Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ




С.А.Эмралиева

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)», г. Омск

 

Рассмотрено влияние автомобильных дорог на компоненты биосферы: атмосферу, гидросферу, литосферу. Представлен комплекс природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия автомобильных дорог.

Ключевые слова: автомобильные дороги, природоохранные мероприятия, автотранспорт, придорожные полосы.

 

S.A.Emralieva

Nature protection measures at exploitations of highways

 

Annotation. Influence of highways is considered on the components of biosphere: atmosphere, hydrosphere, lithosphere. The complex of nature protection measures is presented on the decline of negative influence of highways.

Keywords: highways, nature protection measures, motor transport, wayside.

 

Ежегодно увеличивается количество автомобильного транспорта, который может наносить огромный вред окружающей среде, передвигаясь по автомобильным дорогам. Необходимо проводить комплекс природоохранных мероприятий, направленных на обеспечение нормальной экологической обстановки при эксплуатации автомобильных дорог.

При проектировании автомобильных дорог выполняется процедура оценки воздействия на окружающую среду, которая включает, в том числе следующую информацию [1]:

- определение типов и характера вероятных воздействий на окружающую среду;

- анализ антропогенной нагрузки на территорию;

- краткий анализ природных условий на территории прохождения трассы (оценки состояний растительности, атмосферного воздуха и животного мира);

- прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в результате ее развития (зоны превышений ПДК загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта и предельного уровня запыленности, изменение условий жизни населения, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения);

- рекомендации по установлению требований и нормативов, снижающих воздействие на окружающую среду и условия жизни населения (оптимальная скорость движения, водоотвод, тип покрытия, необходимость сооружения обходов населенных пунктов, памятников архитектуры, культуры).

В процессе эксплуатации автомобильных дорог покрытия подвергаются воздействию статических и динамических нагрузок от колес проезжающих транспортных средств [2, 3]. В результате чего происходит постепенное истирание материала покрытия дороги и автопокрышек, с образованием мелкодисперсной пыли, которая зависает в воздухе придорожной полосы. На интенсивность пылеобразования влияют физико-механические свойства материала и состояние покрытия, скорость движения автотранспорта, вес, габариты и тип движущихся по дороге автомобилей, погодно-климатические условия.

Дорожные покрытия бывают пылящие и непылящие [1]. К непылящим относятся асфальтобетонные и цементобетонные покрытия; к пылящим - щебеночные, гравийные, грунтово-улучшенные и покрытия из отходов, необработанных вяжущими материалами.

Органическая часть пыли в основном состоит из хрупких продуктов окисления и фотодеструкции битума или дегтя. В отдельные периоды года к продуктам износа материалов покрытия примешиваются пылевидные частицы грунта, занесенные проезжающим транспортом с неукрепленных обочин, или химические вещества, используемые для посыпки покрытия в период гололеда.

Выбросы автотранспорта являются основными загрязнителями атмосферного воздуха. К основным токсичным выбросам автомобиля относятся: отработавшие газы, картерные газы и топливные испарения [2, 3].

Отработавшие газы, выбрасываемые двигателем, содержат оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, бенз(а)пирен, альдегиды и сажу. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Останавливаясь, а затем, снова набирая скорость, автомобиль выбрасывает в воздух оксида углерода почти в 8 раз больше, чем при равномерном движении. Минимальное его количество выделяется при равномерной скорости движения автомобиля 60 км/ч. Чтобы транспортный поток шел непрерывно предусматривают транспортные развязки, тоннели и пешеходные переходы, расширяют автомагистрали, жилые дома строят на определенном расстоянии от проезжей части. В последнее время придумывают и создают новые технологии по оснащению автомобилей различными выхлопными устройствами, позволяющими снижать опасные концентрации вредных веществ выбрасываемых при сгорании топлива. На автомобиль устанавливают различные нейтрализаторы, разной конструкции и сложности.

Все мероприятия по снижению запыленности местности делят на предупредительные (устройство покрытий из материалов, обработанных вяжущими, поверхностные обработки слоев износа обеспыливающими материалами) и защитные (в основном – устройство зеленых насаждений) [1].

Защитная эффективность зеленых насаждений в значительной степени зависит от плотности посадок и вида растений. Для защиты от пыли рекомендуются двухрядные плотные посадки деревьев с низким штамбом и густой кроной и одного ряда кустарников высотой 1,5 м. Такая конструкция пылезащитной полосы при расположении от дороги на расстоянии 15…20 м задерживает до 80…90% пыли. Травяная растительность хорошо задерживает пыль, поэтому ее следует сохранять в полосе отвода перед полосой защиты и между ее рядами. Зеленые насаждения выбирают из видов растений местной флоры, устойчивых к воздействию пыли.

Оседающие на покрытии автомобильных дорог пыль, продукты износа покрытий, шин и тормозных колодок, выбросы от работы двигателей автомобилей, материалы, используемые для борьбы с гололедом, при смыве дождевыми и талыми водами приводят к насыщению вод поверхностного стока различными загрязняющими веществами, которые затем попадают в водотоки. К водоотводным сооружениям относят: лотки, дождеприемные колодцы, водопропускные трубы, водогасящие сооружения, кюветы, водоотводные канавы, валы. Устройство системы поверхностного водоотвода с использованием прикромочных лотковых и бордюрных конструкций позволяет снизить уровень загрязнения стока, поступающего с покрытия проезжей части автомобильной дороги в окружающую среду, и уменьшить площадь его распространения. Оно выполняет функцию водосборного канала, в котором собирается загрязненный поверхностный сток [2].

Неотъемлемой частью дорожного водоотвода являются очистные сооружения [1]. Они снижают негативное воздействие загрязненных поверхностных стоков с автомобильных дорог на прилегающую территорию и водные объекты. Необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии все водоотводные сооружения, проводя своевременно работы по прочистке отдельных участков водоотводных канав, их восстановлению и укреплению [4].

При эксплуатации автомобильных дорог происходят почворазрушающие процессы, к которым относятся оползни, просадки и эрозия [2, 3]. Часто развивается дорожная эрозия,происходящая в результате размыва и разрушения почв. Из-за этого возникают группы оврагов по колеям грунтовых дорог. Вдоль дорог возникают заболоченные участки, достигающие сотен метров в ширину. В них могут развиваться болезнетворные микроорганизмы и, в перспективе, очаги массовых инфекций. Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину более 20 см и в результате образует плотный и прочный дерновой слой.

Вдоль автотрасс большие площади земель загрязняются соединениями серы, нефтепродуктами и другими вредными веществами. Особенно опасна придорожная полоса шириной до 200 м по обе стороны вдоль наиболее напряженных магистралей. Почвозащитные насаждения, состоящие из нескольких рядов растений, оказывают благоприятное воздействие на микроклимат почвы. Они способствуют защите почвы, маскировке и преграде, укреплению структуры ландшафта и его биологическому обогащению [1].

В зимний период на поверхности автомобильных дорог наблюдается гололед. Химический метод удаления снега и льда с дорожных покрытий при помощи хлористых соединений оказывает вредное воздействие на зелёные насаждения в результате прямого контакта (при удалении засоленного снега на обочины и разделительную полосу с насаждениями) и через почву (засоление почв при просачивании рассола в зоны расположения кустарников). Гибель насаждений снижается при их посадке дальше 9 м от кромки проезжей части [2, 3].

При работе двигателей автотранспортных средств почва загрязняется ионами тяжелых металлов. Для уменьшения ширины распространения загрязнения используют защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы, прокладку автомобильной дороги в выемке. Снижение концентрации загрязнений за защитными сооружениями приведено в таблице 1 [1].

Автотранспорт, проезжая по автомагистралям, воздействует на растительный и животный мир. Влияние может быть прямыми (механические повреждения, уничтожение, отравление производственными отходами, отработавшими газами транспортных средств или строительных машин, влияние шума и т.п.) или косвенными (изменение среды обитания) [1].

 

 

Таблица 1

Снижение концентрации загрязнений за различными типами

защитных сооружений

№ п/п Мероприятие Снижение концентрации, %
  Один ряд деревьев с кустарником высотой до 1,5 м на полосе газона 3…4 м  
  Два ряда деревьев без кустарника на газоне 8…10 м  
  Два ряда деревьев с кустарником на газоне 10…12 м  
  Три ряда деревьев с двумя рядами кустарника на полосе газона 15…20 м  
  Четыре ряда деревьев с кустарником высотой 1,5 м на полосе газона 25…30 м  
  Сплошные экраны, стены зданий высотой более 5 м от уровня проезжей части  
  Земляные насыпи, откосы при разности отметок 2…3 м  
3…5 м  
более 5 м  

 

В местах возможного повышения уровня грунтовых вод необходимо устраивать водоотвод или дренирование, а в местах понижения - предупреждать изменение направления и расхода подпочвенного стока водопропускными и дренажными устройствами.

Если автомобильная дорога проходит через лес, то загрязнение придорожной территории отработавшими газами по оксиду углерода не должно превышать: разовая концентрация - 3 мг/м3; среднесуточная - 1 мг/м3.

При проектировании дороги, особенно вблизи крупных городов, предусматривают меры, по предотвращению дигрессии леса вследствие рекреационного использования [1]. Площадки отдыха и стоянки для остановки автомобилей должны быть отделены естественными (водотоки, болота, труднопроходимые заросли) или искусственными (проволочные изгороди, валы, канавы) преградами.

Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий и уничтожения животных при движении транспорта, на пересечениях путей миграции животных с дорогами, имеющими интенсивность движения более 2000 авт./сутки следует устраивать ограждения по границе полосы отвода высотой 2…2,5 м не менее чем на 0,5 км в каждую сторону от установившегося пути движения животных [1].

Таким образом, при эксплуатации автомобильных дорог:

– для защиты атмосферы необходимо предусматривать устройство поверхностной обработки на дорогах и обочинах, оснащать автомобили нейтрализаторами выхлопных газов, организовывать равномерную скорость движения автомобиля, для чего строить транспортные развязки, тоннели и пешеходные переходы, расширять автомагистрали;

– для защиты гидросферы – строить и поддерживать в рабочем состоянии водоотводные сооружения, при необходимости проводить очистку поверхностных сточных вод перед сбросом в водоток;

– для защиты литосферы – создавать на грунтовых поверхностях растительный покров из трав с развитой корневой системой; высаживать почвозащитные насаждения вдоль дорог, не ближе 9 м от кромки проезжей части, представляющие собой полосы из нескольких рядов деревьев.

Указанные природоохранные мероприятия способствуют защите окружающей среды при эксплуатации автомобильных дорог.

 

Библиографический список

1. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. – М.: Минтранс РФ, Протокол от 26.06.1995 г.

2. Буторина М. В. Инженерная экология и экологический менеджмент / М. В.Буторина, П. В.Воробьев, А. П.Дмитриева и др. – М.: Логос, 2002. – 528 с.

3. Денисов В. В. Промышленная экология: учебное пособие / под ред. В. В.Денисова. – Ростов н/Д: Феникс; М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: ИЦ МарТ, 2009. – 720 с.

4. СанПиН 4630-88 Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. Утв. Минздравом СССР 04.07.1988.

 

Сведения об авторе

Эмралиева Светлана Анатольевна канд.техн.наук, доцент кафедры «Инженерная экология и химия» ФГБОУ ВПО «СибАДИ», e-mail: emralieva_sveta@mail.ru, тел. 89045833792.

Emralieva Svetlana Anatolievna, Cand. of Technical Science, associate professor of the «Engineering Ecology and Chemistry» Chair, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «SibADI», e-mail: emralieva_sveta@mail.ru, тел. 89045833792.

 

УДК 632.15






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных