Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О.Ю. Мельникова, А.Н. Королёв




АНО ВО « Омский экономический институт»

 

Представлен опыт реализации системы экологического образования и воспитания в образовательной организации высшего образования гуманитарно-экономического направления.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое мировоззрение.

 

The system of environmental education in the educational process of higher education (for example Omsk economic Institute)

O.Yu. Melnikova, A.N. Korolev

Omsk economic Institute

Abstract: It describes the experience of the implementation of environmental education and education in the educational organization of higher education humanitarian and economic trends

Keywords: environmental education, environmental education, ecological culture, ecological outlook

Модель образовательной системы XXI века должна ориентироваться на модель устойчивого развития всего сообщества. В 2015 году было закончена реализация основных задач Программы Всемирного десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ОУР), объявленная ООН в 2005 году. Россией была подписана Европейская стратегия (ЕЭК ООН) образования в этой области, согласно которой до 2015 года проведено реформирование задач образования: «переход от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социоприродных условиях» [1].

ОУР представляет собой процесс обучения тому, как принимать решения, нужные для обеспечения долгосрочного будущего экономики, экологии и равенства всех обществ. Базируясь на принципах ОУР процесс обучения должен сформировать у обучающихся навыки: познавать, жить вместе, делать, жить (т.е., нести ответственность за свои действия, уважать других, применять полученные знания на практике и способствовать устойчивому развитию). Десятилетие образования для устойчивого развития закончилось 31 декабря 2014 года. Как продолжение работы в этом направлении на 37 сессии ЮНЕСКО (Париж, 2013 г) был разработан проект Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития в качестве последующей деятельности по итогам десятилетия ОУР.

Общая задача проекта Глобальной программы действий заключается в «запуске и наращивании деятельности на всех уровнях и во всех областях образования и обучения в интересах ускорения прогресса в достижении устойчивого развития» [2]. Эта цель преломляется в двух задачах:

а) переориентировать образование и обучение с тем, чтобы каждый человек имел возможность приобрести знания и навыки, ценности и подходы, которые позволят ему внести свой вклад в устойчивое развитие;

б) укрепить образование и обучение во всех планах действий, программах и мероприятиях, которые способствуют устойчивому развитию.

Проблема формирования научного мировоззрения студентов неоднократно являлась предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Правильно организованный процесс усвоения знаний, представляющий из себя целостную структуру, где освоение образовательной программы выстраивается на основе усвоения основных мировоззренческих идей, систематизированных по линии межпредметных и внутрипредметных связей образовательных предметов, способствующих формированию целостного научного мировоззрения, позволяет специалисту-профессионалу быстро адаптироваться к меняющимся условиям развития общества, проявлять гибкость мышления, нестандартный подход к различным ситуациям, создает благоприятные условия для его творческого развития.

Одной из задач высшего образования является развитие навыков экологически целесообразного поведения посредством научных исследований и творческой деятельности обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Всё это позволяет определить развитие научно-исследовательской компетенции студентов, как приоритетную цель реализации данного компонента педагогической системы [3].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 г. №1662-р) отмечена необходимость учитывать экологический фактор при переходе от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития экономики страны. Большое внимание уделено формированию к 2020 году сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентноспособных производств.

Примером формирования системы экологического образования и воспитания в системе высшего образования может служить созданный в Омском экономическом институте научно-исследовательского центра (НИЦ) экологии и технологии продуктов питания [4].

Деятельность НИЦ предполагает разработку наиболее целесообразных приемов работы по формированию экоцентрического мировоззрения и естественнонаучному образованию студентов, позволяющих эффективно решать комплексную проблему воспитания субъективного отношения к природе; ответственной гражданской позиции, опирающейся на понимание характера взаимодействия человека с окружающей средой; сформировать научно обоснованные представления о целостной природной среде, о закономерностях ее развития и функционирования, раскрыть современную научную систему взглядов на проблему единства живого вещества биосферы. Схематически принципы работы Центра представлены на рисунке 1.

