Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЛИСЕМИЯ И ОМОНИМИЯ




I. Ответьте на вопросы:

1. Что такое полисемия?

2. Чем обусловлена полисемия?

3. Какие виды лексических значений имеются в структуре многозначного слова?

4. Типы лексических значений: свободное, фразеологически связанное, синтаксически и конструктивно обусловленные.

5. Мешает ли многозначность пониманию слова в речи?

6. Что такое расширение и сужение значений?

7. Существуют ли однозначные слова?

8. Что такое термин?

9. В чем различие прямого и переносного значения?

10. Назовите основные виды переноса значения.

11. Термины по теме выпишите в словарь: полисемия, моносемия, лексико-семантический вариант, метафора (языковая, речевая), метонимия, синекдоха, зоосемизм, термин, контекст, конситуация.

III. Ответьте на вопросы:

1. Что такое омонимия? Что общего/ различного в явлениях омонимии и полисемии? Каковы критерии разграничения этих явлений?

2. Виды омонимов (полные; неполные - омофоны, омографы, омоформы).

3. Каковы основные пути образования омонимов?

4. Роль омонимов в речи.

5. Мешает ли омонимия пониманию слова в речи?

6. Что такое паронимы?

IV.Усвойте термины по теме: омонимия, омонимы, омоформы, омофоны, омографы, паронимы.

V. Выполните практические задания № 1, 2, 3.

Литература

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - С. 111-118.

2. КодуховВ.И. Введение в языкознание. - С. 198-199.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С. 102-110.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - С. 81-95.

5. Записи лекций.

6. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.

7. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984.

8. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка: Словарь-справочник/ Сост. Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. - М., 1968.

Практические задания к занятию №8

1. Пользуясь словарями, из перечисленных слов выделите наиболее многозначные и укажите причины их высокой многозначности:

чистый, смотреть, стоять, тяжелый, легкий, сидеть, черный, хвастать, прикарманить, зеленый, ходить, розовый, лиловый, браниться, плут, рука, плохой, бить, свистеть, якшаться, сиять, брать, хлеб, трава, век, мокрый, закат, почва.

2. Опишите значения выделенных слов в нижеследующих предложениях. Определите, какой смысловой элемент является общим для разных значений одного и того же слова:

А. 1. Светлая лампа освещала разбросанные по столу бумаги, 2. Его привели в большую светлую комнату. 3. Скоро ночи будут совсем светлыми. 4. Светлый ручеек весело бежал по дну оврага. 5. Девушка в светлом платье стояла у окна. 6. Светлые обои придали комнате праздничный вид.

Б. 1. Красные знамена гордо развевались над рядами демонстрантов. 2. Красная гвоздика - символ победы. 3. Навстречу мне выбежала девочка в красном платьице. 4. Банка с красной икрой стояла на столе. 5. Мы с тобою, птицы вольные, жить поедем в Москву красную. (Кольцов). 6. Не красна изба углами, а красна пирогами. 7. Красная армия несла народам освобождение.

3. Определите значение слов земля, номер, глухой, тонкий каждом из приведенных ниже предложений. Установите, сколько значений слов здесь представлено. (Для справок используйте любой толковый словарь).

Гордые мечты о счастье и славе земли своей родной рвали сердце Николая Алексеевича (Кор.). В садах будто забили фонтаны из снега пополам с землею. Среди планет Солнечной системы только Земля населена разумными существами.

Выступление этой певицы оказалось лучшим номером всей программы. Стучусь к ней вечером, а она в номере мебель переставляет по-своему (Ов.). Тоскливо было сидеть узнику в угрюмой общей комнате номер двадцать семь (Гайд.).

Ребенок родился в богатой семье Юго-Западного края, в глухую полночь (Кор.). Но вот за дверьми, должно быть с кухни, раздался какой-то глухой шум (Гайд.). Окон почти нет, стена глухая, потому что север (Чехов).

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица. -Ты, пожалуйста, не сломай планку, она очень тонкая (Гайд.).

-...Разве ты не видишь, что это модель ветряного двигателя? Это работа тонкая (Гайд.).

4. Приведите примеры использования данных ниже слов в собственно номинативном значении (прямом) и в номинативно-производном (переносном):

ручка, дорога, потолок, клокотать, играть.

5. Укажите, в каком значении (прямомили переносном употреблены выделенные слова в словосочетаниях:

крепкое здоровье, сладкий компот, гвоздь всей программы, полное ведро, Дом быта, ранняя весна, передать книгу товарищу, набор карандашей, влипнуть в историю, голубые глаза, глубокий анализ, войти в роль, недалекий человек, во время сна, буйный нрав, рассказывать басни, вручить юбиляру адрес, жить в деревне.

6. Определите способы переноса значений слов в следующих случаях:

блюдо (предмет посуды) - блюдо (кушанье); зерно (семя злаков) - зерно (небольшой предмет) - зерно (зародыш чего-либо); серебро (металл) - серебро (посуда); голова (человека) - голова (поезда); яблоко (плод) - яблоко (глазное); дом (здание) - дом (учреждение) - дом (семья), круг (окружность) - круг (спасательный) - круг (друзей), лента (шелковая) - лента (фильм), молодой (человек) - молодой (задор), удар (резкий, сильный толчок) - удар (звук от такого толчка),- рог (коровы) - рог (охотничий); труд (деятельность) - труд (печатный).

7. Многозначность или омонимия наблюдается в следующих предложениях? Ответы аргументируйте. (Свои выводы проверьте по толковому словарю):

А. Дети были заняты новой игрой. Решение задачи заняло целый час. Рота заняла новую позицию. На покупку телевизора им пришлось занять денег у родных. Комната оказалась занятой какими-то приезжими.

Б. У этих часов слишком короткий завод.Завод получил новое оборудование.

В. Правая рука у нее была сломана. Правое дело всегда победит. Правые партии образовали оппозицию.

8. Можно ли определить вне контекста значение следующих слов? Употребите их в предложениях и назовите явление, которое они иллюстрируют:

жгут, вели, постой, мой, дали, вина, стекло, трем, стать, век, течь, вести, дороги, ласка, знать.

9. Выберите одно из заключенных в скобках слово, свой выбор мотивируйте. Какое явление иллюстрируют заключенные в скобках слова?

Абитуриент глубоко раскрыл тему сочинения, но допустил целый ряд (стилевых, стилистических) ошибок. Товарищи пассажиры, не забудьте (оплатить, уплатить) за проезд! В своей новой шубе из (искусного, искусственного) меха она выглядела очень эффектно. Для лучшего (освоения, усвоения) материала преподаватель предложил ряд упражнений. Он быстро (одел, надел) плащ и выбежал на улицу. Для того чтобы не быть (невежей, невеждой), надо много читать.

 

ЗАНЯТИЕ № 9






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных