ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Расколы российского пространстваФормирование новой системы "центр — регионы" заняло многие годы. Начавшаяся гражданская война привела к дроблению российской территории на множество квазигосударственных образований. Одни из них создавалась в регионах (причем не обязательно национальных) в процессе формирования РСФСР и провозглашали себя советскими республиками. Другие были образованы оппозицией, причем разными ее группами, нередко остро конфликтовавшими друг с другом. На территории России появились региональные правительства с участием кадетов, эсеров, меньшевиков и других партий. Немного позднее сложились военно-административные "белогвардейские" образования. Целый ряд прежних автономных регионов или крупных этнических ареалов приступил к более или менее успешному формированию собственной независимой государственности, рассчитывая на зарубежную поддержку. Наименее устойчивыми оказались западные границы прежней империи, где произошло образование ряда независимых государств. Советской России не удалось удержать в своем составе территории с западно-христианской культурой, тяготевшие к Европе. На основе этих территорий в продолжение процесса национально-государственного строительства, захватившего Европу в XIX в., возникли пять новых национальных государств — Финляндия, Польша, Эстония, Латвия и Литва. Также была потеряна территория Молдавии — региона с православной культурой, но романским, а не славянским культурным субстратом. • В Финляндии сейм принял в декабре 1917 г. декларацию о независимости. РСФСР признала независимость Финляндии. Правда, все-таки имела место попытка создать в январе 1918 г. Финскую социалистическую рабочую республику, которая быстро провалилась. Кроме того, следует обратить внимание на создание автономной власти в 1920—1922 гг. в северных районах Карелии (территория РСФСР) с центром в Ухте (Временное карельское правительство. Карельский союз, Временный карельский комитет), которая была разгромлена советскими войсками. Для этой карельской автономии была характерна связь с Финляндией. • Польша стала независимым государством. В ноябре 1918 г. Регентский совет передал власть Пилсудскому, который сформировал польское правительство. Попытка Красной Армии летом 1920 г. организовать поход на Польшу была неудачной, и на "польском фронте" советская Россия была вынуждена уступить. В марте 1921 г. Россия и Польша подписали в Риге мирный договор, в соответст- ¶ Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы " вии с которым Польша получила территории Западной Украины и Западной Белоруссии, ранее входившие в империю. В самой Польше в 1921 г. была принята конституция. • В Прибалтике на этнической основе возникли три независимых государства — Эстония, Латвия и Литва. Собственные органы власти были сформированы здесь в 1918 г. За этим последовал период борьбы с попытками утверждения советской власти. К 1920 г. все три государства обрели достаточную устойчивость, и Россия подписала с ними мирные договора, признав их существование. • Территория Молдавии (Бессарабии) отошла к этнически родственной Румынии. Еще в октябре 1917 г. на Военно-молдавском съезде был создан Сфатул цэрий ("Совет страны"), выступивший за автономию Молдавии. В декабре 1917 г. он объявил о создании народной республики, но в начале 1918 г. Молдавия была оккупирована Румынией. В конце 1918 г. Сфатул цэрий поддержал объединение Молдавии с Румынией. Очень сложная ситуация возникает на Украине. Вскоре после Октябрьской революции Центральная Рада провозглашает Украинскую народную республику в составе России (разумеется, речь не шла о советской России). В январе 1918 г. УНР провозглашает независимость. Но незадолго до этого, в декабре 1917 г. в Харькове была провозглашена Украинская ССР. На протяжении ряда лет территория Украины была расколота между регионами, контролируемыми сторонниками независимости (а также немецкими или польскими войсками), и регионами, где действовала советская власть. Попытки создания автономных украинских правительств после разгона немцами Центральной Рады предпринимались еще не раз — Украинская держава гетмана П. Скоропадского (под контролем Германии), Украинская директория С. Петлюры в 1919—1920 гг. В 1921 г. на основной территории Украины утвердилась советская власть, но Западную Украину пришлось уступить Польше. Имела место и попытка создания независимого государства в Белоруссии, где национальное движение было очень слабым. В 1918 г. здесь была провозглашена Белорусская народная республика, которая, однако, оказалась