ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника бакалавриата менеджментаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра менеджмента
Корпоративная и социальная ответственность Учебно-методический комплекс Для студентов экономического факультета бакалавриата направления 080 200.62 «Менеджмент»
Пермь 2012 Авторы-составители: Н.Ю. Воеводкин
Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета бакалавриата направления 080 200.62 «Менеджмент»/ Перм. гос. нац. исслед. ун-т; автор-составитель: Воеводкин Н.Ю. Пермь; 2012 - 38 с. При составлении учебной программы и методических материалов были использованы рекомендации УМО объединения вузов России по образованию в области менеджмента специальности 080 505.65 «Менеджмент организации».
Рецензенты: д. э. н., профессор Прудский В.Г к. э. н., доцент Пестерникова М.В.
Печатается по постановлению методической комиссии экономического факультета Пермского университета
СОДЕРЖАНИЕ I. Рабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность»……………………………………………………………………………….4 1. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата 080 200.62 «Менеджмент»…………………………………….4 1.1. Область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника бакалавриата менеджмента. 1.2. Учебные цели и задачи изучения дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность». 1.3. Формы занятий и междисциплинарные связи изучения дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность». 2. Объем дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» и виды учебной работы в соответствии с учебным планом бакалавриата направления 080 200 «Менеджмент» по формам обучения»…………………………………………………………………………………………………………………6 3. Тематический план изучения дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность»……………….…………….……………………………………………………………………..…7 4. Содержание учебной программы дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность»…………………………………………………………………………………………….….........8 5. Планы проведения семинарских занятий по дисциплине «Корпоративная и социальная ответственность»……………………………………………………………………………………………......12 6. Темы курсовых и контрольных работ по дисциплине «Корпоративная и социальная ответственность»…………………………………………………………………………………………….……… 17 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» …………….………………………………………………………………………………………18 7.1. Список литературы по дисциплине «Корпоративная и социальная ответственность» 7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» 7.3. Методические указания студентам по изучению дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине «Корпоративная и социальная ответственность»………………………………………………………………………… 20 1. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине «Корпоративная и социальная ответственность»……………………………………………………………………………….20 2. Материалы по организации бально-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов по дисциплине «Корпоративная и социальная ответственность»…………….……………………22 3. Контрольные вопросы к экзаменам по дисциплине «Корпоративная и социальная ответственность»……………………………………………………………………………………………..…....27 4. Глоссарий по дисциплине «Корпоративная и социальная ответственность»………………….28
I. Рабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» 1. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования направления бакалавриата 080 200.62 «Менеджмент» Область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника бакалавриата менеджмента 1.1.1. Область профессиональной деятельности бакалавров менеджмента включает: · организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления; · органы государственного и муниципального управления; · структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело. 1.1.2 Объектами профессиональной деятельности бакалавров менеджмента являются: · процессы управления организациями различных организационно-правовых форм; · процессы государственного и муниципального управления. 1.1.3. Бакалавр по направлению подготовки 080200 Менеджмент готовится к следующим видам профессиональной деятельности: · организационно-управленческая; · информационно-аналитическая; · предпринимательская. 1.1.4. Профессиональные задачи, которые бакалавр должен решать в соответствии с видами профессиональной деятельности по направлению подготовки 080200 Менеджмент: Организационно-управленческая деятельность: · участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой); · участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; · планирование деятельности организации и подразделений; · формирование организационной и управленческой структуры организаций; · организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; · разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); · контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; · мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей; Информационно-аналитическая деятельность: · сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; · построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля; · создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций; · оценка эффективности проектов; · подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности; · оценка эффективности управленческих решений; Предпринимательская деятельность: · разработка бизнес-планов создания нового бизнеса; · организация предпринимательской деятельности. 1. 2. Учебные цели и задачи по изучению дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность». Цели изучение дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность». В результате достижения целей изучения дисциплины студент должен: Овладеть современными концепциями управления компанией с позиции социально-ориентированного менеджмента и маркетинга, методами анализа и оценки корпоративной социальной ответственности компании. Задачи изучение дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность». - усвоение современных теоретических представлений о корпоративной социальной ответственности бизнеса, факторах и условиях, обеспечивающих эффективное формирование и управление корпоративной социальной ответственностью; - овладение основами методологии и методики в области корпоративного социального учета, аудита и отчетности; - приобретение базовых навыков практической работы в области развития и управления корпоративной социальной ответственностью. В результате решения задач изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к корпоративной социальной ответственности (далее - КСО); - концепцию управления КСО с позиции стейкхолдеров, этапы анализа стейкхолдеров, типологии стейкхолдеров; - инструменты регулирования КСО (международные организации, стандарты, рейтинги и т.п.), роль государства в развитии и поддержании КСО в России; - основные положения концепции социально-ориентированного управления внутренними стейкхолдерами; типологию основных внутренних стейкхолдеров; - принципы корпоративного саморегулирования; основные направления и элементы социальной политики; - основные положения, недостатки, структуру и формы представления кодексов этики и этических - элементы эффективной системы управления КСО; типы предприятий по специфике и ijnacnm БАМ - характер связей между внешними стейкхолдерами, моральными целями и корпоративной социальной ответственностью; типы внешних стейкхолдеров; систему ценностей потребителя; - экологические корпоративные обязательства, основные экологические проблемы, их причин и законы по защите окружающей среды; - основные индикаторы результативности КСО; индексы и рейтинги КСО; систему оценки - этапы составления корпоративной социальной отчетности, документы, регулирующие отчетность, информационные потребности стейкхолдеров, преимущества составления социальной отчетности; - основные понятия и принципы стратегии социально ответственного инвестирования; типы стратегий социально ответственного инвестирования; - виды социальных и экологических инвестиционных индексов; - основные перспективы развития КСО; направления совершенствования подходов к КСО в России и за рубежом. Уметь: - анализировать современные представления о КСО, его роль в современном российском бизнесе; - сформулировать примеры успешных подходов к КСО, в том числе в практике российского бизнеса; - дифференцировать национальные/региональные особенности КСО; - анализировать основные субъекты регулирования КСО в России и характер их воздействия на организации различного уровня (международные, региональные, локальные); - анализировать стейкхолдеров; оценивать риски, вызванные поведением стейкхолдеров; - структурировать внутреннюю коммуникационную модель компании; - находить подходы к разрешению конфликтов между внутренними стейкхолдерами; - критически оценивать пути взаимодействия компании с внешними стейкхолдерами и давать - проводить интегральную оценку эффективности корпоративной социальной ответственности - анализировать корпоративные социальные отчетности российских и зарубежных организаций; - анализировать и оценивать вложения в социально ответственные инвестиции. Владеть: - методами анализа общемировых тенденций развития КСО, а также возможностей их применения к - методиками анализа подходов к регулированию КСО, а также степени их воздействия на российские организации; - базовыми навыками управления КСО; - методами разработки стратегии и тактики компании в области КСО; - базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы; - методологией оценки влияния КСО на репутацию компании; - базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности. 1.3. Формы занятий и контроля, междисциплинарные связи по изучению общепрофессиональной дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность». Основными формами учебных занятий изучения дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» являются лекции, семинары и практические занятия. Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по общей теории менеджмента, раскрывать состояние и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. Практические занятия проводятся с целью освоения практических методов и способов планирования, контроля, мотивации персонала, организации управления, принятия управленческих решений, анализа внутренней и внешней среды организации. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента. Изучение дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» опирается на знание студентами теоретических и методологических положений таких дисциплин как «Социология», «Психология», Освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» научные положения и дидактические материалы призваны сформировать теоретико-методологическую базу изучения ими таких дисциплин как «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Проектный менеджмент», «Корпоративный менеджмент», «Управленческие решения», «Логистика», «Управление качеством», «Антикризисное управление». 2. Объем дисциплины «Основы менеджмента» и виды учебной работы в соответствии с учебным планом специальности 080 200.62 «Менеджмент организации» по формам обучения
3. Тематический план изучения дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» Трудоемкость – 72 ч., аудиторные – 29 ч., лекции – 14 ч., практические занятия – 15 ч. сам. работа – 43 часов. Отчетность: Зачет.
Трудоемкость – 72 ч., аудиторные – 29 ч., лекции – 14 ч., практические занятия – 15 ч. сам. работа – 43 часов. Отчетность: Зачет.
3. Тематический план изучения дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» Трудоемкость – 72 ч., аудиторные – 29 ч., лекции – 14 ч., практические занятия – 15 ч. сам. работа – 43 часов. Отчетность: Зачет.
Трудоемкость – 72 ч., аудиторные – 29 ч., лекции – 14 ч., практические занятия – 15 ч. сам. работа – 43 часов. Отчетность: Зачет.
Трудоемкость – 72 ч., аудиторные – 29 ч., лекции – 14 ч., практические занятия – 15 ч. сам. работа – 43 часов. Отчетность: Зачет.
4. Содержание учебной программы дисциплины «Основы менеджмента». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|