ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Позиционные измененияТри аспекта в изучении звуков речи 1) Физический (акустический) – изучает физические характеристики звука: амплитуда, высота, сила длительность звука, тембр, резонанс 2) Артикуляционный (биологический) – изучает строение речевого аппарата 3) Собственно – лингвистический (фонологический или функциональный) Физический аспект -колебания могут быть периодическими (количество колебаний на одну единицу времени не меняется), тогда возникают тоны, которые имеют абсолютную высоту, а могут быть непериодическими (количество колебаний на одну единицу времени изменяется), тогда возникают шумы, которые имеют относительную высоту -для образования звука важную роль играет резонанс, который возникает в замкнутой воздушной сфере - частота звука (высота) – количество колебаний в единицу времени. От частоты зависит высота: чем выше частота, тем выше звук и наоборот. Человек слышит 16-20т. Гц, производит 60-6т. Гц. Мягкие согл. Выше, чем твердые. Можно повышать и понижать тон интонацией. -сила звука зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т.е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения зв-ой волны; чем больше амплитуда, тем сильнее звук Амплитуда – наибольшее отклонение от положения равновесия, измеряется в Дцб - тембр, индивидуальное качество звука, зависит от соотношения основного тона и дополнительных тонов – обертонов и гармоник. Обертоны обычно выше, чем основные тоны. Доп. обертоны создают индивидуальное качество звука. Звучание обертонов усиливается резонаторами: полости рта и носа, глотка. - длительность, т.е продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени. Так, в русском языке, ударные гласные дольше безударных
2. Биологический (артикуляционный) аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата. Понятие артикуляции и артикуляционной базы языка. Биологический (артикуляционный) аспект изучает строение речевого аппарата и его функции. Устройство речевого аппарата (совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полости рта и носа, глотка, гортань, трахея, бронхи – легкие и диафрагма) Источником образования большинства звуков речи, т.е. движущей силой, служит струя воздуха, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. Речевой аппарат делится на три уровня: -нижний этаж (2 легких, 2 бронха, трахея, диафрагма) выполняет роль мехов и нагнетает струю (движущую силу) выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы (грудобрюшная преграда, нужная для образования звуков в качестве движущей силы) -средний этаж (гортань – источник голоса и особых гортанных шумов, состоящий из перстневидного, щитовидного и прикрепленного к ним с помощью натянутых мускулистых пленок черпаловидного хрящей). Голосовые связки – мускулистые волокна, идущие в горизонтальном, вертикальном, диагональном направлении. Передним концом они сходятся у кадыка. Задним концом каждая из связок прикреплена к одному из черпаловидных хрящей. Пространство между голосовыми связками называется междусвязочная щель; пространство между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами - межхрящевая щель. Обе эти щели образуют голосовую щель - верхний этаж (надставная труба – резонатор, где образуется обертоны и резонаторные тоны, а также шумы) Надставная труба начинается полостью глотки (фаринкс), где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на две выходные трубы – две полости: ротовую и носовую; разделяет эти две полости небо (передняя часть – твердое небо, задняя – мягкое небо или неюная занавеска, заканчивающаяся маленьким язычком. Надставная труба (рот, нос) – источники обертонов и резонаторных тонов. Полость носа- неизменяемый по объему резонатор, полость рта может всячески менять свои форму и объем, благодаря подвижным органам (губы, язык, маленький язычок, мягкое небо, иногда надгортанник) Из губ наиболее подвижная нижняя, которая может принимать различные формы. Язык – самый подвижный орган р.а. Он состоит из корня, спинки, подразделяемой на три части, и кончика. Альвеолы – бугорки у корней верхних зубов. Надгортанник (эпиглоттис) – листовидный хрящ, расположенный в глотке под корнем языка над гортанью, служит физиологически для прикрывания гортани в момент приема пищи или образования сужения с задней стенкой глотки (особые звуки).
Артикуляционная база – совокупность привычных произносительных навыков – движений и составлений органов речи, необходимых для произношения звуков данного языка. Это преемственно усвоенный уклад органов речи для звукообразования, привычный для всех членов данного языкового коллектива и иногда различный в разных языковых коллективах. Артикуляция -работа, которую выполняют органы речи при образовании звуков. Состоит из трех частей: приступ (экскурсия), средняя часть (выдержка), отступ (рекурсия).
3. Классификация звуков речи. Основные отличия гласных от согласных. Основные принципы классификации гласных звуков. Дифтонги. Во всех языка звуки делятся на гласные и согласные Отличия согласных от гласных: 1 ) С точки зрения артикуляции - у гласных отсутствует наличие преграды; согласные – ртосмыкатели, гласные – ртораскрыватели -по силе выдоха (экспирация): сильнее всего она у глухих согласных (сильные), слабее у звонких согласных (слабые), еще слабее у сонорных и самая слабая у гласных. -при произношении гласных напрягается весь речевой аппарат, в том числе органы (стенки полости рта), являющиеся резонаторами. При произношении согласных напряжение сосредотачивается в одном месте – в месте возникновения преграды – там, где создается характерный для этого согласного шум 2) с точки зрения акустики – наличия голоса и шума -Сонорные (определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные) или участвуют минимально). Включают сонорные согласные м,н,л,р,й -шумные (только согласные, тембр определяется характером данного шума) Включают звонкие шумные длительные (в,з,ж) и мгновенные (б,д,г), а так же глухие шумные длительные (ф,с,ш,х) и мгновенные (п,т,к). Принципы классификации гласных звуков: 1) Место образования (ряд) – передний, средний, задний 2) Степень подъема языка – нижний, средний, верхний 3) Работа губ (отсутствие/наличие лабилизации, огубление) 4) Вид резонатора – ротовые (чистые) и носовые 5) По долготе и краткости 6) Предыхательность
Дифтонг – фонема, состоящая не только из одного звука, но и более (ai, oi) Звуки, артикуляция которых подразумевает переход от одного гласного звукотипа к другому.
4. Принципы классификации согласных звуков. Классификация согласных звуков. Принципы 1. Способ образования 2. Место образования 3. Участие голоса и шума 4. Мягкость/твердость (дополнительная палатальная артикуляция или велярная) Классификация 1. По способу образования ( типы преграды, характер прохода для струи воздуха) А) фрикативные (спиранты, щелевые) – звуки суженого прохода, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода (в,ф,з,с,ж,ш) Б) Смычные (сомкнутые) – на пути струи воздуха соприкасающиеся органы возводят полную преграду – смычку Подразделяются на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка ü Смычно-взрывные – смычка взрывается под напором струи воздуха и выходит из ротовой полости (б,п,д,т,г,к) ü Аффрикаты (смычно-фрикативные) – смычка сама раскрывается для струи воздуха в щель и воздух проходит через нее с трением, но в отличие от фрикативных звуков не медленно, а мгновенно (ц, пф, ч, дж,дз) ü Носовые – смычка находится не нарушенной, а воздух проходит обходом через носовую полость (м, н разного типа) ü Боковые (латеральные) – смычка остается не нарушенной, но бок языка опущен вниз и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому выходит воздух (л разного типа) ü Дрожащие (вибранты) смычка последовательно и переодически размыкает, образуя дрожащий звук (р разного типа) 2. По месту образования (точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути струи воздуха и где при прямом преодолении преграды возникает шум) А) классификация по активным и пассивным органам ü Активные – губные, передне-,задне-,среднеязычные ü Пассивные – губные, зубные, передне-,средне- и задненебные) ü Язык – самый подвижный орган Спинка языка делится на переднюю, среднюю и заднюю часть Б) место образования ü Губные: губно-губные(м,п,б), губно-зубные(ф,в) ü Язычные -Переднеязычные: межзубные, зубные (с,з,т,д,ц,дз,н,л), небные(ш,ч,дж,ж,р) -Заднеязычные: средненебные, задненебные (х,г,к), глубокие -Среднеязычные (j) ü Увулярные (R) ü Надгортанниковые (сдавленный голос и сдавленный шум, арабск.) ü Гортанные (h, гортанный взрыв) 3. Участие голоса и шума А) сонорные – голос преобладает над шумом (р,л,м,н) Б) шумные – шум преобладает над голосом (все остальные) - звонкие (есть голос) - глухие (только шум) 4. Мягкость/твердость А) Палатализация – дополнительный к основной артикуляции подъем средней части языка к твердому небу Б) Веляризация – дополнительный подъем задней части языка к мягкому небу 5. Фонетические изменения (комбинаторные, позиционные). Т.к звуки в живой речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи, они могут подчинятся влиянию общих условий произношения (позиционные изменения: возникновения протез в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных) и взаимодействовать, влияя друг на друга (комбинаторные изменения)
Позиционные изменения Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов (чаще всего редукция происходит у гласных, т.к они слоговые) Редукция может застрагивать и согласные: превращение j в [и] на конце слов и в безударных слогах; оглушение на конце слова ü Количественная – гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но характерный тембр сохраняют в любом слоге ü Качественная - гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, слоговые гласные безударных слогов теряют те или иные признаки своего тембра, т.е качества Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|