Появление организованных форм воспитания
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение[5].
Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.
В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов[2].
Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства. В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание[2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.
Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования. Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.
По мере усложнения жизнедеятельности человека менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.
Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь / СПб.:Издательство «Лань», 1998. – 256с., ил.
2. Библиотека Якова Кротова // История зарубежной педагогики [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_dzh1.html - Дата доступа: 02.10.2012
3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?: учеб. пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 238 с.
4. Клюева, Н. В. Влияние воспитания на формирование личности / Н. В. Клюева // Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
5. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе / Г. Б. Корнетов M., 1991. – 453 с.
6. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В.Б Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря – изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 806 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|