НИЦ строит свою работу по нескольким стратегическим направлениям:

1) образовательное: формирование научно обоснованного представления о целостной природной среде, о закономерностях ее развития и функционирования, о механизмах глобального биогеохимического круговорота, о необходимости охраны окружающей среды как основного условия сохранения здоровья нации и здоровья будущих поколений.

2) технологическое: реализация научно-исследовательской деятельности по разработке новых технологий кулинарной обработки продукции, исследованию технологических процессов, протекающих в различных технологических режимах и ведущих к снижению экологической опасности продуктов питания.

3) экономическое и правовое: реализация научно-исследовательской деятельности по экономико-правовой оценке экологических рисков промышленности и транспорта в масштабах города.

4) воспитательное и просветительское: реализация воспитательной и просветительской деятельности экологической направленности с целью создания устойчивой эмоциональной связи для формирования субъективного отношения к природе, эстетико-психологического воздействия, формирования научно обоснованных представлений о целостной природной среде.

Для реализации задач НИЦ в своем составе имеет:

1) научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию технологии и качества продуктов питания;

2) научно-исследовательскую эколого-биологическую лабораторию;

3) учебно-производственный комбинат;

4) экспериментально-исследовательскую базу, которая включает опытно-экспериментальные оранжерею, теплицы, лесной биотоп, садово-огородный участок, эколого-биологическую станцию.

Обеспечивает работу НИЦ научно-педагогические работники кафедр института по утвержденным научно-исследовательским темам. Кроме того, создаются временные научные коллективы, нацеленные на выполнение мини научных проектов. К работе в Центре привлекаются студенты, кому небезразлично состояние среды обитания, кто чувствует себя ответственным за свое здоровье, здоровье своих близких и будущих поколений. НИЦ экологии и технологии продуктов питания имеет широкий спектр возможностей для формирования экологической культуры студентов Омского экономического института [5] и является центром координации и выработки единого подхода при формировании экологической культуры будущих специалистов, при этом вовлекая в работу и другие подразделения института (табл.1).

Эколого-биологическая лаборатория Центра, как координационно-методический орган, ведет отслеживание формирования системы непрерывного экологического образования и воспитания в вузе гуманитарно-экономической направленности.


 

 

 

Таблица 1

Характеристика отдельных компонентов системы экологического образования и воспитания в институте

Название компонента структурно-функциональной модели Цель деятельности подразделения Основные задачи подразделения Прогнозируемый педагогический результат работы подразделения
Научно-исследовательская лаборатория экономики и социологии образования Мониторинг этапов формирования системы экологического образования и воспитания в рамках диагностической коррекции и анализа результатов работы Проведение психолого-педагогической диагностики   Психолого-педагогическое обоснование и анализ результатов ЭО, выявление причин негативных моментов в ЭО и определение путей их устранения
Кафедры технологического факультета Развитие экологических компетенций в рамках циклов общематематических и естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин. 1. Создание программ экологического образования. 2. Отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи ЭО
Институтские кафедры Использование гуманитарных, экономических, технических элементов ЭО в рамках преподавания специальных дисциплин Отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса в целях интеграции ЭО Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи ЭО
Научно-исследовательский центр экологии и технологии продуктов питания Развитие мотивационной и когнитивной сферы личности студентов с целью формирования целостной естественнонаучной картины мира 1. Реализация научных программ экологической направленности. 2. Проведение мероприятий, направленных на формирование экологической культуры студентов. 3. Разработка и проведение общественных акций, праздников для популяризации экологических знаний Система экологического образования, обеспечивающая решение воспитательной и мировоззренческой задач ЭО Методическое и научное обоснование апробированных форм, методов и педагогических технологий, адекватных целям ЭО

 


Особую роль в формировании экологической культуры и мировоззрения как ее части имеет экологическое воспитание, значимое в формировании нравственных качеств личности, в выработке гармоничного отношения к природе, культуре и социуму. Механизм экологической подготовки студентов непрофильного вуза предполагает учебную и внеаудиторную работу в разнообразных видах деятельности (рис. 2).

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2. Взаимосвязь видов деятельности в рамках экологической подготовки студентов

Уже начиная с первого курса, следует включать в содержание учебных дисциплин изучение основ научных исследований, знакомить с приемами работы с научной литературой, формировать навыки информационно-библиографических работ. Студенты осваивают технологию эксперимента, составляют аннотации, пишут статьи, получают опыт публичных выступлений с докладами по научным проблемам, участвуют в кафедральных темах, грантовых проектах. В качестве внеаудиторных форм организации научно-исследовательской деятельности студентов могут организовываться Недели науки, открытые конкурсы научных студенческих работ, научные конференции, методологические семинары и т.п.

Все это формирует оптимальную среду для достижения поставленной цели на основе сотрудничества, взаимоуважения и поддержки, что способствует выработке у студентов собственной точки зрения, активной личной позиции, удовлетворению творческих потребностей и в целом самореализации.

Таким образом, опыт Омского экономического института представляет пример реализации современной мировой парадигмы на региональном уровне. Формирование экологической компетентности профессионалов в области организации и функционирования рыночных форм хозяйствования и управления на различных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) иерархии способствует решению задач инновационной социально ориентированной государственной стратегии экономического развития страны.

 

Библиографический список

 

1. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития: офиц. текст. Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. Вильнюс, 2005. – 12 с.

Резолюция 37 сессии ЮНЕСКО, Париж, 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002243/224368r.pdf (дата обращения: 11.02.2016)

1. Крампит А. Г. Методология научных исследований: учебное пособие / А. Г. Крампит, Н. Ю. Крампит. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 164 с.

2. Барановский А. И. Экологическое образование в системе подготовки специалистов в Омском экономическом институте / А. И. Барановский, О. Ю. Мельникова, А. Н. Королёв // Материалы заочной Всероссийской конференции «Теория и практика эколого-просветительской деятельности в природоохранных и образовательных учреждения Российской Федерации», 08.12.2009 г. – Тамбов: ГУ им. Г.Р. Державина, 2009

3. Мельникова О. Ю. Реализация принципов устойчивого развития через создание исследовательских центров в вузе: монография / О. Ю. Мельникова, А. И. Барановский, Н. О. Герасимова, Н. М. Глебова, А. Н. Королёв, С. И. Ускова. – Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. – 124 с.

 

Сведения об авторах

Мельникова Оксана Юрьевна, доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры пищевых технологий, товароведения и сервиса АНО ВО «Омский экономический институт»; meloksana@mail.ru

Melnikova Oksana docent, candidate of Biological Sciences, docent department of Food Technology, merchandising and service Omsk economic Institute; meloksana@mail.ru

 

Королёв Александр Николаевич, доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры пищевых технологий, товароведения и сервиса АНО ВО «Омский экономический институт»; korolev66.66@mail.ru

Korolev Alexander, docent, candidate of Biological Sciences, docent department of Food Technology, merchandising and service Omsk economic Institute; korolev66.66@mail.ru

 

 

УДК 581.526.325. (282.256.138)

СУТОЧНАЯ ДИНАМИКА ФИТОПЛАНКТОНА НОВОСИБИРСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА

 

В.В. Михайлов*, Н.И. Ермолаева**, О.П. Баженова*

ФГБОУ ВО Омский ГАУ*, НФ ИВЭП СО РАН**, г. Новосибирск

 

Приведены данные о видовом составе, биомассе и численности суточных проб (август 2015 г.) фитопланктона Новосибирского водохранилища. Показаны особенности суточной динамики проб фитопланктона, отобранных в открытой литорали Новосибирского водохранилища и в зарослях высших водных растений.

Ключевые слова: фитопланктон, Новосибирское водохранилище, суточная динамика.

 

Daily dynamics of phytoplankton Novosibirsk reservoir

V.V. Mikhailov, N.I. Yermolaeva, O.P. Bazhenova

 

The data on species composition, biomass and number of daily samples (August 2015) phytoplankton Novosibirsk Reservoir are provided. The features of daily dynamics of phytoplankton samples collected in the open littoral zone of the Novosibirsk reservoir and in the thickets of higher aquatic plants is shown.

Keywords: phytoplankton, Novosibirsk Reservoir, daily dynamics.

 

Новосибирское водохранилище – самый крупный искусственный водоем в бассейне Верхней Оби, расположенный на юге Западной Сибири. Площадь водосбора р. Оби в створе гидроузла составляет 228 000 км2, бассейн водохранилища включает территории Новосибирской области и Алтайского края [1]. Оно представляет собой довольно редкий для юга Западной Сибири тип мезотрофного водоема [2].

Фитопланктон Новосибирского водохранилища отражает биологические и физико-химические изменения, происходящие в водоеме и влияющие на качество воды. В колебаниях количественных характеристик фитопланктона наблюдается суточная периодичность: в светлое время суток происходит нарастание численности, которое сменяется периодом убывания, связанного с наступлением темного времени суток. Поэтому изучение суточной динамики может охарактеризовать обилие фитопланктона за короткий период исследований и спрогнозировать его изменения в течение суток [3,4].

Сообщение написано по материалам обработки количественных и качественных суточных проб фитопланктона Новосибирского водохранилища. Отбор проб производился из поверхностного слоя воды 18 и 19 августа 2015 года у правого берега Бердского залива на двух станциях – на акватории водохранилища и в зарослях макрофитов высших водных растений. Глубина станций составляла соответственно 1,8 и 1,6 м.

Количественные пробы фитопланктона отбирали с помощью батометра и концентрировали путем фильтрации через мембранные фильтры № 6 под вакуумом. Объем фильтрованной пробы зависел от обилия фитопланктона и варьировал от 170 до 200 мл. Обработку проб проводили на световом микроскопе марки Микмед-1, подсчет численности клеток осуществляли в камере Горяева в двух повторностях [4]. Доминирование видов определяли по их численности [5], в доминирующий комплекс включали виды, обилие которых составляло не менее 10 % от общей численности фитопланктона [6]. Для определения принадлежности водорослей к местам их обитания использовали опубликованные данные [7]. Полученные результаты обрабатывали методами вариационной статистики [8].

В суточных пробах фитопланктона Новосибирского водохранилища идентифицировано 76 видовых и внутривидовых таксонов (ВВТ) из шести отделов, в том числе: Cyanoprokaryota – 7, Dinophyta – 2, Bacillariophyta – 12, Euglenophyta – 4, Chlorophyta – 49, Streptophyta – 2. Наибольшее видовое богатство характерно для зеленых водорослей (отдел Chlorophyta). Существенных отличий в видовом составе фитопланктона из двух местообитаний не обнаружено. Небольшая разница (70 и 72 ВВТ) связана со случайным распределением, присущим фитопланктоценозу [10].

Все найденные цианобактерии, динофитовые, эвгленовые и стрептофитовые водоросли относятся к истинно планктонным видам. В составе зеленых водорослей из случайно-планктонных видов обнаружена только Spirogyra sp., остальные ВВТ относятся к истинно планктонным видам. Наибольшее количество случайно-планктонных ВВТ (9 из 12) найдено в составе диатомовых водорослей (Bacillariophyta).

По обилию фитопланктона, как в открытой воде, так и в зарослях макрофитов лидируют цианобактерии, среди которых доминирующими видами являются Aphanizomenon flos-aquae (L.) Ralfs, Dolichospermum flos-aquae (Lyngb.) Wacklin, Hofmann et Kom., а субдоминантами – Anabaena sp. и Aphanocapsa holsatica (Lemm.) Cronb. et Kom. Второе место занимают зеленые водоросли, наиболее обильным видом среди них был Phacotus lenticularis (Ehr.) Deis. Диатомовые, динофитовые и эвгленовые водоросли не вносят заметного вклада в обилие фитопланктона и занимают по этому показателю последние места (табл.1, 2).

Обилие фитопланктона на обеих станциях отбора проб закономерно изменяется в течение суток. Следует отметить, что из-за заметной разницы в объемах клеток доминирующих видов более четко суточная динамика прослеживается по показателям биомассы. Общий ход суточной динамики биомассы фитопланктона характеризуется падением (с небольшими колебаниями) после 15.00 и значительным возрастанием после полудня (12.00). Минимальное обилие фитопланктона открытой воды наблюдается в 06 часов, максимальное – после полудня (15.00). В зарослях макрофитов максимум обилия фитопланктона также отмечается в 15 часов, а минимум обилия сдвинут на 9 часов утра.

Таблица 1

Численность и биомасса фитопланктона открытой воды Новосибирского водохранилища (18–19 августа 2015 г.)

Время отбора, ч   Общая численность, млн кл./л Общая биомасса, г/м3 Численность, % биомасса, %
Cyano- prokaryota Dino-phyta Bacillario-phyta Eugleno- phyta Chloro- phyta
18 августа
15.00 69,51 28,33 91,18 92,02 0,78 5,22 0,24 0,92 7,80 1,84
18.00 57,78 20,14 84,35 79,44 0,31 1,49 0,68 1,09 0,31 0,79 14,35 17,19
21.00 82,70 23,96 82,64 81,30 0,05 0,29 0,44 0,80 0,20 0,80 16,67 16,81
24.00 55,26 18,02 83,22 82,74 1,07 1,66 0,43 1,22 15,28 14,38
19 августа    
03.00 43,93 17,72 62,85 65,85 0,55 2,20 4,17 6,04 0,72 1,64 31,71 24,27
06.00 38,06 14,20 76,12 75,21 0,42 1,48 3,44 3,45 0,42 0,99 19,60 18,87
09.00 51,68 21,99 87,64 89,36 1,59 2,05 0,15 0,32 10,62 8,27
12.00 59,29 13,99 68,29 44,25 1,72 11,93 2,26 6,08 0,89 3,43 26,84 34,31
15.00 84,57 32,84 81,50 88,55 –   1,03 1,37 0,37 0,85 11,07 8,93
В среднем за сутки 60,31 5,02 21,24 1,98 79,75 77,64 0,34 1,93 1,72 3,08 0,41 1,11 17,10 16,09

Таблица 2

Численность и биомасса фитопланктона Новосибирского водохранилища из зарослей макрофитов (18–19 августа 2015 г.)

Время отбора, ч   Общая численность, млн кл./л Общая биомасса, г/м3 Численность, % биомасса, %
Cyano- prokaryota Dino-phyta Bacillario-phyta Eugleno- phyta Chloro- phyta
18 августа
15.00 141,18 48,94 85,83 84,89 0,31 1,47 1,88 3,13 0,18 0,47 11,80 10,04
18.00 78,72 27,92 74,95 58,74 2,02 9,35 1,96 3,29 0,28 0,68 20,79 27,94
21.00 76,27 25,96 80,54 81,93 0,39 1,89 1,97 3,04 17,10 13,14
24.00 63,86 20,92 81,05 84,42 0,06 0,33 2,82 2,11 16,07 13,14
19 августа
03.00 78,43 27,16 69,77 64,14 1,39 6,59 2,18 3,98 0,29 0,77 26,37 24,52
06.00 84,13 22,42 82,55 74,31 0,53 3,30 1,88 3,88 0,05 0,18 14,99 18,33
09.00 37,38 13,17 81,11 85,04 0,11 0,53 2,46 3,72 0,11 0,30 16,21 10,41
12.00 61,38 15,45 87,07 75,82 6,01 4,01 1,74 3,72   – 5,18 16,45
15.00 92,21 22,30 84,95 79,59 0,53 3,59 1,88 4,89 12,64 11,93
В среднем за сутки 79,28 8,85 24,92 3,24 78,85 80,87 1,26 3,45 1,87 3,53 0,10 0,27 13,78 14,75

 

 

Рис.1. Суточная динамика общей численности фитопланктона Новосибирского водохранилища (18–19 августа 2015 года)

 

Рис.2. Суточная динамика общей биомассы фитопланктона Новосибирского водохранилища (18–19 августа 2015 года)

 

Более высокие показатели обилия фитопланктона в зарослях макрофитов по сравнению с открытой литоралью Новосибирского водохранилища, возможно, объясняются аккумулирующим действием макрофитов, нельзя также исключать воздействие нагонных явлений, характерных для летнего сезона в Новосибирском водохранилище [11].

Таким образом, видовое богатство фитопланктона в суточных пробах Новосибирского водохранилища составляет 76 таксонов рангом ниже рода, относящихся к шести отделам. Существенных отличий в видовом составе фитопланктона из двух местообитаний не обнаружено. По обилию доминируют цианобактерии (Aphanizomenon flos-aquae и Dolichospermum flos-aquae). Суточная динамика фитопланктона характеризуется более-менее закономерным падением, наступающим после 15 часов и возрастанием в светлое время суток (начиная с 6–9 часов утра). Максимум обилия фитопланктона отмечен в середине светового дня (15 часов).

 

Библиографический список

 

1. Огрызкова О. С. Сезонные изменения содержания марганца в воде… Новосибирского водохранилища / О. С. Огрызкова [и др.] // Изв. Алт. гос. ун-та. – №3. – 2014. – С.176 –180.

2. Киприянова Л. М. О распространении некоторых редких видов растений по акватории Новосибирского водохранилища / Л. М. Киприянова, Ю. В. Зарубина // Мир науки, культуры и образования. – № 6. – 2012. – С. 480–482.

3. Георгиева Е. Ю. Особенности суточной изменчивости фитопланктона северо-западного шельфа Черного моря в осенний период / Е. Ю. Георгиева // Экосистемы, их оптимизация и охрана. – Вып.7. – 2012. – С. 191–197.

4. Трофимова В. В. Суточная динамика хлорофилла «а» фитопланктонного сообщества эстуарной зоны Кольского залива / В. В. Трофимова, П. Р. Макаревич // Альгология. – № 2. – 2009. – С. 145–154.

5. Фёдоров, В. Д. О методах изучения фитопланктона и его активности / В. Д. Фёдоров. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 168 с.

6. Михеева Т. М.Структура и функционирование фитопланктона при эвтрофировании вод: автореф. дис. … д-ра биол. наук: 03.00.18 / Т. М.Михеева. – Минск, 1992. – 63 с.

7. Корнева Л. Г.Формирование фитопланктона водоемов бассейна Волги под влиянием природных и антропогенных факторов: автореф. дис. … д-ра биол. наук: 03.00.16 / Корнева Людмила Генриховна. – С-Пб., 2009. – 47 c.

8. Баринова С. С. Биоразнообразие водорослей-индикаторов окружающей среды / С. С. Баринова, Л. А. Медведева, О. В. Анисимова. – Тель-Авив [б. и.], 2006. – 498 с.

9. Лакин Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. – М.: Высш. шк., 1990. – 352 с.

10. Зернов С. А. Общая гидробиология / С. А. Зернов. – М.: Высш. шк., 1986. – 472 с.

11. Савкин В. М. Многолетняя динамика водно-экологического режима Новосибирского водохранилища / В.М. Савкин [и др.]. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. – 393 с.

 

Сведения об авторах

Михайлов Вячеслав Владимирович, аспирант кафедры экологии, природопользования и биологии Омского ГАУ, slava.mikhaylov.1989@mail.ru, +7(3812) 70-17-36, 8(905)942-17-92

Ермолаева Надежда Ивановна, кандидат биол. наук, с.н.с. НФ ИВЭП СО РАН, г. Новосибирск, E-mail: hope@iwep.nsc.ru

Баженова Ольга Прокопьевна, доктор биологических наук, профессор кафедры экологии, природопользования и биологии Омского ГАУ, olga52@bk.ru, 8(3812)65-46-27

 

Mikhailov V.V., postgraduate student, Department of Ecology, Natural management and Biology, Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin, slava.mikhaylov.1989@mail.ru, +7(3812) 70-17-36, 8(905)942-17-92

Yermolaeva N.I., Cand. of Sciences (Biology), senior researcher, Institute of Water and Ecological Problems of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia), Е-mail: hope@iwep.nsc.ru

Bazhenova O.P., Doctor of Biological Sciences, Professor, Department of Ecology, Natural management and Biology, Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,olga52@bk.ru, 8(3812)65-46-27

УДК 504.064.4 (571.13)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных