ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Семинарское занятие № 16.Тема: Типологическая классификация языков. Вопросы.
Творческое задание для всей группы: найдите в русском языке признаки тех типов, к которым он не принадлежит.
Литература 1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, глава X, с. 262-268. 2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, глава X, § 3. 3. Камчатков А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006, глава V. 4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава VI, § 79. 5. Приложение № 1, тексты № 19, 20, 24-29, 34.
Основная учебная и справочная литература по дисциплине Учебники: 1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001. 2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. 3. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006. 4. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. 5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Любой год издания. Обязательные первоисточники: 1. Блумфилд Л. Язык. Перевод с англ. М.,1968. 2. Вандриес Ж. Язык. Перевод с фр. М., 1937. 3. Гельб И. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). Перевод с англ. М., 1982 4. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1996. 5. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965. 6. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977. 7. Солнцев В.М. О лингвистических мифах // Знание языка и языкознание. М., 1991. 8. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977. 9. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. Перевод с нем. М., 2000. 10. Фридрих И. История письма. Перевод с нем. М., 1979. 11. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985. NB! На экзамене по дисциплине каждый студент должен иметь при себе конспекты всех первоисточников и использовать их материалы в ответах на вопросы билета. Дополнительная литература: 1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979. 2. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001. 3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1973. 4. Заскока С.А. Введение в языкознание. Конспект лекций. М., 2005. 5. Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. Часть II. М., 1960. 6. Кочергина В.А. Введение в языкознание. М., 2004. 7. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. 8. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1997. 9. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987. 10. Сусов И.П. Введение в языкознание. М., 2007. 11. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М.,1995, 2004. 12. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003. 13. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998. 14. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождения языка. М., 1985. Справочная литература: 1. Ахманова О.С. Лингвистический энциклопедический словарь. 2. Брусенская Л.А., Гаврилова Г. Ф., Малышева Н.В. Учебный словарь лингвистических терминов. Ростов – на – Дону, 2005. 3. Вархапович К.В. Лингвистика в таблицах и схемах: пособие. Минск, 2003. 4. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС). Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990, 1998. 5. Русский язык: энциклопедия (ЭРЯ). Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВВЕДЕНИЮ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ 1-ГО КУРСА (2003 Г.) 1. Проблема определения объекта и предмета языкознания. 2. Ф. де Соссюр о предмете и объекте языкознания. 3. Типология языкознания. 4. Место языкознания в системе наук. 5. Проблема разграничения языка и речи. 6. Ф. де Соссюр о разграничении языка-речи-речевой деятельности. 7. История становления категории знаковости в семиотике и лингвосемиологии. 8. Понятие знака в семиотике. Определение и основные свойства знака. Типология знаков. 9. Понятие и свойства знака в лингвосемиологии 10. Ф. де Соссюра. 11. Дискуссионные аспекты теории знака. Аргументация в пользу моно- и билатеральной концепции знака. 12. Отличия языковых знаков от знаков других систем и от «языка» животных. 13. Общенаучное и философское понятие системы и структуры, системности. Признаки, свойства и типы систем. Понятие структурализма. 14. Понятие системы и структуры в лингвистике. Типы отношений и связей в системе языка (Ф. де Соссюр, Л. Ельмслев). 15. Уровни языковой системы. Предпосылки для вычленения уровня. Уровневая стратификация языка. 16. Спорные аспекты уровневой организации системы языка. 17. Язык – мышление – сознание. Понятия психики и сознания. 18. Мышление как активный процесс отражения мира. Виды мышления. Язык как материальная основа мышления в его словесно-логическом виде. 19. Участие языка в процессе познания мира и накоплении знаний о нем. 20. Три радикальные позиции в вопросе о соотношении языка и мышления. 21. Разграничение языка и сознания как двух систем и речи и мышления как процессов (А.Р. Лурия, М.Р. Львов). 22. Типология знаковых систем. 23. Основные позиции в вопросе о происхождении языка в зависимости от роли человека, сознательного и бессознательного. Версия происхождения языка в разных религиях мира. 24. Гипотезы небожественного происхождения языка. 25. Две позиции в вопросе о возможности реконструкции процесса происхождения языка. 26. Биологические и социальные факторы – предпосылки зарождения языка. 27. Соотношение звуковой и графической подсистем плана выражения языка. 28. Акустические характеристики звуков речи. 29. Понятие об артикуляции и артикуляционной базе языка. Различия артикуляционных баз в языках мира. 30. Артикуляционная классификация гласных фонем в языках мира. Н.С. Трубецкой о трех типах вокалических систем (линейном, четырехугольном и трехугольном). 31. Артикуляционная классификация согласных фонем в языках мира по основным и дополнительным признакам. 32. Собственно-позиционные изменения звуков в потоке речи. 33. Комбинаторно-позиционные изменения звуков в потоке речи. 34. Понятие о фонетических законах. 35. Фонетическое членение речи, его единицы. Понятие о слоговых и неслоговых языках. 36. Просодические единицы языка, их типология. 37. Проблема соотношения фонетики и фонологии. Н.С. Трубецкой о сущности фонологии и ее роли в языкознании и в гуманитарных науках. 38. Разные подходы, критерии при вычленении фонем. История становления фонологии. 39. Учение Н.С. Трубецкого о фонеме. 40. Классы оппозиций в концепции Н.С. Трубецкого. 41. Понятие нейтрализации оппозиций в концепции Н.С. Трубецкого. Понятия архифонемы, гиперфонемы. 42. Понятие о корреляциях фонем в учении Н.С. Трубецкого. Понятие и типы дистрибуций. 43. Функции фонем. 44. Основные различия фонологических школ. 45. Соотношение между звуковой и графической формами языка. Историческая обусловленность появления письма. Его роль в эволюции человечества. 46. История становления науки о письме. Связь грамматологии с палеографией, эпиграфикой, графологией. Место письма в системе языка (схема Л.Р. Зиндера). 47. История письма. Типы письма. Пиктография и ее отношение к звуковой речи. Пиктография в современном мире. 48. Иероглифика. Ее сущность, достоинства и недостатки. Китайская иероглифика сегодня, ее роль. 49. Слоговое письмо. Достоинства и недостатки. 50. История возникновения фонематического письма (фонографии). Финикийское консонантное письмо и его роль в становлении письменности других народов. Западные и восточные алфавиты. Три типа алфавитов. 51. История и спорные аспекты славянского письма. 52. Основные категории письма. Алфавит, графика. 53. Орфография как категория письма. Ее значение. Принципы орфографии. 54. Специфические функции, виды и сферы применения письма. Письмо как искусство. Письмо и религия. Стенография. Азбука для слепых. Азбука Морзе. 55. Проблема дешифровки древних текстов. 56. Особенности лексемного уровня и его единиц. 57. Слово как основная значимая единица языка. Функции и признаки слова. Типология слова. Проблема лексического значения с учетом различия языковых систем. 58. Соотношение лексического значения и понятия в разных концепциях. Причины различий лексических систем языков. 59. Проблема типологии и структуры лексического значения слова. Типологическая схема М.В. Никитина. 60. Внутренняя форма слова. Этимология слова. Деэтимологизация. 61. Лексикология: предмет, задачи. Типологии. 62. Способы структурирования лексики. 63. Четыре пути пополнения словарного запаса языков. 64. Полисемия слова. Типы семантических отношений между ЛСВ многозначного слова. Способы переноса наименований. Разграничение многозначности и омонимии. 65. Понятие о синонимии, антонимии, паронимии, неологизмах и архаизмах. 66. Грамматика: узкое и широкое понимание. Взаимодействие грамматики и лексики. 67. Типология грамматики по разным критериям. 68. Традиционная грамматика. Грамматика зависимостей. Теория валентности. 69. Грамматика, «ориентированная на содержание». 70. Генеративная (порождающая) грамматика. Ее отношение к традиционной и структурной грамматике. Концепция 71. Н. Хомского. 72. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория. Различие между грамматическим и лексическим значением. Типология грамматических категорий. Различия систем языков в плане Г.К. 73. Закрытый список грамматических способов в языках мира. 74. Морфема. Типы морфем. 75. Синтаксис. Три аспекта синтаксиса. Содержание и задачи конструктивного синтаксиса. Понятие синтаксической позиции. Типы отношений и формальных связей в предложении. 76. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса простого предложения. Предикативность как конструктивная категория предложения. Предикация и предикативность. Способы формального выражения предикативности. 77. Разные подходы к определению предложения. 78. Генеалогическая классификация языков. 79. Типологическая классификация языков. 80. Национально-языковая политика государства. 81. Агглютинация и фузия. 82. Языки аналитического и синтетического строя. Приложение № 1. Текст № 1. ЧТО ТАКОЕ ЗНАК. Мы живём в мире знаков Звонит будильник – и мой приятель Саша вскакивает с постели, одевается. Если бы где-то застучал молоток или что-нибудь с грохотом упало, он бы проснулся, но потом снова заснул, ворча. А звук будильника – особый, у него есть значение: пора вставать. Саша завтракает. На банках, коробках цветные наклейки: знаки, какой это продукт. Звонит телефон: знак, что надо взять трубку. Саше напоминают, что сегодня будут спортивные соревнования, пусть не забудет майку в синюю полоску – знак школьного клуба. На улице Саша ждёт своего автобуса, смотрит на номера – знаки маршрутов. Едет; вдруг – стоп! Автобус останавливается. Авария? Нет, просто светофор красным огнем (знак!) велит стоять. На остановке входит военный, это видно по его форме – по знаку. Погоны (опять знак!) сообщают: он – лейтенант. Из окна автобуса Саша видит: стоит молодой человек с букетом, ждет кого-то. Букет – знак. Печальный прохожий несёт венок с чёрными лентами – это, увы, тоже знак. В автобус входит девочка, машет Саше рукой. Это знак: она узнала его. Саша подмигивает ей и кивает головой на окно, чтобы она посмотрела: листочки уже на деревьях! Весна! Май! У школы к Саше бросается приятель: «Сашка! Вот я тебе скажу…». И говорит, говорит, говорит... Сыплет словами. Знаками. Знаки повсюду. А листочки на деревьях – знаки? Говорят, что весна? Нужно разобраться. Задание. Дайте классификацию представленных в тексте знаков на разных основаниях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|