Публицистический стиль: стилеобразующие факторы, жанровая характеристика текстов, языковые особенности.
Специфика публицистического стиля
Газетно-публицистические тексты строятся на единстве экспрессивных и стандартизованных элементов. Частое использование одних и тех же выражений в одних и тех же ситуациях приводит к трате тем или иным выражением яркости, необычности, выразительности, и в результате этого выражение становится либо клише, либо штампом
Роль публициста включает в себя и индивидуальные черты, и типовые. В тексте, создаваемом публицистом, отражается стиль его поведения
Специфика публицистического стиля в том, что это стиль социальный. Публицистика — язык власти, политики и экономики
Социальность выражается в том, что он сведает за изменениями в обществе, внутренними и внешними. Современный публицистический стиль, конечно, мало чем напоминает публицистику конца 19-начала 20 века
Характеристика совр публ стиля, тенденции:
- расширяются функции публицистики, сферы ее применения(реклама, пиар, интернет)
- журналистика все более отделяется от литературы, приобретая деловой информативный характер
- медиатекст все дальше уходит от печатного и существует в нескольких ипостасях — бумажный, звучащий, визуальный, текст интернета
- по наблюдениям солганика современный публ текст — это полифонический коммуникативный продукт, результат так называемой технологической конвергенции
- подвергаясь неприрывным и многоразовым воздействиям со стороны, публицистика меняет свой речевой и языковой облик. Исследователи отмечают появление целых словообразовательных гнезд (вип, виповский, фитнес и тд)
- в любом стиле существует рамка общения — адресант, сообщение, адресат. Эта схема меняется. Для каждой эпохи есть свой тип автора
- в сферы публицистики внедрился интернет, создаются интернет-жанры, правила
Особое место в публ стиле определяет его специфика в сравнении с разг и худож речью. Совпадение выражается в том, что все они используют при создании текстов разных жанров языковые средства разных стилей, но между этими стилями сущ и отличия:
- разный характер информации
- по-разному выполняют функцию воздействия
- агитационно-пропагандистский характер, в отличие от худож текстов (эмоции, эстетическое восприятие)
- газета является популяризатором знаний в области техники, литературы, и вся эта информация представляется обобщенно
- в публицистике — структура авторского "я" более сложна. Она включает социальные грани личности
- разница в количестве участников
- в публ проблема фиксирована, в разговорной — нет
- публ речь — подготовлена, разг — нет
- Публ — дистантное общение
Общая характеристика газетно-публицистического стиля.
Публицистическая речь отличается от научной характером информации и целеустановкой сообщения этой информации
В научном информация обычно фиксированная, постоянная; цель — сообщение. В публ — информация может быть временной, цель — не только сообщить, но и воздействовать
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|