ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЮТЧЕВСКАЯ СТРАНИЧКАНежная и в то же время сочная красота русского Черноземья: степные просторы, пересекаемые неторопливым течением многочисленных рек и речушек, окаймленные лесами и перелесками, яблоневые сады, песни курского соловья – все это очаровывало и манило к себе. Живописуя курскую землю, И.С. Тургенев и Н.С. Лесков (подобно курянину Н.А. Полевому) прибегали к "высоким" поэтическим словам: "красота", "благодать", "раздолье", "удовольствие", "удивление". Сильные эмоции вызвала встреча с Куском у поэта Федора Ивановича Тютчева. Он посетил город летом 1868 года, возможно, в связи с необходимостью разрешить какие-то вопросы, касавшиеся его детей от Елены Александровны Денисьевой, курянки по происхождению. Трагическая любовь, соединившая ее с поэтом, получила свое отражение в так называемом "денисьевском цикле" стихотворений. Среди них: "О как убийственно мы любим…", "Сияет солнце, воды блещут…", "Я очи знал, – о эти очи!…", "О, не тревожь меня укорой справедливой!…" – стихи, которые знакомы каждому любителю поэзии. Ко времени приезда Ф.И. Тютчева в Курск Елены Александровны уже четыре года как не было в живых (она скончалась в 1864 году). И хотя переживания, терзавшие поэта, не ослабли, они ушли вглубь. Федор Иванович остановился в городской усадьбе отца Е.А. Денисьевой (на ее территории ныне размещена областная больница №1). В те времена к усадьбе прилегал сад, парк с тенистыми аллеями. Город детства Денисьевой произвел на Ф.И. Тютчева самое прекрасное, поэтическое впечатление. "Я ничуть не сожалею, – писал он домой, – о своей долгой остановке в Курске: расположение его великолепно". Окрестности города смутно напомнили поэту окрестности Флоренции. "Вот еще одно из тех мест, которое, не будь оно в России, – не без горечи заметил Ф.И. Тютчев, – давно бы служило предметом паломничества для туристов". Его очаровала прогулка по возвышенностям, на которых расположен город, открывающийся с них вид на речку Тускарь, "искрящуюся" на солнце и усеянную "сотнями купальщиков". Эта картина заставила его вообразить себя перенесенным в далекие мифологические времена. Курские впечатления, видимо, сказались в стихотворении Ф.И. Тютчева "В небе тают облака", написанном в самом начале августа 1868 года: Чудный день! Пройдут века – Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное. (По И.З. Баскевичу, 325 слов)
КОРЕННАЯ ПУСТЫНЬ Путь в коренную пустынь лежит по Московско-Курской железной дороге. За станцией Золотухино поезд пробегает по мосту через реку Тускорь, на берегу которой стоят пустынь и Курск. По обе стороны железнодорожного полотна раскинулись черноземные поля, прекрасно описанные щигровским помещиком, известным писателем-туристом Евгением Марковым. На околицах больших сел и деревень кое-где высятся пирамидальные тополя, правда, еще не столь величественные, как в коренной Малороссии. Впереди направо среди зелени белеет святая обитель. На платформе станции Коренная пустынь, называвшейся ранее Будановская, стоит большая каменная часовня, монах которой во время стоянки поезда ходит по платформе со сбором подаяния, звоня в колокольчик. От станции до пустыни четыре версты по проселочной дороге. Масса извозчиков ждет у вокзала богомольцев. От станции до самого монастыря протянулась огромная деревня Будановка, вдоль которой мы и едем. На скате горы, на правом берегу Тускори, среди обширных рощ и садов приютилась обитель. Ее белые храмы и здания то живописно скрываются в купе окружающих их деревьев, то выглядывают из-за них, словно головки белых лилий из корзины зелени. Виден величественный соборный храм, позади его высится колокольня. За собором и колокольней стоят обширный двухэтажный дом настоятеля монастыря и другие здания, налево выглядывает скитский храм. Близ собора видно начало крытой галереи, идущей к нижнему колодезю, где явилась чудотворная икона. Сама галерея закрыта ветвями вековых деревьев, но нижняя церковь, построенная над святым колодезем, отлично видна. Удивительно красивы в осеннюю пору года "в багрец и золото одетые" рощи и сады обители. К югу от монастыря, в сторону Курска высоко на горе стоит большой каменный храм села Долгого, а к северу раскинулись белые хатки деревни Служни, население которой кормится работою на братию монастыря. У подножья горы красиво вьется река Тускорь, через которую богомольцев перевозят на двух больших лодках. От монастыря до Курска 27 верст. (По А.Фирсову, 267 слов)
ЗАНЯТИЕ № 10 КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ
* * * …Первым живым поэтом, встретившимся в жизни, был мой дед Николай Павлович Пинский. Отец моей матери, фантазер, охотник, говорун на чистейшем орловском говоре, по-старинному оборачивавший синтаксис. Он-то и удивлял меня необычностью применения выражений и словечек. Бабка, его жена, была еще из крепостных взята замуж, выкупленная дедом из неволи. Была у них любовь верная и долгая. Это тоже мне служило примером человеческих отношений. Но я об этом писал в стихах… Фантастические рассказы деда о собственных приключениях должны были бы быть записанными – с рифмами или без рифм, – оставаясь настоящей поэтической выдумкой. Например, о быках, дравшихся у шалаша, в котором дед заночевал. Быки дрались так яростно, что от летевших от ударов их лбов искр загорелся шалаш. Или же о зайце, унесшем дедовы часы. Часы были старинные, с заводом на две недели, и носились на длиннейшей медной цепочке, надевавшейся петлей через голову. Так вот, заяц, сиганувший через куст, на котором дед развесил во время привала часы, унес их. Зайца этого, когда он из русака уже сделался беляком, настиг-таки выстрел деда. Часы оказались в целости, что удивительно – они все еще шли! Вот какой был завод! И попробовали бы вы, будучи слушателем, усомниться в слышанном. Как все самолюбивые авторы, дед критики не терпел! "Живых" поэтов я потом встречал не раз, но никто из них меня не поражал так, как в детстве дед… (По Н. Асееву, 198 слов)
ПЕРВЫЙ ДЕКАБРИСТ Владимир Федосеевич Раевский, сын богатого курского помещика, появился на свет как раз в год смерти Шелихова, в 1795 году. А в семнадцать лет он уже отличился в Бородинском сражении и был награжден золотой шашкой с надписью "За храбрость". Он участвовал и в заграничных походах русской армии. Ожидания обновлений в России после победы над Наполеоном не сбылись. Мрачная власть Аракчеева крепла, людей, которые этому противостояли, ждали опала и ссылка. Раевский, назначенный на службу на юг России, попал в дивизию будущего декабриста Михаила Орлова. Он вступает в "Общество благоденствия" и становится его деятельнейшим членом. В дивизионной школе, где он преподавал, солдаты поразительно много знали о Великой французской революции, об испанских революционерах. Раевский говорил с ними о преимуществах конституционного строя перед деспотическим. Он настолько не умел скрывать свои взгляды, что заслужил репутацию "совершенно необузданного вольнодумца". Наверное, именно это качество привлекало к нему Пушкина. Известно, как восхищен был поэт стихами Раевского о стране, "где народ, подвластный страху, не смеет шепотом роптать". Когда над Раевским нависла угроза ареста, именно Пушкин первым предупредил его об этом. Раевский успел уничтожить самые опасные бумаги. Но репутация его делала наказание неизбежным. В феврале 1822 года он был арестован. Вот почему его называли "первым декабристом", хотя непосредственно по делу о восстании он не проходил. Раевский был осужден на поселение в Сибирь. Здесь в 1872 году он и умер. (По М. Шехиреву, 220 слов)
ЗАНЯТИЕ № 10 КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ * * * На курской земле, недалеко от старинного города Рыльска находится жемчужина русского дворцово-паркового искусства – имение Барятинских "Марьино". Оно было создано по проекту замечательного русского архитектора Карла Гофмана в конце второго десятилетия девятнадцатого столетия (в тысяча восемьсот двадцатом году) Иваном Ивановичем Барятинским. Известный российский дипломат, человек всесторонне образованный, он не только создал дворцово-парковый ансамбль, достойный лучших образцов дворянских усадеб Москвы и Петербурга, но и собрал в "семейном гнезде" великолепную коллекцию живописных полотен, мраморных скульптур, ценнейших книг, устроил один из лучших в округе театров с собственным симфоническим оркестром. Унаследовав от отца богатейшее имение, сыновья Александр и Владимир Барятинские продолжали улучшать архитектурную выразительность Дворца, пополнять его картинную галерею и библиотеку новыми живописными полотнами и книгами. С 1923 года в "Марьино" размещается всероссийская здравница, 75-летие которой было широко отмечено в январе тысяча девятьсот девяносто восьмого года. "Марьино", входящее в систему медицинского центра управления делами администрации российского Президента, гордо несет имя основателей усадьбы князей Барятинских и славится мягким климатом, поэтичностью здешней природы, историко-культурным наследием, великолепными врачами и, разумеется, современным сервисом. Полноценное лечение и отдых здесь ежегодно получают сотни россиян. (По В. Кулагину, 198 слов)
* * * Первый крестный ход состоялся в 1618 году по высочайшему указу царя Михаила Федоровича. Курская Чудотворная икона была торжественно перенесена от Знаменского монастыря, где хранилась, к месту своего обретения – в "пустыньку, что на корню". С приходом в 1917 году к власти воинствующих атеистов этот благочестивый и радостный обряд православной церкви был запрещен. Но через семь десятилетий неустанными заботами архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия, мирян и благотворителей монастырь воскрес. Был возрожден и величественный крестный ход – праздник души, праздник веры, единения православных россиян, событие в их духовной жизни. Крестный ход начинается ранним утром у Знаменского монастыря города Курска. В шесть утра благовест сзывает паству в главный храм епархии. Верующие и священнослужители, куряне и гости древнего города внимают голосу архипастыря, возглавляющего торжественную службу. После литургии архиепископ Ювеналий со списком Курской Коренной Чудотворной иконы "Знамение Божией Матери" (оригинал ее хранится в США) выходит из собора. Торжественно звучат колокола. Мощный хор подхватывает слова: "Пресвятая Богородица, просвяти нас светом сына твоего…" И тысячи людей расступаются. И в живом коридоре над их головами, обрамленная багровыми пионами, плывет курская Святыня. И мощный людской поток тянется от Чудотворной по улицам Курска под колокольные звоны всех храмов, встречающих паломников. Икона крестным ходом доставляется в Коренную пустынь – обитель, возникшую на месте обретения Чудотворной. Торжества завершаются поздним вечером при тысячах свечей, зажженных паломниками. Возрождение крестного хода в Коренную – это не только восстановление исторической памяти, но и наше очищение перед предками. (Из газет, 219 слов)
ЗАНЯТИЕ № 11 КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ * * * Моква расположена недалеко от города Курска, всего в пяти километрах от западной его окраины. Это место хорошо известно курянам как природная зона отдыха, включающая в себя ряд санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей. Это удивительный природный ландшафт: хвойный и лиственный лес, река Сейм с песчаными пляжами, пруды и, конечно, дворцово-парковый комплекс XIX века – усадьба Нелидовых. У Моквы Нелидовых была своя предыстория, уходящая в древность, о которой рассказывают документальные источники. Название деревни происходит от одноименной речки – правого притока реки Сейм, которая со временем обмелела и стала именоваться ручьем. Интересно, что в документальных источниках и литературе прошлых веков встречается написание села через "а" – Маква и через "о" – Моква. А в течение нашего века все же укоренилось название последнее. Слово это – угро-финского происхождения, и значение его объяснить теперь сложно. Известно, что "ва" на угро-финском означает "вода", "река", а "мак" или "мок", возможно, – характеристика реки или местности, где она протекает. Вот короткое упоминание о речке Мокве в описании курских окрестностей 1785 года: "…Вершина ее в селе Касинове, которая выходит из Колодезя, впадает в той же округе в реку Сем (Сейм), в течении простирается на 16 верст…" Первые упоминания о Мокве встречаются в документах XVII века. В 1617 году: "…Дворяне и дети боярские Курчане с ратными людьми составили отряд и пошли на промысел над Литовскими людьми, появившимися в Курском уезде и даже в окрестностях города Курска, где настигли их на реке Мокве, впадающей в Сейм с правой стороны…" (По Е. Холодовой, 232 слова)
* * * Начало строительства усадьбы в Мокве связано с Аркадием Ивановичем Нелидовым (1773–1834), братом фаворитки Павла I – Екатерины Ивановны Нелидовой (1758–1839), который благодаря такому положению сестры за короткое время сделал блестящую карьеру от камер-пажа до генерал-адъютанта. В 1797–1798 годах ему были пожалованы земли в Воронежской, Орловской, Смоленской, Тамбовской губерниях и "…Курской губернии Рыльской округи сёла Гламаздино и Старшее…" С удалением Е.И. Нелидовой от двора Аркадий Иванович был отставлен от службы. По воцарении Александра I Нелидову было возвращено звание генерал-адъютанта с производством в генерал-лейтенанты. После опалы А.И. Нелидов занимал многие высокие посты в Санкт-Петербурге и других городах, а в 1811 году Александр I назначает его губернатором Курской губернии. Эта должность остается за ним до 1818 года. От брака с графиней Софьей Федоровной Буксгевден он имел шесть сыновей и семь дочерей. Умер А.И. Нелидов 3 сентября 1834 года в Ревеле, похоронен в Санкт-Петербурге. В указах Павла I среди дарованных А.И. Нелидову деревень Курской губернии не говорится о Мокве. Неизвестны документы и о времени строительства усадьбы, но можно предположить по архитектуре дворца, что усадьба создавалась на рубеже XVIII–XIX веков. Возможно, Моква была куплена Аркадием Ивановичем во времена опалы как одно из красивых и близких от города мест, где и было начато строительство усадьбы. На основе существовавшей дубравы был разбит так называемый английский парк (приближенный к естественной природе). Запруды на реке Мокве образовали систему трех прудов. Дворец, сливаясь с окружающим ландшафтом, создавал неповторимый и загадочный мир русского "рыцарского замка". (По Е. Холодовой, 228 слов) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|