ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стилистические возможности способов русского словообразования. Словообразовательная норма и отступления от неёСловообразование в русском языке — яркий источник речевой экспрессии благодаря разнообразию оценочных аффиксов. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных. От нейтральных в эмоционально-экспрессивном плане существительных путём аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом — домик, домишко. Такие существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки. Выделяются также: · увеличительные суффиксы, придающие оттенок отрицательной оценки: дом — домина, домище. · суффиксы с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, старушенция. · суффиксы со значением пренебрежения: солдатня, пацаньё. · суффиксы с отрицательным оценочным значением: спаньё, кислятина. У нек-рых экспрессия стирается, сохраняется только разговорный оттенок: бородач, грамотей. Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, например, дочурочка, крохотулечка. Интересна в стилистическом плане также префиксация существительных (раскрасавица, сверхчеловек), но она уступает суффиксации по богатству экспрессивных оттенков. Суффиксация для словообразования прилагательных: положительный оттенок — маленький, малюсенький; отрицательный — вертлявый, высоченный. Экспрессивны приставочные образования, указывающие на степень проявления признака: всевластный, предобрый. Особая выразительность — слова типа милый-милый, долгий-предолгий. Местоимения с суффиксами также получают экспрессивную окраску: всяческий, нашенский, никогошеньки. Среди глаголов продуктивны сниженные глаголы на —ничать: активничать, дипломатничать. Экспрессивны глаголы, образованные от местоимений: якать, выкать и междометий: ахать, тявкать. Глаголы на —ить, образованные от существительных: температурить. Снижение стиля — путём прибавления постфикса —ся: маячиться, обещаться. Приставочный способ: сильная экспрессия, несмотря на то, что образованы путём сочетания нейтральных основ с нейтральными аффиксами: забегаться, прихватить, попридержать. Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова. В современном русском языке встречаются два основных вида нарушений словообразовательной нормы: 1. Ошибки, связанные с нарушением словообразовательной структуры слов русского языка, использованием отсутствующих в языке форм. Например, нет форм 1 лица единственного числа у глаголов пылесосить (нельзя пылесосю) и победить (нельзя победю) и т.п. 2. Искусственно образованные слова — например, преклонник (вместо поклонник, который преклоняется), учительный (вместо учтивый), отменение (вместо отмена) и т.д. Соблюдение словообразовательных норм предполагает использование слов, образованных не только в соответствии с продуктивными словообразовательными моделями, но и с учетом словообразовательного потенциала того или иного слова. Отклонения от словообразовательной нормы в художественных текстах. Окказиональное словообразование. В поисках выразительных средств художественной речи писатели часто прибегают к словотворчеству. Современные художественные окказионализмы делятся на две группы: · построенные по законам книжного словообразования (прозрачность, юнь) · образованные из просторечных аффиксов (с тяжельцой, перегляды). Одни о. обладают яркой выразительностью (карусельно, распоследние), другие — нейтральны (просып, проживала). В них могут быть скрыты эпитеты, метафоры, сравнения: чистоглазый. Юмористическая установка автора: людовед — людоед, душелюб — душегуб. В контексте иногда даются словообразовательные модели, объясняющие процесс создания окказионализма, что усиливает его экспрессию (собеседник — сомолчальница).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|