эфемерным образованием. После гражданской войны, в 1921 г. Белоруссия поделилась на две части: Белорусскую ССР и территорию Польши. На южных границах были предприняты менее удачные попытки создания независимых от советской России национальных государств. • В 1918 г. возник Закавказский сейм, и была провозглашена Закавказская м Кроме того, в Нахичевани в 1918 г. была провозглашена Араксская республика. ¶ 4.3 Отношения "центр — регионы " в советский период оказались недолговечными. В 1920 г. советская власть была установлена в Азербайджане и Армении, в 1921 г. — в Грузии. • На Северном Кавказе также развивается национальное движение, что влечет за собой формирование ряда еще менее долговечных государственных образований. В декабре 1917 г. во Владикавказе было сформировано многонациональное Терско-Дагестанское правительство, просуществовавшее несколько месяцев. Далее в 1918 г. действовали Терский казачье-крестьянский совет и Временное народное правительство Терского края. В работе этих структур участвовали как терские казаки, так и представители народов Северного Кавказа. В мае 1918 г. в Тифлисе была провозглашена Горская республика (Республика Союза горцев Северного Кавказа), где ключевой фигурой был чеченец Т. Чермоев. В горах Чечни до 1920 г. существовал Северо-Кавказский эмират Узун-Хаджи. В Дагестане Н. Гоцин-ский, потомок наиба Шамиля, пытался создать новый имамат (он был провозглашен четвертым имамом Дагестана). Также некоторое время в Дагестане существовало Кавказско-Каспийское правительство Л. Бичерахова (осетина по национальности; его брат Г. Бичерахов был создателем Временного народного правительства Терского края). • В Центральной Азии было несколько попыток создания независимых государственных образований. На казахской территории в этом направлении действовала партия "Алаш". Созданная ею Алаш-орда была окончательно ликвидирована в 1920 г. В Туркестане в ноябре—декабре 1917 г. существовала Кокандская автономия, ориентированная на Турцию. В дальнейшем, после установления советской власти в Туркестане, Бухаре и Хиве, в Центральной Азии развивалось движение басмачей, которые на разных этапах могли де-факто контролировать довольно большие территории (это движение было в целом ликвидировано к 1926 г.). Расколы российского пространства проходят не только по линии "русское ядро — этнические периферии". Собственно русская территория распадается на части, причем границы расколов были связаны не только с текущими военными успехами Красной Армии или белогвардейцев. В годы гражданской войны достаточно очевидными стали и противоречия между "русским ядром" и "русскими окраинами", когда именно на последних сопротивление советской власти оказалось наиболее активным. Во-первых, особая ситуация возникает на Юге России, прежде всего — на казачьих территориях Дона и Кубани. Начало 1918 г. ознаменовалось формированием первых государственных образований в составе РСФСР. Эти государственные образования провозглашались стихийно "снизу" и объявляли о своем присоединении к новому государствообра-зующему центру. Данный процесс активно разворачивался на Юге России. В январе 1918 г. была провозглашена Ставропольская советская республика, в марте — Терская (Пятигорск), Черноморская (Туапсе), Донская и Таврическая (Симферо- ¶ Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы " поль), в апреле — Кубанская (Екатеринодар, ныне — Краснодар). В мае 1918 г. появилась объединенная Кубано-Черноморская советская республика. В июле 1918 г. на I съезде советов Северного Кавказа была провозглашена Северо-Кавказская советская республика, в которую объединились Кубано-Черноморская, Терская и Ставропольская республики. Однако процесс "советского" государствообразования на Юге России был прерван в связи с развитием на этих территориях белого движения, пользовавшегося поддержкой части казачества. Таврическая республика продержалась только до апреля 1918 г. К концу 1918 г. большевики потеряли контроль на Северном Кавказе, и в декабре 1918 г. Северо-Кавказская республика была упразднена постановлением вцик. Самым интересным примером является Кубань, где возникло движение в поддержку региональной автономии". На Кубани в 1917—1919 гг. отмечается борьба между самыми разными группами, стремившимися создать свои правительства. Еще до Кубанской советской республики кубанские казаки создали собственное краевое правительство — Кубанскую раду3. После занятия Екатерино-дара белогвардейским генералом А. Деникиным в августе 1918 г. это региональное правительство было воссоздано. Но в рамках