ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стилистика словообразованияВ русском языке богатство словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской, обусловлено продуктивностью русских аффиксов, придающих словам экспрессивные оттенки и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей. Создание оценочных значений средствами словообразования: 1. размерно-оценочные суффиксы (дом – домик, домишко, домина); 2. суффиксальные образования с шутливой окраской (книженция); 3. собирательные существительные с суффиксами, выражающими пренебрежение (солдатня, матросня); 4. отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам, получают отрицательное оценочное значение (кислятина); 5. удвоение/утроение суффиксов субъективной оценки (дочурочка); 6. экспрессивная префиксация (раскрасавица, ультрамода); 7. суффиксы субъективной оценки прилагательных (малюсенький, высоченный); 8. уменьшительно-ласкательная аффиксация глаголов (сказатеньки); 9. образование глаголов от местоимений (якать, выкать), существительных и прилагательных, имеющих оценочное значение (глупить, жульничать); 10. сниженные глаголы на –ничать/нить (жульничать, температурить); 11. разговорно-просторечные модели типа тормознуть, спекульнуть; 12. экспрессивная аффиксация глаголов (тратиться – поистратиться); 13. аффиксация междометий и частиц (баюшки, нетушки) и т.д. Функционально закрепленные словообразовательные модели привлекают внимание писателей как средство индивидуализации речи персонажей. В художественной речи сложилась традиция стилистического использования суффиксов субъективной оценки. Это также характерно для публицистического стиля. В научном стиле как медицинские термины используются существительные с суффиксами –ом-/-ит-/-ин-/-ол- (миома, нефрит, анальгин, ментол). В целом для книжных стилей характерно образование глаголов на основе существительных и прилагательных терминологического значения (десантировать, складировать), включение греческих и латинских словообразовательных элементов (этноним, антропоним), закрепленность иноязычных приставок, образующих термины (алогизм, гиперзвуковая), русские и старославянские приставки, также образующие термины (междуведомственный, прозападный), аббревиатуры, сложносокращенные слова и т.п. Книжным стилям во многом противопоставлен разговорный стиль, существуют даже различные по словообразованию пары (закаливание - закалка), а также диалектная лексика, для которой характерны суффиксы –ан/-ун/-ух-/-уш- (братан, плакун, запевуха). Основной моделью словообразования профессионализмов является дезаффиксация (недолив, откорм). Для жаргонизмов также характерно усечение основы слова, нередко в сочетании с аффиксацией (телевизор – телик, демобилизованный - дембель) и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|