Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмоции и причины их возникновения




 

Эмоции Причины возникновения
Гнев Нападение, направленное на самого человека и на то, что ему принадлежит
Тревога Столкновение с неопределенностью, экзистенциальной угрозой
Испуг Столкновение с непосредственной, конкретной и непреодолимой физической опасностью
Вина Нарушение морального императива
Стыд Провал попытки соответствовать своему идеальному Я
Печаль Переживание безвозвратной потери
Зависть Желание обладать чем-то, что есть у другого
Ревность Негодование, направленное против третьей стороны, возникшее благодаря утрате привязанности другого человека или угрозы ее утратить
Отвращение Восприятие непереносимого объекта или идеи либо слишком близкое приближение к такому объекту
Счастье Совершение заметного шага па пути достижения намеченной цели
Гордость Укрепление идентичности эго человека посредством принятия похвалы за достижение или за представляющий ценность объект
Облегчение Внушающее беспокойство за не соответствующее цели состояние, которое либо изменилось к лучшему, либо вообще исчезло
Надежда Боязнь худшего, но стремление к лучшему
Любовь Жажда привязанности или ее наличие, что, правда, не всегда бывает взаимным
Сострадание Состояние, когда человека трогает страдание другого и им движет желание ему помочь

 

 

Существует и другая точка зрения, что эмоции являются механизмами коммуникации и выживания, основанными на эволюционной адаптации и имеют генетическую основу. Исходя из этого, эмоции являются средством адаптации и играют важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Следовательно, эмоции будут различаться в зависимости от адаптивных реакций, сопряженных с ними. Таких базисных адаптивных комплексов и соответствующих им эмоций было выделено восемь (см. табл. 6.5).

Таблица 6.5

Базисные прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции

 

Адаптивный комплекс Первичная эмоция
1. Объединение (инкорпорация) — поглощение пищи и воды или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма Принятие
2. Отвержение — реакция отторжения, избавления организма от чего-либо ранее воспринятого как непригодное (экскреция, рвота) Отвращение
3. Разрушение — устранение препятствия на пути удовлетворения потребности Гнев
4. Защита (протекция) — избегание угрозы или вреда за счет увеличения расстояния между организмом и источником опасности, бегство Страх
5. Репродуктивное поведение (воспроизводство) — реакции, сопутствующие сексуальному поведению и характеризующиеся тенденцией приближения и сохранения контакта Радость
6. Депривация (реинтеграция) — реакция на утрату предмета или объекта, приносящих удовольствие, наслаждение Горе
7. Ориентировка — реакция на контакт с новым, незнакомым или неопределенным объектом Удивление
8. Исследование — произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Ожидание

 

 

Однако наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:

1) интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;

2) радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;

3) удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;

4) печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;

5) гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;

6) отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;

7) презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;

8) страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;

9) стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм, так оказывающее и разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;

10) вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Влияние эмоций на поведение и деятельность. Появляясь в ответ на воздействие жизненно важных событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения. В зависимости от влияния на поведение и деятельность человека эмоции подразделяются на стенические (от греч. «стенос» – сила) – активизирующие жизнедеятельность организма, побуждающие к действию (гнев, удивление и др.), - и астенические – угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме (стыд, печаль и др.). Эмоции таких модальностей, как страх или радость, могут иметь как стенический, так и астенический характер.

Осознанность эмоций. В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения. Изменение осознания эмоциональных переживаний может проявляться в следующих формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.); 2) неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха — как отсутствие заинтересованности); 3) неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания); 4) неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Предметность эмоций. В зависимости от связи эмоциональных переживаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные.

Степень произвольности регуляции эмоций. В зависимости от возможности произвольной регуляции и контроля поведения эмоции бывают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.

Происхождение эмоций. По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования, и приобретенные,формирующиеся под влиянием индивидуального и социального опыта.

Уровень развития эмоций. По уровню развития эмоции подразделяются на низшие – связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением/неудовлетворением витальных потребностей человека, и высшие – связанные с удовлетворением/неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т.д.).

Длительность эмоций. Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.

Интенсивность эмоций. Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.

Субъективная ценность эмоций. Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристикам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмоциональных явлений является классификация Б. И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъективной ценности для человека на:

1) альтруистические – возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, сочувствие и др.);

2) коммуникативные – возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодарность, обожание и др.);

3) глорические – связанные с потребностью в самоутверждении, в славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязвленное самолюбие и др.);

4) праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);

5) пугнические – происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решительности, соперничества и др.);

6) романтические – связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);

7) гностические – связанные с потребностью в познавательной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);

8) эстетические – связанные с лирическими переживаниями, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);

9) акизитивные – возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию (чувство обладания и др.);

10) гедонистические – связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботности, веселья и др.).

Основным недостатком предложенной Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных