Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семинарское занятие № 16.




Тема: Типологическая классификация языков.

Вопросы.

  1. На каком основании строится типологическая классификация языков (какой фактор кладется в ее основание)? Как она соотносится с генеалогической по времени возникновения и содержанию? Что означает выражение «Чистых языков не бывает»?
  2. Что изменилось в представлении о типах языков в концепциях последователей Ф. Шлегеля? А. Шлейхера? В.фон Гумбольдта? И.И. Мещанинова и других современных типологов? Что такое «тип языка»?
  3. Какое место в типологии языков занимает морфологическая классификация? Обратите внимание на изложение темы с одной стороны, в учебниках Т.И. Вендиной, А.А Гируцкого, А.А. Реформатского, с другой – А.М. Камчатнова и Н.А. Николиной. Подумайте над причиной. Как можно оценить такое расхождение с точки зрения методики, даже методологии? В чем специфика морфологической типологии в представлении Т.И. Вендиной? Дайте свою оценку.
  4. Типология языков на фонематическом уровне.
  5. Типология языков на синтаксемном уровне.
  6. Проблема типологии языков на лексемном уровне. Почему здесь не говорят о типах языков?
  7. Практическое задание: выполните (устно) как можно больше контрольных работ сокурсников.

Творческое задание для всей группы: найдите в русском языке признаки тех типов, к которым он не принадлежит.

 

Литература

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, глава X, с. 262-268.

2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, глава X, § 3.

3. Камчатков А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006, глава V.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава VI, § 79.

5. Приложение № 1, тексты № 19, 20, 24-29, 34.

 

Основная учебная и справочная литература по дисциплине

Учебники:

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.

2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001.

3. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006.

4. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Любой год издания.

Обязательные первоисточники:

1. Блумфилд Л. Язык. Перевод с англ. М.,1968.

2. Вандриес Ж. Язык. Перевод с фр. М., 1937.

3. Гельб И. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). Перевод с англ. М., 1982

4. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1996.

5. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

6. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977.

7. Солнцев В.М. О лингвистических мифах // Знание языка и языкознание. М., 1991.

8. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

9. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. Перевод с нем. М., 2000.

10. Фридрих И. История письма. Перевод с нем. М., 1979.

11. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.

NB! На экзамене по дисциплине каждый студент должен иметь при себе конспекты всех первоисточников и использовать их материалы в ответах на вопросы билета.

Дополнительная литература:

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

2. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001.

3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1973.

4. Заскока С.А. Введение в языкознание. Конспект лекций. М., 2005.

5. Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. Часть II. М., 1960.

6. Кочергина В.А. Введение в языкознание. М., 2004.

7. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.

8. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1997.

9. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987.

10. Сусов И.П. Введение в языкознание. М., 2007.

11. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М.,1995, 2004.

12. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003.

13. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998.

14. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождения языка. М., 1985.

Справочная литература:

1. Ахманова О.С. Лингвистический энциклопедический словарь.

2. Брусенская Л.А., Гаврилова Г. Ф., Малышева Н.В. Учебный словарь лингвистических терминов. Ростов – на – Дону, 2005.

3. Вархапович К.В. Лингвистика в таблицах и схемах: пособие. Минск, 2003.

4. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС). Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990, 1998.

5. Русский язык: энциклопедия (ЭРЯ). Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВВЕДЕНИЮ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ДЛЯ 1-ГО КУРСА (2003 Г.)

1. Проблема определения объекта и предмета языкознания.

2. Ф. де Соссюр о предмете и объекте языкознания.

3. Типология языкознания.

4. Место языкознания в системе наук.

5. Проблема разграничения языка и речи.

6. Ф. де Соссюр о разграничении языка-речи-речевой деятельности.

7. История становления категории знаковости в семиотике и лингвосемиологии.

8. Понятие знака в семиотике. Определение и основные свойства знака. Типология знаков.

9. Понятие и свойства знака в лингвосемиологии

10. Ф. де Соссюра.

11. Дискуссионные аспекты теории знака. Аргументация в пользу моно- и билатеральной концепции знака.

12. Отличия языковых знаков от знаков других систем и от «языка» животных.

13. Общенаучное и философское понятие системы и структуры, системности. Признаки, свойства и типы систем. Понятие структурализма.

14. Понятие системы и структуры в лингвистике. Типы отношений и связей в системе языка (Ф. де Соссюр, Л. Ельмслев).

15. Уровни языковой системы. Предпосылки для вычленения уровня. Уровневая стратификация языка.

16. Спорные аспекты уровневой организации системы языка.

17. Язык – мышление – сознание. Понятия психики и сознания.

18. Мышление как активный процесс отражения мира. Виды мышления. Язык как материальная основа мышления в его словесно-логическом виде.

19. Участие языка в процессе познания мира и накоплении знаний о нем.

20. Три радикальные позиции в вопросе о соотношении языка и мышления.

21. Разграничение языка и сознания как двух систем и речи и мышления как процессов (А.Р. Лурия, М.Р. Львов).

22. Типология знаковых систем.

23. Основные позиции в вопросе о происхождении языка в зависимости от роли человека, сознательного и бессознательного. Версия происхождения языка в разных религиях мира.

24. Гипотезы небожественного происхождения языка.

25. Две позиции в вопросе о возможности реконструкции процесса происхождения языка.

26. Биологические и социальные факторы – предпосылки зарождения языка.

27. Соотношение звуковой и графической подсистем плана выражения языка.

28. Акустические характеристики звуков речи.

29. Понятие об артикуляции и артикуляционной базе языка. Различия артикуляционных баз в языках мира.

30. Артикуляционная классификация гласных фонем в языках мира. Н.С. Трубецкой о трех типах вокалических систем (линейном, четырехугольном и трехугольном).

31. Артикуляционная классификация согласных фонем в языках мира по основным и дополнительным признакам.

32. Собственно-позиционные изменения звуков в потоке речи.

33. Комбинаторно-позиционные изменения звуков в потоке речи.

34. Понятие о фонетических законах.

35. Фонетическое членение речи, его единицы. Понятие о слоговых и неслоговых языках.

36. Просодические единицы языка, их типология.

37. Проблема соотношения фонетики и фонологии. Н.С. Трубецкой о сущности фонологии и ее роли в языкознании и в гуманитарных науках.

38. Разные подходы, критерии при вычленении фонем. История становления фонологии.

39. Учение Н.С. Трубецкого о фонеме.

40. Классы оппозиций в концепции Н.С. Трубецкого.

41. Понятие нейтрализации оппозиций в концепции Н.С. Трубецкого. Понятия архифонемы, гиперфонемы.

42. Понятие о корреляциях фонем в учении Н.С. Трубецкого. Понятие и типы дистрибуций.

43. Функции фонем.

44. Основные различия фонологических школ.

45. Соотношение между звуковой и графической формами языка. Историческая обусловленность появления письма. Его роль в эволюции человечества.

46. История становления науки о письме. Связь грамматологии с палеографией, эпиграфикой, графологией. Место письма в системе языка (схема Л.Р. Зиндера).

47. История письма. Типы письма. Пиктография и ее отношение к звуковой речи. Пиктография в современном мире.

48. Иероглифика. Ее сущность, достоинства и недостатки. Китайская иероглифика сегодня, ее роль.

49. Слоговое письмо. Достоинства и недостатки.

50. История возникновения фонематического письма (фонографии). Финикийское консонантное письмо и его роль в становлении письменности других народов. Западные и восточные алфавиты. Три типа алфавитов.

51. История и спорные аспекты славянского письма.

52. Основные категории письма. Алфавит, графика.

53. Орфография как категория письма. Ее значение. Принципы орфографии.

