Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания к занятию №9




1. Объясните значение каждого из приводимых ниже членов синонимического ряда. Укажите, какой семантический признак является для них общим (интегральным) и в чем заключаются их семантические различия. Подтвердите выводы примерами.

Бесцветный, бледный, невыразительный, безликий, серый, тусклый, неяркий.

2. К приведенным ниже словам подберите синонимы и сформируйте в соответствии с этим синонимические ряды, выделяя доминанту. (При выполнении задания учитывайте многозначность некоторых слов).

Совершенный, зарубежный, губительный, доступный, шаблонный, разориться, притворяться, сердить, выявить, брать, сглаживать.

3. Разделите данные группы синонимов на стилистические, идеографические, эмоционально-оценочные. Аргументируйте свое решение. Укажите промежуточные случаи (при выполнении данного упражнения пользуйтесь любым толковым словарем):

путь - дорога - тропинка, ясно - четко - отчетливо, довод - аргумент, лицо – лик - рожа - морда, лингвистика - языкознание - языковедение, выговор - нагоняй, правда - истина, жена - супруга - половина - благоверная, источник - ключ - родник, радость - удовольствие - наслаждение, есть - лопать - жрать - трескать - кушать, сообщать - уведомлять - информировать, мысль - идея - понятие, вертолет - геликоптер, слушаться -повиноваться - подчиняться, худой - тощий - костлявый, внезапно - неожиданно - вдруг, дом - хата - изба - хижина, отец - родитель, смелый - храбрый - отважный, бежать - мчаться - нестись.

4. Прочитайте предложения, выбирая один из заключенных в скобках синонимов, свой выбор мотивируйте:

Дверь отворилась, и в кабинет вошла (пригожая, красивая) девушка. Пока еще (рано, безвременно) делать окончательные выводы. Он вновь посмотрел на меня (прозорливым, проницательным) взглядом своих черных глаз. - Лучшие работницы фабрики были награждены ценными (подарками, презентами). Эту (оригинальную, подлинную) идею (молодой, юный) ученый (выставил, выдвинул) сразу после окончания института. Наш медицинский институт готовит (врачей, докторов) всех специальностей.

5. Подберите антонимы к разным значениям следующих слов:

грубый, густой, защита, настоящий, низкий, полный, простой, свежий, твердый, тихий, тонкий, фальшивый, частный, ясно.

6. Из приведенных ниже предложений выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. В каждом случае укажите, являются ли антонимы языковыми или контекстуальными:

а) Не ноги меня несли, не лодка меня везла, меня поднимали какие-то широкие сильные крылья (Т.). б) Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики заплакали; бубенчики засмеялись (Ч.). в) Все чаще она указывала ему разницу между ним, мужиком, и ею, женщиной образованной, и нередко эти указания обижали Илью (М.Г.). г) Несколько секунд они молча разглядывали друг друга - один, заинтересованный и чем-то довольный, другой - равнодушный, спокойный (М.Г.). д) Она смотрела на него виноватым взглядом, а он на нее снисходительным и смешливым (М.Г.) е) Надо стремиться писать так, чтобы могло читаться с одинаковым интересом как профессором, так и кухаркой (Тел.).

7. Подберите пословицы и поговорки, в которых употребляются антонимы.

8. Вспомните, в названиях каких произведений художественной литературы используются антонимы.

9. Из приведенных ниже предложений выпишите межчастеречные синонимы и антонимы:

а) На севере стояли морозы, и здесь тоже было холодно. б)...если ненастно было, он ненастью радовался - сосредоточеннее и как-то уютнее думалось, когда пасмурно (Залыгин), в) Все холодает, а вчера еще было настоящее тепло, г) Лодки отстаивались около бара, дожидаясь затишья. В бурную погоду бар бывал очень опасен (Паустовский). д) Погода обещала быть жаркой. Всегда так. Днем жарко, ночью холодина (Айтматов), е) В Москве было холодно. Все удивлялись капризам погоды, ибо прогноз обещал потепление, чуть ли не жару, ж) Одному жара покажется холодом, другой в мороз кричит жарко.

10. Сгруппируйте приведенные ниже лексические единицы таким образом, чтобы в одну группу входили слова, связанные друг с другом определенными отношениями (принадлежностью к одному синонимическому ряду, антонимической паре, лексико-семантической группе):

соглашение, гвоздика, отважный, заяц, ласково, прибежище, инженер, береза, рабство, ограниченный, нарцисс, истасканный, индивидуальный, леопард, бестрепетный, указание, клен, закат, летчик, истертый, благородный, артист, липа, гладиолус, заезженный, медведь, неустрашимый, сосна, врач, пристанище, шофер, свобода, слон, затасканный, осина, носорог, свидетельство, коллективный, безбоязненный, убежище, волк, узкий, нижний, утро, избитый, храбрый, восход, уют, дуб, подтверждение, старый, тюльпан, односторонний, низкий, вечер, затрепанный, бесстрашный, новый, широкий, грубо, высокий.

 

ЗАНЯТИЕ №10






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных