанр; например: Хозяин лукаво усмехнулся, налил тминной. -А ну, за великого молчальника, за Федор Митрича выпьем здравицу! (Шишков. Емельян Пугачев) Лексика тоста всегда только мелиоративная; в зависимости от авторской индивидуальности в этом жанре могут быть использованы тропы и фигуры речи, экспрессивный синтаксис. Композиционное строение тоста стабильно: 1) обращение к собравшимся или чествуемому; 2) хвалебные слова в честь адресата или оценка события, которому посвящен тост и 3) заключение: пожелания здоровья в здравице, призыв поднять бокалы за что-то или кого-то в других тостах. Иногда тост приобретает черты миниатюрного художественного произведения, где названные три части заменяются завязкой, кульминацией и развязкой (в качестве последней всегда выступает предложение поднять бокалы за того-то или то-то); например: Бог создал: женщин Индии — трудолюбивыми, женщин Африки — страстными, женщин Франции — пикантными, женщин Германии — хозяйственными, женщин Америки — деловыми, И все эти лучшие качества женщин разных стран сочетаются в нашей имениннице. Так выпьем за ее здоровье и успехи! Жанр анекдота — это жанр монологической разговорной речи, близкий к небольшому рассказу с неожиданным концом. Тематически анекдоты очень разнообразны, так же разнообразно их стилевое оформление; никаких ограничений на использование языковых средств в анекдотах не наблюдается. Основная эмоционально-экспрессивная тональность анекдотов — иронически-шутливая; нередко в анекдот включается диалог; например: Чтобы воспитать у сынишки трудолюбие и прилежание, отец говорит ему: — Знаешь сынок, есть такая пословица: «Кто рано встает, тому — Да, папа, но ведь тот, кто его потерял, встал еще раньше! §6. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|