54. Специфические функции, виды и сферы применения письма. Письмо как искусство. Письмо и религия. Стенография. Азбука для слепых. Азбука Морзе.

55. Проблема дешифровки древних текстов.

56. Особенности лексемного уровня и его единиц.

57. Слово как основная значимая единица языка. Функции и признаки слова. Типология слова. Проблема лексического значения с учетом различия языковых систем.

58. Соотношение лексического значения и понятия в разных концепциях. Причины различий лексических систем языков.

59. Проблема типологии и структуры лексического значения слова. Типологическая схема М.В. Никитина.

60. Внутренняя форма слова. Этимология слова. Деэтимологизация.

61. Лексикология: предмет, задачи. Типологии.

62. Способы структурирования лексики.

63. Четыре пути пополнения словарного запаса языков.

64. Полисемия слова. Типы семантических отношений между ЛСВ многозначного слова. Способы переноса наименований. Разграничение многозначности и омонимии.

65. Понятие о синонимии, антонимии, паронимии, неологизмах и архаизмах.

66. Грамматика: узкое и широкое понимание. Взаимодействие грамматики и лексики.

67. Типология грамматики по разным критериям.

68. Традиционная грамматика. Грамматика зависимостей. Теория валентности.

69. Грамматика, «ориентированная на содержание».

70. Генеративная (порождающая) грамматика. Ее отношение к традиционной и структурной грамматике. Концепция

71. Н. Хомского.

72. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория. Различие между грамматическим и лексическим значением. Типология грамматических категорий. Различия систем языков в плане Г.К.

73. Закрытый список грамматических способов в языках мира.

74. Морфема. Типы морфем.

75. Синтаксис. Три аспекта синтаксиса. Содержание и задачи конструктивного синтаксиса. Понятие синтаксической позиции. Типы отношений и формальных связей в предложении.

76. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса простого предложения. Предикативность как конструктивная категория предложения. Предикация и предикативность. Способы формального выражения предикативности.

77. Разные подходы к определению предложения.

78. Генеалогическая классификация языков.

79. Типологическая классификация языков.

80. Национально-языковая политика государства.

81. Агглютинация и фузия.

82. Языки аналитического и синтетического строя.

Приложение № 1.

Текст № 1. ЧТО ТАКОЕ ЗНАК.

Мы живём в мире знаков

Звонит будильник – и мой приятель Саша вскакивает с постели, одевается. Если бы где-то застучал молоток или что-нибудь с грохотом упало, он бы проснулся, но потом снова заснул, ворча. А звук будильника – особый, у него есть значение: пора вставать.

Саша завтракает. На банках, коробках цветные наклейки: знаки, какой это продукт. Звонит телефон: знак, что надо взять трубку. Саше напоминают, что сегодня будут спортивные соревнования, пусть не забудет майку в синюю полоску – знак школьного клуба.

На улице Саша ждёт своего автобуса, смотрит на номера – знаки маршрутов. Едет; вдруг – стоп! Автобус останавливается. Авария? Нет, просто светофор красным огнем (знак!) велит стоять. На остановке входит военный, это видно по его форме – по знаку. Погоны (опять знак!) сообщают: он – лейтенант.

Из окна автобуса Саша видит: стоит молодой человек с букетом, ждет кого-то. Букет – знак. Печальный прохожий несёт венок с чёрными лентами – это, увы, тоже знак.

В автобус входит девочка, машет Саше рукой. Это знак: она узнала его. Саша подмигивает ей и кивает головой на окно, чтобы она посмотрела: листочки уже на деревьях! Весна! Май!

У школы к Саше бросается приятель: «Сашка! Вот я тебе скажу…». И говорит, говорит, говорит... Сыплет словами. Знаками. Знаки повсюду.

А листочки на деревьях – знаки? Говорят, что весна? Нужно разобраться.

Задание. Дайте классификацию представленных в тексте знаков на разных основаниях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных