Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ. Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией (артикуляция - от лат




 

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией (артикуляция - от лат. articulare - “членораздельно выговаривать”). Артикуляция складывает­ся из трех частей: из приступа (или экскурсии) звука (экскурсия - от лат. excursio - “выбегание”, “вылазка”), когда органы “выходят на работу”[233] средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуля­ции, и отступа (или рекурсии (рекурсия - от лат. recursus - “обратное движение”, “возвращение”)), когда органы возвраща­ются в нерабочее состояние.

Звуки с мгновенной выдержкой - мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протя­гивании они дают другое слуховое впечатление: не [ц], а [с], не [ч], а [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой - длительные звуки, хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (тако­вы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [и], [х]; в русском всегда длительно [щ]).

Благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого за­держкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).

Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустичес­ких, так и из артикуляционных признаков[234].

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные (сонорные - от лат. sonorus - “звучный”) определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р - разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

В звуках речи крайними точками по сонорыости могут слу­жить гласная [а] и шумная согласная [п]. Характерное для [а] зву­чание состоит из чисто тонального эффекта, т. е. определяется только данным резонаторным тоном, шумов в [а] нет, а если по­чему-либо (что не является нормальным) они и примешиваются, то не играют никакой роли для характеристики [а], наоборот, для звука [п] тональные эффекты сведены к нулю; то же, что характе­ризует тембр [п], состоит именно в характерном шуме взрыва со­мкнутых губ, а голос в образовании звука [п] не участвует.

Между этими двумя полюсами - чисто тональных звуков типа гласного [а] и далее в убывающем по сонорности порядке (благо­даря уменьшающемуся раствору рта) [э], [о], [и], [у] и чисто шу­мовых, типа глухого, мгновенного шумного [п] - находятся зву­ки, переходные от сонорных к шумным: в пределах сонорных - сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [и], [w], а в пределах шумных - звонкие шумные длительные, как [в], [з], [ж], и мгновенные, как [б], [д], [г], глух и е шум­ные длительные, как [ф], [с], [ш], [х], и мгновенные, как [п], [т], [к]. Таким образом, акустически гласные выделяются как чисто тональные звуки. Еще очевиднее выделение гласных по артикуляционным признакам.

Есть звуки речи, артикуляция которых направлена на умень­шение раствора рта, в пределе - на закрывание рта ([п]), - это, по В. А. Богородицкому, “ртосмыкатели”, или согласные; артику­ляция другого рода звуков направлена на расширение раствора рта, в пределе - на полное раскрывание рта ([а]), - это “рторас-крыватели”, или гласные. Проверить эту тенденцию артикуляции согласных и гласных можно, усиливая интенсивность артикуля­ции (в основном - мускульного напряжения): если в результате усиления мускулы будут сильнее сжимать рот, то это согласный звук ([п], [б], [т], [д], [к], [г], [ц], [ч], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [х], [м], [н], [л], [р], а также [w] и [j]); если же в результате усиления мускулы будут сильнее раскрывать рот, то это гласные звуки ([а], [э], [о], [и], [у]), которые при данном опыте все стремятся к глас­ной широкого раствора [а]: гласные среднего раствора [э] и [о] непосредственно, а гласные узкого раствора [и] и [у] через сту­пень [э], [о][235].

Происходит это потому, что ртораскрывание и ртосмыкание совершаются при преобладании действия разных групп мускулов (мышц): “Первое действие совершается при помощи мышц, иду­щих от нижней челюсти к подъязычной кости, а второе - по­средством жевательных мышц, заложенных между обеими челюс­тями”[236].

Так называемые “полугласные” звуки (й [j], ў [w] и т. п.), на­ходящиеся между гласными и согласными, на поверку всегда ока­зываются либо теми, либо другими; граница гласных и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [и], [у] и соот­ветствующих согласных й [j], ў[w].

Н. С. Трубецкой (1890-1938) был сторонником определенного разграничения гласных и согласных и аргументировал это так: “Гласные” и “согласные” - это звуковые, т. е. акустические, по­нятия, и их можно определять только как звуковые понятия”[237]. Он сопровождал это положение такой аналогией: “...кто-нибудь на­свистывает или напевает мелодию в мундштук трубы и одновре­менно с этим попеременно то прикрывает рукой, то открывает раструб этой трубы. Очевидно, в воспринимаемых на слух резуль­татах этого процесса можно различить троякого рода элементы: во-первых, отрезки между прикрытием и открытием раструба, во-вторых, отрезки между открытием и прикрытием раструба, в-тре­тьих, отрезки насвистываемой или напеваемой в трубу мелодии.

Элементы первого рода соответствуют согласным, элементы вто­рого рода - гласным, а элементы третьего рода - просодичес­ким единицам”[238].

Сила выдоха (экспирации (экспирация - от лат. explratio - “выдох”)) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных (почему они называ­ются fortes - сильные), слабее у звонких согласных (почему они называются lenes - слабые[239], еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В “слабости” гласных и боль­шинства сонорных согласных легко убедиться, если произносить их без голоса.

 

СОГЛАСНЫЕ

 

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, мо­жет быть:

1) свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные (см. § 31);

2) суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя возду­ха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это фрикативные' согласные (иначе спиранты (спиранты - от лат. spirans, spirantis - “дующий”, “выдыхающий”), щелевые, щ е л и н ы е, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h];

3) с б м к н у т ы м, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смычку, которую либо надо прямо пре­одолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка. Смычные подразделяются на:

1) в з р ы в н ы е, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости нару­жу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г], а также и гортанный взрыв [г1];

2) аффрикаты (аффриката - от лат. affricare - “притирать”) (с мычно- фрикативные (фрикативные - от лат. fricdtio - “трение”)), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фри­кативных не длительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];

3) носовые (или назальные (назальные - от лат. nasalis - “носовой”)), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое нёбо и продвинуть маленький язычок впе­ред, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образо­вана смычка); это [м], [н] и другие н (gn французское, ng немец­кое и английское);

4) боковые (или латеральные (латеральные - от лат. lateralis - “боковой”)), когда смычка оста­ется ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым нёбом; это разного типа л;

5) дрожащие (или в и б р а н т ы (вибранты - от лат. vibrans, vibrantis - “дрожащий”, “колеблющийся”)), когда смычка последо­вательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, т. е. органы речи производят дрожание, или вибрацию', вследствие чего струя воздуха выходит нару­жу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода”; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкаса­ясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кон­чик языка, соприкасаясь с твердым нёбом (таково русское [р]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове mnpy!) [240].

Такова классификация звуков речи по способу обра­зования, отвечающая на вопрос как? Способ обра­зования определяется как характер прохода для струи воз­духа при образовании звука речи (свободный, суженный, сомк­нутый).

Все фрикативные (за исключением в некоторых случаях [w] и [j] и) относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие [ф], [с], [ш], [х] и звонкие [в], [з], [ж], [у] ([у] - звонкое [х]); к шумным относятся также взрывные и аффрикаты: а именно -глухие взрывные[п], [т], [к], р ] (р] - гортанный взрыв) и аффрикаты [пф], [ц], [ч]; звонкие взрывные [б], [д], [г] и аффрикаты [дз], [дж].

Наоборот, носовые, боковые и дрожащие обычно относятся к сонорным, так как, несмотря на смычку, являющуюся экскурсией этих звуков, они образуются в результате свободного прохода воз­духа (являющегося рекурсией этих звуков): у носовых - через нос, у боковых - между языком и щекой, у дрожащих - в момен­ты размыкания органов. Тем самым объясняется их принадлеж­ность к сонорным согласным (это не щель, где образуются шумы от трения, что нужно для фрикативных согласных).

Взрывные и аффрикаты относятся к мгновенным звукам, их нельзя “тянуть”, а гласные, фрикативные, носовые, боковые и дро­жащие согласные относятся к длительным - их можно “тянуть”. Как уже выше было сказано, бывают и долгие взрывные, и афф­рикаты, где долгота получается за счет задержки размыкания на выдержке, например: оттого [Λт:Λвó], так как [тáк:ǝк], палаццо [пΛлáц:о], братца [брáц:Λ], блюдце [бл’ýц:Λ], браться [брáц:Λ], бе­рется [б’иэр’óц:Λ] и т.п.

Сужение и смыкание органов может возникать в различных участках надставной трубы; так, могут взаимодействовать губы, язык с губами и различными своими частями с разными участка­ми нёба, маленький язычок с задней частью языка, надгортанник и задняя стенка глотки и подвижные части гортани (связки и пи­рамидальные хрящи) взаимно друг с другом.

Поэтому согласные звуки каждого способа образования мож­но классифицировать по месту образования, что будет отвечать на вопрос где? Место образования- это та точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути струи воздуха и где при прямом преодолении преграды (взрыв­ные, аффрикаты, фрикативные) возникает шум. Образуя прегра­ду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган играет обычно активную роль, - это актив­ный орган (например, язык), а другой - пассивную, - это пассивный орган (например, зубы или нёбо).

Для языковедения определять активные органы как имеющие мускулатуру и подвижность, а пассивные как лишенные этого - неправильно.

Если не имеющие мускулатуры и подвижности органы не мо­гут выступать как активные, то имеющие эти возможности могут выступать не только в роли активных, но и пассивных; например, задняя часть языка и маленький язычок могут взаимодействовать по-разному, образуя различные звуки: если задняя часть двигает­ся к маленькому язычку, а он остается на месте, то получается глубокое [γ] (звонкое [х]); если же наоборот (т. е. маленький язы­чок приближается к задней части языка), то получается картавое [р]. Активные и пассивные органы следует определять по роли в данной паре.

При определении места образования следует учитывать как активный орган, так и пассивный, так как один и тот же актив­ный орган может взаимодействовать с разными пассивными (на­пример, нижняя губа может приближаться как к верхней губе, так и к верхним зубам; задняя часть языка может приближаться к разным частям нёба и т. п.), равно как и к одному пассивному органу могут приближаться разные активные органы (например, к верхним зубам может приближаться и нижняя губа и кончик языка; к твердому нёбу может приближаться и средняя и задняя части языка).

Классификация по активным органам (губные, перед­не-средне- и заднеязычные) ближе определяет ход развития артикуляции и позволяет дать более точные указания правильного произношения, что особенно важно при овладении иностранными языками, тогда как классификация по пассивным органам (губные, зубные, передне-, средне- и задненёбные) более статична, но зато позволяет легче свя­зать артикуляционную характеристику согласных с их акустичес­кой характеристикой (свистящие, шипящие, твёрдые, мягкие и т. п.), так как указывает на те или иные зоны резона­тора.

Определяя согласные двумя координатами - по способу и месту артикуляции, следует помнить, что все согласные шумные (т. е. фрикативные, взрывные и аффрикаты) могут быть произнесены с голосом (звонкие) и без голоса (глухие).

Все это можно суммировать в таблице[241] (см. таблицу на с. 177).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных