ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности разработки шельфовых месторожденийПрактическое занятие № 1 Тема: Технические средства для освоения морских нефтяных и газовых месторождений. План: 1. Особенности разработки шельфовых месторождений нефти и газа. 2. Инженерно-геологические и поисково-разведочные работы на море. 3. Техника и технология разведочных работ на море.
Цель: Ознакомиться с особенностями разработки шельфовых месторождений нефти и газа и этапами освоения шельфовых месторождений. Изучить технику и технологию разведочных работ на море.
Контрольные вопросы: 1. Перечислите особенности освоения морских нефтегазовых месторождений? 2. Как производят геологоразведочное бурение? 3. Где применяют погружные буровые установки (ПБУ)? 4. Для чего применяются буровые суда (БС)? 5. В чем сложность нейтрализования разлива нефти на шельфе? 6. Чем осложнена работа на шельфе? 7. На какие группы классифицируют плавсредства (ПБС)?
Глоссарий Континентальный шельф - материковая отмель, в геологическом и топографическом отношении представляет собой продолжение суши в сторону моря. Континентальный склон – склон, который начинается в среднем от глубины С = 120 м и продолжается до глубины С = 200—3000 м. Бурение - это процесс сооружения скважины путем разрушения горных пород. Скважиной называют горную выработку круглого сечения, сооружаемую без доступа в нее людей, у которой длина во много раз больше диаметра. Верхняя часть скважины называется устьем, дно - забоем, боковая поверхность - стенкой, а пространство, ограниченное стенкой - стволом скважины. Длина скважины - это расстояние от устья до забоя по оси ствола, а глубина - проекция длины на вертикальную ось. Особенности разработки шельфовых месторождений Проекты освоения месторождений на шельфе существенно отличаются от проектов разработки наземных месторождений. Выделение специфических особенностей шельфовых проектов может быть полезно для тех, кто ранее участвовал в обычных нефтяных или газовых разработках или в традиционных проектах наземного гражданского строительства. Главная особенность шельфовых разработок — высокие затраты и недостаточность места для размещения оборудования. Несмотря на то, что в разных районах земного шара с мягким климатом и глубокими водами установлены отдельные специализированные платформы для районов с суровыми условиями и глубокими водами, количество и размер платформ будет ограничиваться до минимума. Так, в мелководных районах Юго-Восточной Азии отдельно установлены буровые добывающие, жилые и факельные платформы, а платформы в Северном море полностью охватывают все упомянутые функции. Объединенная добывающая, буровая и жилая платформа (ДБЖ) с возможным нефтехранилищем и с подачей газа на рынок и нефти на погрузочные шельфовые сооружения требует точного анализа безопасности для гарантии функционирования комплекса. В результате должна быть выработана единая система безопасности, включающая в себя, например, как противопожарные стены, разделяющие различные функциональные зоны платформы, так и более традиционные водные системы для борьбы с огнем и оборудование для эвакуации и т.д. Однако очевидно, что противопожарные сгены могут заменить интервалы безопасности между функциональными зонами платформы только до некоторой степени. Тщательное планирование размещения оборудования — дополнительная мера для достижения требуемого уровня безопасности. Например, при строительстве объединенной газовой платформы для месторождения Тролль в Северном море особый акцент делался на размещение газопроводов на максимальном расстоянии от жилой зоны. Кроме ограничений на пространство тот факт, что скважины можно бурить только в определенном положении, ограничивает дренаж и ведет к использованию горизонтальных скважин большой протяженности. Хотя широкое применение подводных скважин до некоторой степени изменило это положение в течение последних лет, нужно помнить, что установка подводного оборудования на морском дне, бурение (с плавучих установок), связь добывающих установок с главной платформой и обслуживание скважин с плавучих установок в течение всей продолжительности проекта крайне дорогостоящи. Для районов Арктики, покрытых льдами большую часть года, использование подводных скважин оказалось менее успешным, чем в других регионах. Видимо, в Арктике компаниям придется возвращаться к большим объединенным стационарным платформам, где бурение скважин ограничено непосредственно платформой. Эта тенденция тяготеет к использованию опыта стационарных платформ Северного моря и разработанной там технологии большой досягаемости. Работа на шельфе связана с необходимостью пребывании персонала на платформе в течение длительного времени, что ведет к дополнительным эмоциональным нагрузкам из-за необходимости постоянно следовать всем процедурам и Правилам безопасности. Любой разлив нефти на шельфе значительно труднее нейтрализовать, чем на суше. Особенно это относится к суровым погодным условиям Арктики, что повышает требования к надежности технологических процессов при нефтедобыче. Работа на шельфе в отличие от наземной (включающей низкие температуры) осложнена более суровыми природными условиями (сильное волнение, тяжелые Арктические льды и др.). Эти условия представляют дополнительную проектную нагрузку па сооружения и дополнительный стресс для персонала, чувствующего колебания платформы пол действием экстремальных условий и непосредственно наблюдающего указанные явления. В некоторых районах мира платформы закрываются и даже эвакуируются в случае ураганов (Мексиканский залив) или тайфунов (Юго-Восточная Азия). Однако для Северною моря, где огромные волны скорее нормальны, чем необычны, или в Арктике, где движения льда будут нормальной ситуацией большую часть юла, не предполагается технических перерывов в работе.
2.Инженерно-геологические и поисково-разведочные работы на море. В практике строительства нефтяных и газовых скважин в море геологоразведочное бурение производят с плавучих буровых средств (ПБС): -буровых судов; -буровых барж; -плавучих установок самоподъемного, полупогружного и погружного типов. Один из основных факторов, влияющих на выбор типа буровых плавсредств (ПБС), - глубина моря на месте бурения. ПБС прежде всего классифицируют по способу их установки над скважиной в процессе бурения, выделяя их в две основные группы (классы): 1. Опирающиеся при бурении на морское дно: -плавучие буровые установки погружного типа (ПБУ - погружные буровые установки). -плавучие буровые установки самоподъемного типа (СПБУ); 2. Производящие бурение в плавучем состоянии: -полупогружные буровые установки (ППБУ); -буровые суда (БС). Погружные буровые установки (ПБУ) применяют в работе на мелководье. В результате заполнения водой нижних водоизмещающих корпусов либо стабилизирующих колонн они устанавливаются на морское дно. Рабочая платформа как в процессе бурения, так и при транспортировке находится над поверхностью воды. Самоподъемные плавучие буровые установки (СПБУ) применяют преимущественно в разведочном бурении на морских нефтяных и газовых месторождениях в акваториях с глубинами вод 30-120 м и более. СПБУ имеют большие корпуса, запас плавучести которых обеспечивает буксировку установки к месту работы с необходимыми технологическим оборудованием, инструментом и материалом. Опоры при буксировке подняты, а на точке бурения опоры опускаются на дно и залавливаются в грунт, а корпус поднимается по этим опорам на требуемую расчетную высоту над уровнем моря. Полупогружные буровые установки (ППБУ) и буровые суда (БС) в рабочем состоянии находятся на плаву и удерживаются с помощью якорных систем или системы динамической стабилизации. ППБУ используют для геологоразведочных работ на глубинах акваторий с глубин 90-100 м до 200-300 м с якорной системой удержания над устьем бурящейся скважины и свыше 200-300 м с динамической системой стабилизаиии (позииирования). Буровые суда (БС) благодаря их более высокой маневренности и скорости перемещения, большей автономности по сравнению с ППБУ в основном применяются для бурения поисковых и разведочных скважин в отдаленных районах при глубинах моря до 1500 м и более. Большие запасы (до 100 дней работы) обеспечивают бурение нескольких скважин, а большая скорость передвижения (до 24 км/час) - быструю их перебазировку с законченной бурением скважины на новую точку. Недостатком БС, по сравнению с ППБУ, является их относительно большее ограничение в работе в зависимости от волнения моря. Так, вертикальная качка БС при бурении допускается до 3,6 м, а ППБУ - до 5 м. так как ППБУ обладает большей остойчивостью (за счет погружения нижних понтонов до 30 м и более) по сравнению с БС, то вертикальная качка ППБУ составляет 20-30% высоты волн. Таким образом, бурение скважин ППБУ практически осуществляют при значительно большем волнении моря, чем при бурении с БС. Недостаток ППБУ - малая скорость передвижения с законченной бурением скважины на новую точку. Эффективность бурения скважин на море зависит от множества естественных, технических и технологических факторов, в том числе от типа используемого морского бурового основания (рис. 1.2). На выбор рационального типа, конструкции и параметров морского бурового основания так же влияет множество факторов: назначение, глубина по воде и породам, конструкция, начальный и конечный диаметры скважины, гидрологическая и метеорологическая характеристики работ, свойства пород, способ бурения, мощностные и массовые характеристики располагаемых на основании буровых механизмов, оборудования и инструмента. Основные гидрологические и метеорологические характеристики шельфа, влияющие на выбор рационального типа бурового основания, следующие: глубина моря в районе бурения, степень его волнения, сила ветра, ледовый режим и видимость. Максимальная глубина шельфа большинства морских акваторий составляет 100-200 м, но на некоторых акваториях она достигает 300 м и более. До настоящего времени основным объектом геологического исследования шельфов являются участки в прибрежных районах с глубиной акваторий до50 м и редко 100 м. Это объясняется меньшей стоимостью разведки и разработки месторождений на меньших глубинах и достаточно большой площадью шельфа с глубинами до 50 м. Подтверждением мелководности больших площадей шельфов являются соответствующие данные по морям, омывающим берега России [19]: глубина Азовского моря не превышает 15 м; средняя глубина северной части Каспийского моря (площадь 34360 квадратные мили) составляет 6 м, наибольшая – 22 м; преобладающие глубины Чукотского моря 40 – 50 м, 9% площади с глубинами 25 – 100 м; 45% площади моря Лаптевых с глубинами 10 -50 м, 64% - с глубинами до 100 м; в западной и центральной частях Восточно-Сибирского моря преобладают глубины 10–20 м, в восточной 30 - 40 м, средняя глубина моря 54 м; преобладающие глубины Карского моря 30 – 100 м, глубины прибрежной отмели до 50 м; преобладающие глубины Балтийского моря 40 – 100 м, в заливах – менее40 м; средняя глубина Белого моря 67 м, в заливах- до 50 м; преобладающие глубины Баренцева моря 100-300 м, в Юго-Восточной части 50-100 м; глубины Печорской губы (длина около 100 км, ширина 40-120 км) не превышают 6 м. Удаленность точек заложения скважин от берега при бурении с ледового припая зависит от ширины припайной полосы и для арктических морей достигает 5 км. Где нет условий для быстрого укрытия плавсредств в случае шторма из-за отсутствия закрытых и полузакрытых бухт. Здесь для бурения эффективнее применять автономные ПБУ, так как при использовании неавтономных установок трудно обеспечить безопасность персонала и сохранность установки в штормовых условиях. Большую опасность представляет работа у крутых обрывистых и каменистых берегов, не имеющих достаточно широкой зоны пляжа. В таких местах при срыве неавтономной ПБУ с якорей ее гибель практически неизбежна. Основная зона шельфа, разведываемая геологами, составляет полосу шириной от сотен метров до 25 км. В районах шельфа арктических морей почти нет обустроенных причалов, баз и портов, поэтому вопросам жизнеобеспечения буровых установок и обслуживающих их кораблей (ремонт, заправка, укрытие на время шторма) здесь необходимо придавать особое значение. При бурении в удаленных от возможных мест укрытий районах должна быть хорошо налажена служба оповещения прогноза погоды, а применяемые для бурения плавсредства должны обладать достаточной автономностью, остойчивостью и мореходностью.
Рис. 1.2. Факторы, влияющие на эффектность бурения скважин на море Горно-геологические условия характеризуются в основном мощностью и физико-механическими свойствами горных пород, пересекаемых скважиной. Отложения шельфа обычно представлены рыхлыми породами с включением валунов. Основными составляющими донных отложений являются илы, пески, глины и галька. В различных соотношениях могут образовываться отложения песчано-галечные, суглинки, супеси, песчано-илистые и т.д. Для шельфа дальневосточных морей породы донных отложений представлены следующими видами, %: илы — 8, пески — 40, глины — 18, галька — 16, прочие — 18. Валуны встречаются в пределах 4 —6 % в разрезе пробуренных скважин и 10—12 % скважин от общего их количества. Мощность рыхлых отложений редко превышает 50 м и изменяется от 2 до 100 м. Мощность прослоек тех или иных пород колеблется от нескольких сантиметров до десятков метров, а интервалы их проявления по глубине не подчиняются никакой закономерности, за исключением илов, которые находятся в большинстве случаев на поверхности дна, достигая в "спокойных" закрытых бухтах 45 м. Породы донных отложений, за исключением глин, несвязные и легко разрушаются при бурении (II —IV категорий по буримости). Стенки скважин крайне неустойчивы и без крепления после их обнажения обрушиваются. Нередко из-за значительной обводненности пород образуются плывуны. Подъем керна с таких горизонтов затруднен, а их бурение возможно преимущественно с опережением забоя скважины обсадными трубами. Под рыхлыми отложениями залегает кора выветривания коренных пород с включением остроугольных кусков гранитов, диоритов, базальтов и других скальных пород (до XII категории по буримости). Рациональным является такой способ бурения скважины, который обеспечивает достаточно качественное выполнение поставленной задачи при минимальных трудовых и материальных затратах. Выбор такого способа бурения базируется на сравнительной оценке его эффективности, определяемой многими факторами, каждый из которых в зависимости от геолого-методических требований, назначения и условий бурения может иметь решающее значение. Б.М. Ребрик рекомендует рассматривать эффективность способа бурения как комплексное понятие и объединять факторы в группы, отражающие существенную сторону процесса бурения скважины или характеризующие предназначенные для этой цели технические средства. В частности, он предлагает эффективность способа бурения инженерно-геологических скважин определять по трем группам факторов: инженерно-геологическим, техническим и экономическим. Принципиально указанная группировка приемлема и для бурения скважин других назначений. При выборе рационального способа бурения оценивать его следует прежде всего и главным образом по фактору, отражающему целевое назначение скважины. При выявлении двух и более способов бурения, обеспечивающих пусть даже различное, но достаточное качество выполнения поставленной задачи, следует продолжить их оценку по другим факторам. Если сравниваемые способы не обеспечивают качественного решения геологической или технической задачи, ради которой осуществляется бурение, то оценивать их, например, по производительности и экономической эффективности не имеет практического смысла. Факторы, влияющие на процесс и эффективность бурения на море, специфические. Они ограничивают или вовсе исключают возможность применения некоторых способов и технических средств, признанных эффективными для бурения скважин того же назначения на суше. Исходя из этого эффективность способов бурения разведочных скважин на море предложено оценивать по четырем показателям: геологической информативности, эксплуатационно-технологическим возможностям, технической эффективности, экономической эффективности. Геологическая информативность определяется конкретными задачами бурения разведочных скважин. При разведке месторождений полезных ископаемых геологическую информативность способов бурения оценивают по качеству отбираемого керна. Керн должен обеспечивать получение геологического разреза и фактических параметров месторождения: литологического и гранулометрического состава разбуриваемых отложений, их обводненности, границ продуктивного пласта, крупности находящегося в нем металла (при разведке россыпей), содержания полезного компонента, содержания тонкодисперсного материала и глинистых примазок (при разведке стройматериалов) и т.п. Для точного определения этих параметров необходимо предотвратить обогащение или обеднение отбираемых проб керна по каждому интервалу опробования. Эксплуатационно-технологические возможности способа бурения определяются качеством выполнения поставленной задачи, его технической и экономической эффективностью. Критериями оценки технической эффективности являются: мгновенная, средняя, рейсовая, техническая, парковая, цикловая скорости бурения; производительность за смену, сезон; время выполнения отдельных операций, проходки всей скважины или отдельного ее интервала; износ оборудования, обсадных труб и инструмента; универсальность; металлоемкость; энергоемкость; мощность; транспортабельность бурового оборудования и др. Все виды скоростей и производительность бурения определяются затратами времени на выполнение того или иного процесса или операции. При выборе способа бурения для условий моря фактор времени является одним из важнейших критериев. Используя высокоскоростные способы и технологии бурения, многие из разведочных скважин можно начать и закончить бурить в периоды хорошей погоды и в течение светлого времени дня. Это позволит избежать аварийных ситуаций, возникающих в случае консервации недобу-ренной скважины из-за наступления ночи, шторма и т.п. Критерии экономической эффективности включают в себя показатели, характеризующие затраты в рублях. Важнейшие из этих критериев — стоимость 1 м бурения, стоимость сооружения всей скважины или отдельного ее интервала, в большой степени зависящие от технической эффективности. К ним же могут быть отнесены критерии, характеризующие затраты на содержание вспомогательных плавсредств, расход различных материалов, которые быстро изнашиваются при использовании их в сложных гидрологических и агрессивных условиях моря (например, обсадных и бурильных труб, тросовой оснастки буровых и якорных лебедок и т.д.). Таким образом, выбор рациональных способов, технологий и техники для бурения разведочных скважин на море необходимо осуществлять путем сопоставления известных и новых способов по комплексу критериев эффективности. Главенствующая роль того или иного критерия зависит от конкретного назначения скважины. Для бурения инженерно-геологических и геолого-разведочных скважин на твердые полезные ископаемые главным из этих критериев является геологическая информативность, остальные критерии имеют подчиненный характер. Поэтому для бурения таких скважин методологически правильно оценивать сравниваемые способы в первую очередь по геологической информативности. Для бурения геотехнологических и технических скважин предпочтение следует отдавать так называемому Т-критерию (минимум времени бурения скважины).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|