этого правительства произошел острый конфликт между сторонниками А. Деникина ("линейцами"), которые выступали против какой бы то ни было региональной автономии, и кубанскими автономистами ("черноморцами"). Последним удалось захватить власть в Кубанской раде, но их разогнал в ноябре 1919 г. А. Деникин (некоторые лидеры автономистов были просто расстреляны). Другим особым регионом проявляет себя казачий Дон, где советская власть на первых порах имела мало перспектив. В то же время, в отличие от Кубани, на Дону с его сложившимися в XVIII—XIX вв. традициями служения казаков государю автономизм развит не был. Еще при Временном правительстве здесь, как и на Кубани, возникла своя властная структура — Донское войсковое правительство. В апреле 1918 г. была сформирована квазигосударственная власть в виде Временного донского правительства. В мае 1918 г. оно было заново провозглашено в Новочеркасске с передачей власти генералу П. Краснову, который получил титул войскового атамана. В июне 1918 г. была принята декларация, провозглашавшая Донскую республику. Интересным примером была попытка политической консолидации казаков (донских, кубанских и терских) и народов Северного Кавказа. В октябре 1917 г. 35 Напомним, что кубанские казаки имеют совершенно особое происхождение и по 36 Кубанская рада как автономистское объединение появилась еще в апреле 1917 г ¶ 4.3 Отношения "центр — регионы "в советский период во Владикавказе создан Юго-Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. После Октябрьской революции на этой основе в Екате-ринодаре возникло Объединенное правительство, просуществовавшее до начала 1918 г. В целом на Юге России в 1918 г. формируется мощное ядро антибольшевистского сопротивления во главе с генералом А. Деникиным. Этот белогвардейский генерал опирался на территориально-политическую основу Юго-Восточного Союза. Но при этом речь шла не о создании региональной автономии. Наоборот, А. Деникин использовал лозунги "великой, единой и неделимой России", а Юг виделся как плацдарм для завоевания власти в центре. В 1918 г. А. Деникин стал командующим Вооруженными силами Юга России. К концу 1918 г. ему удалось ликвидировать советскую власть на Юге, уничтожив все советские республики, возникшие на этой территории весной. В январе 1919 г. А. Деникин создал единое военное командование Юга России. Он имел ста Во-вторых, за границами территориально-политического контроля советской власти длительное время находится Русский Север. На Русском Севере возникает автономная Северная область. В августе 1918 г. было создано Верховное управление Северной области во главе с народным социалистом Н. Чайковским. В октябре 1918 г. в Архангельске появилось более устойчивое правительство Северной области. В апреле 1919 г. Север, подобно Югу, признал верховную власть А. Колчака. Со своей стороны А. Колчак в сентябре 1919 г. упразднил временное правительство Северной области и назначил главой этого региона генерала Е. Миллера. Северная область была ликвидирована большевиками в феврале 1920 г., почти одновременно с расстрелом А. Колчака и уничтожением оппозиции в Сибири. В-третьих, в ходе гражданской войны начинает проявляться раскол между Западом и Востоком России. Свои территориально-политические системы складываются в Сибири и на Дальнем Востоке. С одной стороны, они играют роль плацдармов для захвата власти в центре (Сибирь А. Колчака) или распространения советской власти (Дальневосточная республика). С другой стороны, в Сибири к тому времени уже проявляются попытки формирования собственной идентичности и ¶ Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы " существуют выступления в пользу автономии. Данную тенденцию обозначает сибирское областничество, движение в поддержку сибирской автономии. Представители этого движения воспринимают политику центра в отношении Сибири как колониальную. Сначала на Русском Востоке формировались региональные правительства, в которые входили представители оппозиционных большевикам политических партий. Восток в силу своего географического положения и слабых позиций коммунистического движения играет роль своеобразного убежища для оппозиции новому режиму (автономистская составляющая была выражена гораздо слабее). В январе— феврале 1918 г. в Томске возникает Временное сибирское правительство. Вскоре, в мае 1918 г. основной состав этого правительства обосновался во Владивостоке. Тем временем в Томске в июне 1918 г. было создано новое Временное сибирское правительство. В ноябре 1918 г. это правительство передало власть Уфимской директории (Уфа, т.е. центр директории находился на Урале), которая стала следующей крупной попыткой создания новой квазигосударственной власти. Уфимская директория возникла в сентябре 1918 г. и, что важно отметить, позиционировалась как Временное всероссийское правительство (в октябре она перебралась в Сибирь — в Омск37). Следующая и наиболее серьезная попытка создания антибольшевистской власти, контролирующей большой участок российской территории, связана с адмиралом А. Колчаком. В ноябре 1918 г. в Омске была арестована Уфимская директория, и А. Колчак был провозглашен верховным правителем России. Подобно А. Деникину, А Колчак видел Сибирь как плацдарм для завоевания власти в России, а не автономное образование38. Хотя надо понимать, что в случае успешного закрепления белогвардейцев на этой территории здесь при определенных обстоятельствах могло сформироваться новое государство. Впрочем, этого не случилось. Контролируемая А. Колчаком территория представляла собой основу белогвардейской России, выступавшей на том этапе центром сопротивления новому режиму, утвердившемуся в столицах, Центральной России и Поволжье. А Колчак позиционировался как верховный правитель России (а не региональный лидер), ему формально подчинялся А Деникин, контролировавший Юг России в 1918—1919 гг. При А Колчаке действовали органы власти — Совет верховного правителя и Совет 57 Вообще, данная структура под давлением большевиков мигрировала с запада на восток. Впервые она возникла в 1918 г. в Самаре, где после мятежа белочехов эсеры организовали комитет из депутатов разогнанного Учредительного собрания — Комуч. В сентябре 1918 г. они собрались в Уфе, где провозгласили Всероссийское временное правительство Затем им пришлось перебраться в Омск. 38 Движение в поддержку советской власти в Сибири к тому времени было практически подавлено. Созданная в Иркутске в 1917 г. Центросибирь (ЦИК советов Сибири летом 1918 г. оставила Иркутск и Забайкалье и самораспустилась. ¶ 4.3 Отношения "центр — регионы "в советский период министров. Территория являлась как бы осколком прежней России, она сохраняла традиционное губернское устройство, и на ней назначались губернаторы. Однако А. Колчаку не удалось удержать власть на территории Сибири и Дальнего Востока (Урал представлял собой буферную зону, за которую велась борьба; кроме того, здесь в ноябре 1917 г. была провозглашена башкирская автономия во главе с А.-3. Валидовым). Весеннее наступление А Колчака на Урал и Волгу в 1919 г. закончилось полным поражением39. В ноябре 1919 г. он потерял свой столичный центр — Омск. К концу 1919 г. Сибирь перешла под контроль большевиков. В январе 1920 г. А. Колчак передал права верховного правителя А. Деникину (т.е. центром сопротивления формально стал Юг), а в феврале был расстрелян большевиками в Иркутске. Новым государственным образованием на Дальнем Востоке после разгрома А. Колчака стала Дальневосточная республика (ДВР), провозглашенная на учредительном съезде в Верхнеудинске (нынешний Улан-Удэ) 6 апреля 1920 г. Эта республика формально была независимой, но находилась под влиянием РСФСР (широко распространено ее определение как буферной республики). В мае РСФСР официально признала ДВР, которая постепенно расширяла свою территорию (фактически в интересах РСФСР и при ее военной поддержке). Первоначально ДВР занимала на самом деле не Дальний Восток, а Забайкалье, и то не все. В Забайкалье и на Дальнем Востоке шла своя борьба за территорию. Как уже сказано, действовавшая в Прибайкалье и Забайкалье большевистская Центросибирь к тому времени потерпела поражение. Главным противником советской власти в Забайкалье стал Г. Семенов, объявленный атаманом Забайкальского казачьего войска. В январе 1919 г. в Чите под его руководством было создано Забайкальское правительство. Летом 1920 г. прошло краевое собрание, в сентябре было сформировано Временное Восточно-Забайкальское народное собрание. Однако на этом власть Г. Семенова в Забайкалье закончилась. В октябре 1920 г. под контроль ДВР перешла Чита, которая стала ее новой столицей. После этого в октябре—ноябре 1920 г. было сформировано правительство ДВР, а в январе 1921 г. прошли выборы в Учредительное собрание. Далее Учредительное собрание приняло конституцию ДВР, которая провозглашалась независимым демократическим государством (парламент ДВР назывался Народным собранием). При этом правительство ДВР возглавляли большевики, лояльные руководству РСФСР, и потому говорить о реальном развитии нового независимого государства не приходилось. Если Забайкалье в 1920 г. стало новым центром распространения