ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Словообразование как раздел лингвистики. Предмет и задачи словообразования.Словообразование как особый раздел языкознания состоит из двух частей: морфемики и собственно словообразования. Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), о строении, структуре слова. Собственно словообразование (деривация) изучает способы образования слов и словообразовательную роль морфем. Большинство слов в русском языке являются производными, или мотивированными, т.е. образованными на базе других слов языка. Например, слово хлебный произведено от существительного хлеб при помощи суффикса прилагательного -н-. Иначе говоря, слово хлебный мотивировано существительным хлеб. Существительное доброта произведено от прилагательного добрый при помощи суффикса со значением отвлеченного качества -ота. Таким образом, прилагательное добрый является мотивирующим (производящим) словом для существительного доброта. Итак, производное (мотивированное) слово – слово, которое образовано от другого слова языка. Каждое производное слово имеет свое мотивирующее (производящее) слово, т.е. слово, от которого оно образовано. Мотивирующее слово всегда родственное (однокоренное) слово, более простое по структуре и значению, чем производное. Часто случается так, что слово теряет свое мотивирующее слово в истории языка. Так, существительное зодчий оказалось без своего производящего, когда слово зод (в др.-рус. орфографии зъдъ) со значением ‘глина, стена’ вышло из употребления. Иногда слово и его производящее в истории языка теряют свою семантическую связь, их значения со временем настолько изменяются и отдаляются друг от друга, что эти слова перестают осознаваться носителями языка как однокоренные. Так произошло со словами врач и врать. Второе исторически являлось производящим для первого (вра-ть → врач, ср. ткач от ткать, рвач от рвать и т.п.). Исконно слово врать не имело отрицательной коннотации и обозначало не только ‘говорить ложь, неправду’, но и вообще ‘говорить’ (ср. у А.С. Пушкина в «Капитанской дочке»: «Не все то ври, что знаешь»). А слово врач имело значение ‘знахарь, заклинатель болезней’. В течение времени значения слов настолько изменились, что в настоящее время их былое родство забыто, они не считаются однокоренными. Слова, для которых в современном русском языке нельзя найти производящего, называются непроизводными. Словообразовательное значение слова – это семантическое отношение производного слова к производящему, выраженное языковыми средствами внутри слова. Например, у существительных учитель (образовано от учить), водитель (образовано от водить), читатель (образовано от читать) словообразовательное значение следует обозначить как ‘лицо, совершающее действие, названное производящим словом’, оно выражается суффиксом -тель. У прилагательных губастый (образовано от губа), зубастый (образовано от зуб) словообразовательное значение следует сформулировать как ‘характеризующийся внешним интенсивным признаком, названным производящим словом’, оно выражается при помощи суффикса -аст-. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|