Техника и технология разведочных работ на море.
Опыт бурения разведочных скважин различных параметров на море показывает, что применение наиболее качественных способов бурения — вдавливающего, забивного и вращательного — в определенных условиях моря принципиально возможно. Однако техническая и экономическая эффективность использования этих способов в большой степени зависит от технологических схем и технических средств их осуществления. Поэтому способы бурения, признанные эффективными по главному показателю, следует совершенствовать путем разработки для них новых технологических схем и технических средств применительно к конкретным условиям работы с целью повышения остальных показателей (удобство и безопасность работы, экологичность, высокая производительность и низкая стоимость бурения).
Эффективность применения на море способов бурения, признанных рациональными для выполнения геологоразведочных задач, ниже, чем на суше. Обусловлено это рядом причин: качкой и дрейфом ПБУ, сильной обводненностью и неустойчивостью рыхлых пород разрезов, требованиями недопущения загрязнения окружающей среды, с одной стороны, и трудностью организации замкнутой циркуляции промывочных растворов, с другой, нахождением придонного устья скважины вне видимости бурильщика и обусловленными этим трудностями, повышенным износом бурового оборудования и инструментов из-за работы в агрессивной среде, особенностями способов и схем бурения и т.д.
Традиционная схема ударно-забивного бурения требует выполнения большого количества трудоемких и опасных для жизни людей операций.
Станки с ударными кривошипно-шатунными механизмами на плавучих буровых установках не применяют, так как они не обеспечивают изменения навески снарядов синхронно с качкой установки. Погружают трубы и керноприемники в породы при помощи лебедок, причем обсадную колонну погружают ударами по ее наголовнику снарядом, выполненным в виде монолитного груза с направляющей штангой, скользящей внутри колонны. После погружения колонны на каждые 1 — 2 м с нее снимают забивной снаряд и рейсами по 0,2 — 0,5 м при помощи забивных стаканов и желонок из колонны выбирают керн. Затем на колонну, возвышающуюся на несколько метров над палубой установки, снова устанавливают забивной снаряд, что в условиях качки ПБУ трудно и небезопасно.
Из-за опасности раскачивания подвешенного на тросе забивного снаряда максимальное значение его массы ограничивают 600 кг, независимо от диаметра и длины погружаемых в породы обсадных колонн. Недостаток массы снаряда не позволяет эффективно погружать в породы колонны труб диаметром 0,168/0,188 м, длиной более 20 м. В то же время при бурении на море зачастую для перекрытия слоя воды применяют колонны труб диаметром 0,325/0,351 м, длиной до 200 — 300 м, которые одновременно используются в качестве обсадных и требуют погружения в породы.
Важной проблемой является снижение потерь энергии удара в погружаемой колонне. На море к потерям на продольные деформации колонны добавляются потери на ее радиальные деформации, обусловленные тем, что в интервале слоя воды колонна не защищена от изгиба. По данным К.И. Иванова, потери энергии на одном соединении эквивалентны потерям на 4 — 6 м цельной трубы. Длина отдельных труб колонны при бурении на море обычно не превышает 2 м, так как они массивные (толщина стенки 0,008 м и более), а в условиях качки ПБУ трудно наращивать длинные трубы больших диаметров с треугольной резьбой, имеющей угол наклона менее 2°. Поэтому потери энергии удара в колонне длиной, например, 100 м с 50 муфтовыми соединениями достигают 90 % (без учета потерь на радиальные деформации).
Требуют совершенствования при ударно-забивном бурении технические средства и технологии отбора керна.
Забивные керноприемники (ЗК), применяемые при бурении на суше, состоят из керноприемного стакана, жестко соединенной с ним трубчатой направляющей и установленной в ней с возможностью перемещения в пределах до 0,6 м ударной штанги. Применение таких ЗК для бурения с ПБУ неэффективно, так как качка приводит к отрыву стакана от забоя, перемешиванию, растворению в воде и утрате керна; кроме того, энергии удара штанги, падающей с высоты до 0,6 м в заполненной водой трубчатой направляющей, недостаточно для погружения стакана в породы. Увеличение хода штанги удлиняет и утяжеляет керноприемник, затрудняет его обслуживание и снижает производительность бурения.
Экспериментально установлено, что при бурении на море по традиционным схемам забивного способа трудно обеспечить высокий выход керна, так как:
· часть керна отжимается в забой уже при погружении обсадной колонны труб в породы из-за гидродинамического воздействия на них находящейся в колонне воды и проявления свайного эффекта и поступившие в колонну породы по тем же причинам уплотнены;керноприемник, забиваемый затем в поступившие в колонну и ограниченные ее стенками породы, дополнительно уплотняет и отжимает их в забой;
· в каждом рейсе после извлечения керноприемника на стенках колонны остается уплотненное кольцо пород, которые в последующем рейсе при работе ударной штангой перемешиваются с водой и вместе с ней изливаются из скважины при извлечении керноприемника.
При отборе из колонны керна сильнообводненных пород отмечаются случаи их дополнительного поступления с забоя вследствие уменьшения над ними горного и гидростатического давления. Поступлению пород в колонну способствует разрежение, возникающее над ними в период извлечения из скважины керноприемника, который при подъеме в интервале его погружения движется вверх в уплотненном породном кольце как поршень и засасывает породы забоя в колонну. Похожий процесс наблюдается и в случае свободного от пород кольцевого зазора, но при большой скорости подъема керноприемника, так как только часть находящейся выше него воды успевает перетекать в освободившийся под ним объем по кольцевому зазору, а часть изливается из скважины через верх колонны. Разрежение под поднимаемым керноприемником способствует также выпадению керна из него. Это подтверждается тем, что во многих случаях после извлечения керноприемника скважина почти свободна от воды, упругие лепестки кернодержателя вывернуты наружу и керн в керноприемнике отсутствует.
Трудности возникают также при забивном бурении в породах с включением галечников и валунов. Здесь при погружении колонны поступающие в нее галечники и валуны расклиниваются и распределяются по всему ее сечению. Последующее погружение в них керноприемника затруднительно, так как галька и валуны не входят в керноприемник из-за расклинивания или если их размеры превышают его диаметр. Смещение гальки и валунов керноприемником в стороны ограничено стенками колонны.
Отбор керна пород, содержащих большое количество валунов и галечников, при бурении на суше осуществляют с применением долот для их разрушения, разжижения в воде и извлечения желонкой в виде шлама. При морском бурении скважина зачастую до уровня моря заполнена водой, которая создает сопротивление движению ударных инструментов, и энергии удара их недостаточно для эффективного разрушения пород.
Свободна от перечисленных недостатков схема бурения с поинтервальным отбором керна, в которой колонну погружают в породы совместно с зафиксированным в ней керно-приемником. При этом нет необходимости применять долота, так как башмак колонны, армированный твердым сплавом, разрушает или раздвигает в стороны небольшие валуны и галечники и формирует поступающий в керноприемник цилиндрический столбик керна. Отбор керна у башмака колонны увеличивает его качество и процент выхода, так как породы забоя поступают в керноприемник без уплотнения, легко и быстро из него извлекаются. Однако практического применения такая схема бурения не получила из-за несовершенства способов и конструкций механизмов фиксации керноприемника в колонне погружаемых в породы труб. При ударах по колонне элементы механизма жесткой фиксации воспринимают усилия в сотни килоньютонов и в них возникают напряжения, превышающие допустимые.
Из-за подводных течений, дрейфа ПБУ, расположения забивных снарядов и механизмов на колонне на большом расстоянии от дна моря трудно обеспечить ее вертикальность при погружении в породы. Авторами экспериментально установлено, что линейная потеря керна при погружении колонны обсадных труб в наклонном положении больше, чем при вертикальном. Это уменьшает выход керна, снижает эффективность погружения и извлечения труб.
Бурение вращателями роторными и перемещаемыми в вертикальных направляющих вышки. В условиях качки ПБУ наиболее сложно вращательное бурение станками шпиндельного типа. Существующие у них системы принудительных подач, подвески и разгрузки инструментов для условий моря непригодны, так как качка и дрейф ПБУ при жесткой связи ее со станком и последнего с бурильной колонной приводят к изгибам и поломкам труб вследствие смещения оси кронблока от оси скважины, периодическим отрывам бурового снаряда от забоя, утрате и разрушению керна, невозможности поддерживать необходимые режимы бурения. С целью повышения эффективности бурения с ПБУ вращательным способом отечественными и зарубежными специалистами предложен ряд конструктивно-технологических решений.
В АО "Дальморгеология" для бурения с плавсредств разработаны и применяются в производстве два типа вращателей: ВМБ-5 на базе ротора от буровой установки УРБ-3 и перемещаемый в вертикальных направляющих вращатель от бурового комплекса КГК-100. При отсутствии дрейфа, боковой и продольной качки ПБУ базовые варианты этих вращателей позволяют почти беспрепятственно перемещаться в вертикальном направлении плавсредству вместе с ротором и направляющими относительно бурового снаряда.
Для уменьшения влияния горизонтальных смещений и колебаний ПБУ на процесс бурения ВМБ-5 (рис. 1.3) снабжен двумя вкладышами, соединенными со столом ротора шар-нирно при помощи пальцев, установленных в двух диаметрально перпендикулярных плоскостях (по принципу шарнира Гука), а направляющие подвижного вращателя от КГК-100 шарнирно подвешены к подкронблочной раме буровой вышки.
Опыт бурения вращателями описанных конструкций показал, что при волнении моря более 2 баллов на забой не передается заданная осевая нагрузка, так как ведущая ВМБ-5 заклинивается в роторе, а подвижной вращатель КГК-100 — в направляющих. Так как при бурении этими вращателями бурильная колонна обычно подвешена на тросе лебедки, жестко соединенной с плавсредством, его качка приводит к периодическим отрывам бурового снаряда от забоя, разрушает керн и не позволяет поддерживать необходимую осевую нагрузку на породоразрушающий инструмент.
Такие же трудности отмечаются при бурении в сложных гидрологических условиях моря с применением силового вертлюга, используемого для вращения бурильной колонны. Эта схема принципиально схожа со схемой бурения вращателем от КГК-100.
Вращатели на вращаемой колонне. Их разработка обусловлена стремлением повысить скорость погружения обсадной колонны при бурении в плотных глинах и породах с большим содержанием щебня и гальки. Работы по созданию вращателей такого типа проводились сотрудниками лаборатории ВНИИморгео. Ими изготовлен опытный образец бурового станка со стабилизатором рычажного типа и гидроприводом вращателя, позволяющим плавно регулировать частоту вращения труб диаметром 0,127, 0,168 и 0,219 м (рис. 1.4).

Рис. 1.3. Морской буровой вращатель ВМБ-5:
1 — станина; 2 — ротор; 3 — вкладыш наружный; 4 — внутренний вкладыш;
5 — пальцы; 6 — коробка передач; 7 — электродвигатель; 8 — рельсовые
пути; 9 — ведущая четырехгранная штанга; 10 — груз для передачи осевого
усилия на породоразрушающий инструмент (на забой скважины)

Рис. 1.4. Буровой вращатель на колонне труб:
1 — стойка; 2 — каретка; 3 — продольная штанга; 4 — каретка; 5 — поперечная штанга; 6 — рабочая площадка; 7 — станина; 8 — коробка скоростей; 9 — гидромотор; 10 — тросы; 11 — редуктор; 12 — зажимный патрон; 13 — буровые трубы; 14 — патрон труборазворота
Станок представляет собой прямоугольную рабочую площадку 6, на которой смонтирована станина 7 с укрепленным на ней неподвижным патроном 14 труборазворота и вращателем. Последний имеет приводной гидромотор 9, коробку скоростей 8 и одноступенчатый редуктор 11 с полым выходным валом и зажимным патроном 12. Патроны 12 и 14 снабжены комплектами сменных плашек для захвата труб 13 разных диаметров. Весь станок массой около 1300 кг подвеши вается на четырех тросах 10 рабочей лебедки к вышке ПБУ. При этом реактивный момент передается от станка на ПБУ через рычажное стабилизирующее устройство, состоящее из продольной 3 и поперечной 5 штанг круглого сечения, свободно перемещающихся при качке в каретках 2 и 4. Поперечная штанга жестко крепится на двух кронштейнах рабочей площадки, а продольная закреплена одним концом в корпусе каретки, установленной с возможностью поворота в вертикальной плоскости на стойке 1, смонтированной на палубе ПБУ. Вращатель обеспечивает частоту вращения в пределах 0 — 50 и 82 — 118 об/мин с крутящим моментом 5,20; 3,25 и 2,25 кН • м при наклоне ПБУ до 7°, амплитуде ее горизонтальных перемещений (дрейфе) до 1,2 м и вертикаль — до 0,7 м.
Испытания выявили ряд конструктивных недостатков опытного образца. С их учетом был разработан усовершенствованный вариант станка, в котором изменена компоновка узлов вращателя, исключена коробка скоростей, одноступенчатый редуктор заменен двухступенчатым, переработана конструкция зажимных патронов и изменено их местоположение. В стабилизирующем устройстве совмещены обе каретки, а поперечная штанга вынесена на стойку, в системе подвески вращателя тросы заменены жесткой траверсой. Все это упростило конструкцию станка, повысило его надежность, уменьшило массу более чем на 500 кг и увеличило крутящий момент до 5,8 кН • м. Однако и этот вращатель оказался громоздким, а его стабилизирующее устройство неудобно и ненадежно в работе. Обсадная колонна с установленным на ней вращателем такого типа неустойчива при забуривании скважины и бурении с промывкой. Бурение же всухую малопроизводительно и требует использования приводного двигателя большой мощности.
Общий недостаток вращателей, устанавливаемых на вращаемой обсадной колонне, — большие потери времени и труда на приведение в каждом рейсе вращателя в рабочее положение и на разворот извлекаемых из скважины обсадных труб, резьбовые соединения которых при вращательном бурении сильно затягиваются. Из-за отмеченных недостатков вращатели этого типа на производстве не использовались.
Исследование схем вращательного бурения на море с применением забойных гидродвигателей обусловлено стремлением исключить влияние качки плавсредства на процесс бурения или хотя бы существенно уменьшить его. Забойный двигатель при бурении вращает только колонковый снаряд или долото, бурильная колонна при этом воспринимает реактивный момент и не вращается. Это облегчает условия стабилизации осевой нагрузки на породоразрушающий инструмент.
Для исследований использовались винтовые гидродвигатели Д-85, так как их энергетические и геометрические параметры по сравнению с параметрами других типоразмеров винтовых двигателей и турбобуров (табл. 1) наиболее приемлемы для бурения разведочных скважин требуемых диаметров с ПБУ (длина самого малого по диаметру серийного турбобура ТС4А-4" превышает высоту буровой вышки большинства геолого-разведочных ПБУ).
При бурении скважин с применением Д-85 осевую нагрузку на породоразрушающий инструмент создавали силой тяжести утяжеленных бурильных труб (УБТ), т.е. силой тяжести бурового снаряда, который вывешивали на тросе лебедки. Поэтому качка плавсредства не позволяла бурить постоянно с необходимой осевой нагрузкой на породоразрушающий инструмент. Тем не менее бурение с катамарана "Приморец" забойными вращателями осуществлялось более спокойно, чем вращателями ВМБ-5 и вращателями, перемещаемыми в вертикальных направляющих, и это позволило бурить при волнении моря до 3 баллов включительно.
Таким образом, опыт бурения с применением гидродвигателя Д-85 свидетельствует, что его использование не позволяет решить проблемы вращательного бурения разведочных скважин с судов: этот двигатель требует применения насосов большой гидравлической мощности и специальных снарядов, исключающих размыв керна подаваемой в скважину для привода двигателя жидкостью, не располагает достаточным диапазоном частоты вращения, при незначительном увеличении тормозящего момента резко уменьшает частоту вращения вала.
Так как длина бурильной колонны при бурении на море всегда больше глубины скважины на величину, равную глубине моря, то перспективными являются и применяются на практике схемы бурения снарядами со съемными керноприемниками. Обусловлено это стремлением сократить затраты времени на спуск и подъем бурильной колонны в каждом рейсе с целью отбора керна.
Забойные гидродвигатели со съемными керноприемниками характеризуются большими наружными диаметрами, во многих случаях превосходящими экономичные диаметры бурения разведочных скважин, требуют значительного расхода промывочной жидкости и большой гидравлической мощности для привода. Это является важной причиной, сдерживающей использование для бурения разведочных скважин на море серийно выпускаемых забойных гидродвигателей, в том числе турбобуров со съемными керноприемниками.
Бурение с гидротранспортированием кернового материала обеспечивается при вращательном, вибрационном, ударно-забивном или комбинированном способах разрушения пород забоя. При этом одновременно с углублением скважины осуществляется крепление ее стенок трубами и транспортирование по ним выбуренных пород на поверхность восходящим потоком нагнетаемой в скважину жидкости. Для организации нисходящего и восходящего потоков жидкости применяют двойные или тройные колонны труб. На практике большее распространение получила схема бурения с гидротранспортированием керна по двойной колонне труб (ДКТ).
Опыт вращательного бурения с гидротранспортированием установкой КГК-50/50П показал, что ДКТ в интервале между ПБУ и дном моря почти всегда изогнута из-за качки и дрейфа установки. Под действием передаваемой через ДКТ нагрузки на забой величина изгиба увеличивается. В результате при вращении ДКТ устье скважины разбивается на "конус". Это, а также слабая связность пород придонных горизонтов приводят к тому, что при бурении обратный поток нагнетаемой в скважину воды поднимается по затрубному пространству ДКТ, а не по ее центральном каналу. Этот поток выносит керновый материал из скважины и складирует его в виде кратера на ее придонном устье. По данным замеров, высота кратера достигает 0,5 м. Попытки ликвидировать перетекание воды в затрубное пространство путем изменения направления отверстий в коронке и вытекающих из нее струй не дали положительных результатов.
Ударно-забивное бурение с гидротранспортированием кернового материала по ДКТ свободно от многих проблем вращательного бурения. Интерес для разведки месторождений полезных ископаемых на акваториях представляют способ, оборудование и инструмент, разработанные фирмой "Беккер Дрил" (Канада) для ударно-забивного бурения скважин в песчаных и гравийно-галечных отложениях с непрерывным отбором образцов пород. Этот способ основан на использовании двойной концентрической колонны труб, на нижнем конце которой установлена зубчатая башмачная коронка. Двойную колонну труб погружают в породы дизель-молотом, наносящим удары по верхнему концу колонны при одновременном нагнетании в кольцевое пространство между трубами сжатого воздуха, воды или аэрированного раствора. Поток очистного агента возвращается на поверхность через внутреннюю полость внутренних труб, вынося разрушенные коронкой породы.
Тест.
1. В чемглавная особенность шельфовых разработок?
1) высокие затраты и недостаточность места для размещения оборудования;
2) высокие затраты и климатические условия;
3) дороговизна аппаратуры;
4) сложность перевозки;
5) Нет верного ответа
2. Б.М. Ребрик рекомендует рассматривать эффективность способа бурения как комплексное понятие и объединять факторы в группы, отражающие существенную сторону процесса бурения скважины или характеризующие предназначенные для этой цели технические средства. Какие факторы он предлагает?
1) инженерно-геологические, технические, экономические;
2) инженерно-геологические и поисково-разведочные;
3) поисково-разведочные, экономические;
4) экономические, технологические, климатические;
5) Нет верного ответа.
3. Какие ПБС производятбурение в плавучем состоянии?
1) полупогружные буровые установки (ППБУ), буровые суда (БС);
2) плавучие буровые установки погружного типа (ПБУ - погружные буровые установки), буровые суда (БС);
3) буровые суда (БС), полупогружные буровые установки (ППБУ);
4) полупогружные буровые установки (ППБУ);
5) Все ответы верны.
4. Из-за опасности раскачивания подвешенного на тросе забивного снаряда максимальное значение его массы ограничивают
1) 600 кг
2) 20 кг
3) 6000 кг
4) 2 кг
5) 100 кг
5. При бурении на море важной проблемой является
1) снижение потерь энергии удара в погружаемой колонне
2) большое содержание соли в воде
3) невозможность использования наиболее качественных способов бурения — вдавливающего, забивного и вращательного
4) то, что длина бурильной колонны при бурении на море всегда больше глубины скважины на величину, равную глубине моря
5) волнения на море
Список литературы:
1. Котик Е.П., Котик П.Т. Разработка, освоение и эксплуатация морских месторождений. 2 том, -Актобе-, 2010 – 564 стр.
2. Бабич В.А., Лисагор О.И., Галкин А.Г. Оборудование для бурения инженерно-геологических скважин на море и на шельфе. - Рига: ВНИИМоргео, 1996. - 127 с.
3. Вяхирев Р.И., Никитин Б.А., Мизоев Д.А. Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений. - М.: Изд-во Академии горных наук, 1999. - 374 с.
4. Золотухин А.Б., Гудместад О.Т., Ермаков А.И. и др. Основы разработки шельфовых нефтегазовых месторождений и строительство морских сооружений в Арктике. Учебное пособие. - М: Изд-во «Нефть и газ» РГУНиГ, 2000. - 770 с.
5. Карабалин У.С, Ермеков М.М. Эксплуатация морских нефтегазовых месторождений. - Алматы: Эверо, 2004. - 434 с.
6. Эстрин Ю.Я. Техника и технология освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа. - М.: ВНТИЦентр, 1989.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|