советской власти, то в 1921—1922 гг. на собственно Дальнем Востоке продолжалась война меж- 39 Летом 1919 г. большевики взяли Пермь и Екатеринбург, и Урал окончательно закрепился в составе советской России. К тому времени были подавлены и попытки оренбург-ского войскового казачьего атамана А. Дутова удержать под своей властью Южный Урат. ¶ Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы " ду большевиками и ДВР, с одной стороны, и белогвардейскими частями и японско-американскими интервентами, с другой. После победы большевиков и выхода Красной Армии к Тихому океану Народное Собрание ДВР в ноябре 1922 г. обратилось к властям РСФСР с просьбой о присоединении. ДВР была сразу же упразднена декретом ВЦИК 15 ноября 1922 г., и дальневосточная квазигосударственность прекратила свое существование. Территория ДВР вошла в состав РСФСР без какой бы то ни было автономии. Это лишний раз подчеркивает, что региональный автономизм на Дальнем Востоке был слаб, и центральная власть не ставила вопрос о признании Дальнего Востока как особой части государства40. В ходе гражданской войны основная территория России раскололась на две части. Ее центральная часть вместе со столицами (с 12 марта 1918 г. большевики перенесли столицу РСФСР из Петрограда в Москву) составила ядро нового государства — РСФСР, которое создавалось на принципах советского федерализма и ленинской национальной политики. Другая часть находилась под контролем белогвардейцев и представляла своеобразный осколок "старой" России. Она включала крупные (и территориально не связанные друг с другом) периферии Российского государства в виде Сибири (главный центр под управлением А. Колчака), Юга и Севера. Победа большевиков в гражданской войне означала расширение фактической территории РСФСР за счет прежних очагов антибольшевистского сопротивления. Одновременно она означала преодоление тенденции к расколу собственно русской территории на региональные составляющие (Центр, Север, Юг, Восток). Важно отметить, что региональная и национальная политика большевиков получила поддержку на национальных окраинах, что сыграло свою роль в гражданской войне. Дело в том, что белые генералы декларировали "единую и неделимую" Россию, отметая любую региональную и национальную автономию4. Принципы их политики не находили поддержки у значительной части местного населения и по этой причине. Поэтому советский федерализм оказался вполне конкурентоспособным в глазах национальных меньшинств, способствовав консолидации территории на новых основаниях. 4.3.5 Национально-государственный полицентризм и его преодоление Система советских социалистических республик, возникших на территории бывшей Российской империи, не ограничивалась одной РСФСР. Развитие процессов 40 Слабые попытки создания автономной антибольшевистской власти при участии 41 А. Деникин оказался в конфликте не только с кубанскими автономистами, но и с ¶ 4.3 Отношения "центр — регионы "в советский период нового государствообразования привело к провозглашению еще ряда республик, созданных в основном по национальному признаку. • 12 (25) декабря 1917 г. на I Всеукраинском съезде советов в Харькове (т.е. на Востоке Украины) была провозглашена Украинская советская соци&тистическая республика (Киев, напомним, контролировала Центральная Рада). В ходе гражданской войны она, как и РСФСР, вела борьбу за расширение своей территории. • 1 января 1919 г. провозглашена Белорусская ССР. • 28 апреля 1920 г. провозглашена Азербайджанская ССР, прекратила свое существование независимая республика, созданная партией "Мусават". • 26 апреля 1920 г. провозглашена Хорезмская народная социалистическая республика (на территории прежнего Хивинского ханства). • 8 октября 1920 г. провозглашена Бухарская народная социалистическая республика (на территории прежнего Бухарского эмирата). • 29 ноября 1920 г. провозглашена Армянская ССР с соответствующей ликвидацией независимой Армении, где у власти находились дашнаки42. • 25 февраля 1921 г. провозглашена Грузинская ССР, и закончилась история меньшевистской Грузии. Кроме того, как уже указывалось, в апреле 1920 г. появилась формально независимая Дальневосточная республика. В связи с непростой политической ситуацией она официально не использовала в своем названии слова "советская" и "социалистическая", но находилась под очевидным влиянием РСФСР и играла роль ее дальневосточного плацдарма. На протяжении 1917—1921 гг. на территории бывшей империи появляется восемь формально независимых друг от друга советских социалистических республик. Возникает феномен национально-государственного полицентризма, и начинается поиск форм его преодоления. Сложившуюся на том этапе территориально-политическую систему можно назвать советской конфедерацией. Система советских социалистических республик представляла собой конфедерацию восьми государственных образований во главе с РСФСР. В сущности, семь республик на том этапе выступают в роли сателлитов РСФСР, признающих ее первенство и более высокий статус. Украина, Белоруссия и три закавказских республики имели своих представителей в высших органах власти РСФСР — ВЦИК и Совнаркоме, участвовали в работе съездов советов РСФСР. Консолидация новых государств на этапе 1920—1921 гг. обеспечивалась также через союзные договора. Первый такой договор был подписан с Хорезмом 13 сентября 1920 г., далее — с Азербайджаном 30 сентября 1920 г., затем с Украиной 28 декабря 1920 г. В 1921 г. были подписаны союзные договора с Белоруссией 42 В 1921 г. дашнакам удалось на несколько месяцев взять под свой контроль часть территории Армении, включая Ереван, но на этом их движение было подавлено. ¶ Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы " (16 января), Бухарой (4 марта), Грузией (21 мая) и Арменией (30 сентября). Союзный договор РСФСР и УССР предусматривал, в частности, объединение военных и хозяйственных комиссариатов двух формально независимых государств. По сути, РСФСР были переданы полномочия в сфере внешней политики. Так, 22 февраля 1922 г. восемь республик передали РСФСР право представлять их интересы на международной Генуэзской конференции. При этом не только РСФСР складывается в форме федерации. 12 марта 1922 г. три из восьми государственных образований создают еще одну федерацию: Грузия, Армения и Азербайджан провозгласили Федеративный союз советских социалистических республик Закавказья. 13 декабря 1922 г. была юридически оформлена ЗСФСР — Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В отличие от РСФСР, где федерированными являлись только некоторые территории со статусом национальной автономии, ЗСФСР была ближе к типу классической федерации, поскольку возникла в результате объединения трех формально независимых государств. К 1922 г. возникает вопрос о форме более жесткого объединения сложившейся к тому времени системы советских социалистических республик. • И. Сталин отстаивал идею автономизации. Она предполагала вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономии. При таком развитии событий объединение произошло бы в форме присоединения республик к России, их вхождения в состав Российской Федерации в качестве новых автономных образований. Доводом сторонников этой идеи были огромные различия между РСФСР и другими республиками по размерам территории, количеству населения и пр. В то же время национальные противоречия оказались сильнее и не позволили реализовать концепцию фактического восстановления прежней "большой России" на новой, советской и социалистической основе. Против вхождения в состав России выступили представители Украины и Грузии — республик с наиболее развитой на тот момент артикуляцией собственных интересов. • Победу одержала иная концепция, одним из авторов которой был В.И. Ленин. Им было предложено формирование нового государственного объединения федеративного типа, в котором РСФСР стала бы одной из участниц, наравне с прочими республиками. Известно, например, письмо первого руководителя советского государства грузинским коммунистам от 30 декабря 1922 г., где В.И. Ленин фактически поддержал их требования, выступив против "великорусского шовинизма". РСФСР, несмотря на свои громадные размеры, юридически уравнивалась с остальными республиками. Для развития России как территориально-политической системы это было инновацией: впервые на территории бывшей империи было проведено выделение "собственно России" в лице РСФСР. Ленинская идея была поддержана съездами советов всех четырех республик в декабре 1922 г. Концепция равноправной, открытой для вступления других государств федерации лучше соответствовала ¶ 4.3 Отношения "центр — регионы "в советский период интересам территориальной экспансии, облегчая процесс консолидации все новых советских республик, многие из которых, очевидно, не захотели бы становиться внутренними автономиями России. Сталинский вариант ограничивал возможности для территориальной экспансии, подводя страну к принятию концепции строительства социализма в отдельно взятом государстве. В результате реализации ленинской концепции возникло новое государственное образование — Союз Советских Социалистических Республик (не имеющий, как видно, какой-либо исторической, этнической или географической идентификации — только идеологическую). Декларация об образовании Союза ССР была принята 30 декабря 1922 г. на I съезде советов СССР. Был утвержден Договор об образовании СССР, который относится к типу федеративных договоров об объединении независимых государственных образований. Учредителями союза стали четыре республики — РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. ДВР к тому времени уже не существовала, ее территория стала частью территории РСФСР (было бы странным сохранение двух "русских" государств). Бухара и Хорезм, бывшие вассальные территории Российской империи, преобразованные в результате местных революций в народные социалистические республики, пока остались за рамками СССР, но определение их судьбы уже фактически началось, тем более, что они оказались почти со всех сторон окружены территорией РСФСР. Важно отметить, что в результате создания СССР на территории бывшей Российской империи возникла двухуровневая федерация. Два государства — учредителя Союза сами представляли собой федерации. Формат Союза ССР предполагал равноправие участников союзов, добровольность их вхождения в союз и право свободного выхода из союза. Формально такая федерация имела весьма свободный характер и признаки конфедерации. Но в действительности началось выстраивание иерархических отношений между новым общенациональным центром — СССР и собственно союзными республиками. Новая территориально-политическая система оформлена первой конституцией СССР, принятой на II съезде советов СССР 31 января 1924 г. В основу этой конституции были положены Декларация и Договор 1922 г., на основании которых был учрежден Союз. В сущности, первая советская конституция — это компромисс между строительством социализма в отдельно взятом государстве (только не в России, а в СССР) и территориальной экспансией новой политической модели (поскольку в союз могли входить новые участники). Федерация была "открытой" и "гибкой", но в то же время прослеживалась тенденция к концентрации власти на уровне союзных органов и созданию властной иерархии. Первая советская конституция обозначила процесс дальнейшей консолидации новых государственных образований. Она ввела общесоюзное гражданство ¶ Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы " (предполагалось, что гражданин каждой республики одновременно является гражданином СССР). Был создан двухпалатный парламент, одна из палат которого — Совет Национальностей — представляла интересы автономий. Усилилась иерархия в отношениях, что свидетельствовало о развитии тенденций в сторону централизации. Например, СССР должен был утверждать конституции всех союзных республик (обычно конституции союзных республик утверждались через год после каждой новой общесоюзной конституции). В действительности началось выстраивание иерархических отношений между новым общенациональным центром — СССР и собственно союзными республиками. В то время как советы превращались из органов рабочего самоуправления в винтики государственной машины, национально-государственные образования попадали в подчинение к усиливающемуся новому центру. РСФСР из ведущего центра сложившейся после революции 1917 г. конфедерации советских социалистических республик превратилась в одну из равноправных республик — учредителей нового Союза ССР (оставаясь при этом безусловно крупнейшей республикой по территории и социально-экономическому потенциалу). В рамках централизации часть полномочий РСФСР была передана в новый союзный центр. Так, после принятия конституции РСФСР 11 мая 1925 г. в ведение СССР перешли ведомство иностранных дел, железнодорожный транспорт и связь, военное дело, внешняя торговля, установление денежной и кредитной системы. Дальнейшее развитие СССР как территориально-политической системы идет по принципу дробления территории и создания новых союзных республик. В течение 18 лет с момента создания Союза число входящих в него республик выросло с 4 до 16. Новые республики создавались как за счет дальнейшего дробления уже существующей территории (в том числе территории РСФСР), так и в результате присоединения новых земель. Следующим этапом в процессе формирования советской территориально-политической системы стало национально-государственное размежевание республик Средней Азии, которое прошло в 1924—1925 гг.43 До того времени территория включала две автономные республики РСФСР — Туркестанскую и Казахскую (изначально называлась Киргизской) и два полунезависимых советских государства — Хорезм и Бухару. Большевики приняли принципиальное решение о проведении на этой территории новых границ, приближенных к этническим, и созданию новых 43 Следует понимать, что организованные большевиками процессы национально-территориального размежевания во многих случаях стимулировали формирование и территориальную консолидацию этнических групп, равно как и рост их национального самосознания. Советское государство было как бы на шаг впереди "естественных" процессов этногенеза и управляло этими процессами, создавая и упорядочивая тем самым свою этноре-гиональную структуру в сравнении с более аморфной этнорегиональной структурой Российской империи. ¶ 4.3 Отношения "центр — регионы "в советский период национальных государств в составе СССР. Хорезмская и Бухарская республики в 1924 г. были ликвидированы44. В результате в октябре 1924 г. возникли две новых ССР — Узбекская и Туркменская. В составе Узбекской ССР была сформирована Таджикская АССР45. Входившая в состав РСФСР Казахская АССР увеличилась за счет казахских районов Туркестанской АССР (полностью уничтоженной в процессе перекройки границ). В ее границах были созданы Кара-Киргизская (с мая 1925 г. — Киргизская) и Каракалпакская автономные области. Узбекистан и Туркмению приняли в состав СССР на III съезде советов в мае 1925 г. Далее происходили следующие основные события: • Киргизская АО повысила свой статус до АССР в составе РСФСР 1 февраля 1926 г.; • Таджикская АССР отделилась от Узбекистана, стала самостоятельной Таджикской ССР и седьмым участником Союза ССР в декабре 1929 г.; • Каракалпакия повысила свой статус до уровня АССР в составе РСФСР 20 марта 1932 г. Новая ситуация была упорядочена с принятием второй конституции СССР 5 декабря 1936 г. на Чрезвычайном съезде советов СССР. • Казахская АССР в составе РСФСР повысила свой статус, вышла из состава РСФСР и стала новой союзной республикой. • То же самое произошло с Киргизской АССР. • ЗСФСР была расформирована и превратилась в три отдельные союзные республики — Грузию, Армению и Азербайджан. На уровне автономий с меньшим статусом тоже произошли свои изменения. Каракалпакская АССР была выведена из состава РСФСР и передана Узбекистану, оставшись с тем же статусом. Таким образом, в конце 1936 г. Союз ССР включал уже 11 республик. Территория РСФСР существенно уменьшилась в результате создания новых союзных республик в Центральной Азии. Кроме того, в 1924 г. за счет территорий РСФСР более чем в два раза была увеличена территория Белоруссии. Все это вело к дальнейшему снижению роли РСФСР в территориально-политической системе СССР, к превращению СССР в более сбалансированный союз с точки зрения влияния его отдельных субъектов. 44 В октябре 1923 г. Хорезм переименовал себя из народной в советскую социали 45 О статусе АССР (автономной советской социалистической республики) подроб ¶ Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы " Новой потерей РСФСР в марте 1940 г. стало преобразование Карельской АССР в Карело-Финскую ССР (Карелия вернулась обратно в состав РСФСР 16 июля 1956 г.). Наконец, четыре новые республики появились в составе СССР в 1940 г. в результате расширения территории на западной границе. В августе 1940 г. в СССР после создания лояльных Москве коммунистических правительств вступили три прибалтийские республики — Эстония, Латвия и Литва, а также Молдавия46. Таким образом, СССР стал включать уже 16 республик47. Последнее изменение в составе Союза произошло в 1956 г. в связи с понижением статуса Карелии и ее возвращением РСФСР. С тех пор и до самого конца советской истории в Союз входили 15 республик. В заключение следует напомнить историю ряда "неудавшихся" союзных республик, помимо Карело-Финской ССР. В 1920-е гг. центр не согласился с претензиями на высокий статус двух небольших закавказских территорий. Нахичевань, географически отделенная от территории Азербайджана и граничащая с Турцией, в 1920 г. провозгласила себя самостоятельной советской социалистической республикой. Впоследствии она стала автономным краем в составе Азербайджана, а в 1924 г. получила статус АССР. К числу "неудавшихся" союзных республик относится и Абхазия, где в 1921 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. В конце года был подписан союзный договор с другой ССР — Грузией, после чего Абхазию стали считать частью Грузии. Но только в 1931 г. был оформлен "стандартный" статус Абхазии как АССР в составе Грузии. Ясно, что центр не мог пойти на создание столь мелких союзных республик. Поэтому Абхазию и Нахичевань ввели в состав более крупных республик, предоставив им статус АССР. 4.3.6 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|