Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Словообразование как раздел лингвистики. Предмет и задачи словообразования.




Словообразование как особый раздел языкознания состоит из двух частей: морфемики и собственно словообразования.

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), о строении, структуре слова.

Собственно словообразование (деривация) изучает способы образования слов и словообразовательную роль морфем.

Большинство слов в русском языке являются производными, или мотивированными, т.е. образованными на базе других слов языка. Например, слово хлебный произведено от существительного хлеб при помощи суффикса прилагательного -н-. Иначе говоря, слово хлебный мотивировано существительным хлеб. Существительное доброта произведено от прилагательного добрый при помощи суффикса со значением отвлеченного качества -ота. Таким образом, прилагательное добрый является мотивирующим (производящим) словом для существительного доброта.

Итак, производное (мотивированное) слово – слово, которое образовано от другого слова языка.

Каждое производное слово имеет свое мотивирующее (производящее) слово, т.е. слово, от которого оно образовано. Мотивирующее слово всегда родственное (однокоренное) слово, более простое по структуре и значению, чем производное.

Часто случается так, что слово теряет свое мотивирующее слово в истории языка. Так, существительное зодчий оказалось без своего производящего, когда слово зод (в др.-рус. орфографии зъдъ) со значением ‘глина, стена’ вышло из употребления.

Иногда слово и его производящее в истории языка теряют свою семантическую связь, их значения со временем настолько изменяются и отдаляются друг от друга, что эти слова перестают осознаваться носителями языка как однокоренные. Так произошло со словами врач и врать. Второе исторически являлось производящим для первого (вра-ть → врач, ср. ткач от ткать, рвач от рвать и т.п.). Исконно слово врать не имело отрицательной коннотации и обозначало не только ‘говорить ложь, неправду’, но и вообще ‘говорить’ (ср. у А.С. Пушкина в «Капитанской дочке»: «Не все то ври, что знаешь»). А слово врач имело значение ‘знахарь, заклинатель болезней’. В течение времени значения слов настолько изменились, что в настоящее время их былое родство забыто, они не считаются однокоренными.

Слова, для которых в современном русском языке нельзя найти производящего, называются непроизводными.

Словообразовательное значение слова – это семантическое отношение производного слова к производящему, выраженное языковыми средствами внутри слова. Например, у существительных учитель (образовано от учить), водитель (образовано от водить), читатель (образовано от читать) словообразовательное значение следует обозначить как ‘лицо, совершающее действие, названное производящим словом’, оно выражается суффиксом -тель. У прилагательных губастый (образовано от губа), зубастый (образовано от зуб) словообразовательное значение следует сформулировать как ‘характеризующийся внешним интенсивным признаком, названным производящим словом’, оно выражается при помощи суффикса -аст-.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных