Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные принципы оценки стоимости предприятия




В результате обобщения опыта экспертов-оценщиков сформулированы три группы принципов, связанных с: представлением владельца об имущест- ве; рыночной средой; эксплуатацией имущества.

Принципы, связанные с представлением владельца об имуществе

Принцип полезности гласит, что предприятие обладает стоимостью, если 14 оно может быть полезным потенциальному владельцу, т. е. предназначено для производства определенного вида продукции, ее реализации и получения прибыли.

Принцип замещения означает, что разумный покупатель не заплатит за предприятие больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое анало- гичное предприятие с такой же степенью полезности.

Принцип ожидания, т. е. ожидание будущей прибыли или других вы- год, которые могут быть получены в будущем от использования имущества предприятия, а также размера денежных средств от его перепродажи.

Принципы, связанные с рыночной средой

Зависимость. Стоимость предприятия зависит от множества факторов. Но и само оцениваемое предприятие влияет на стоимость окружающих объ- ектов недвижимости и других предприятий, находящихся в данном регионе.

Соответствие. Любое предприятие должно соответствовать рыночным и градостроительным стандартам, действующим в данном регионе, а проекты предприятий – общепринятым традициям использования земельных участков в данном районе.

Предложение и спрос. Обычно спрос оказывает на цену предприятия большее влияние, чем предложение, так как он более изменчив.

Конкуренция. Это соревнование предпринимателей в получении при- были; она обостряется в тех сферах экономики, где намечается рост прибыли, ведет к росту предложения и снижению массы прибыли.

Изменение. Ситуация на рынке постоянно изменяется. Поэтому экспер- ты-оценщики должны проводить оценку стоимости предприятия на конкрет- ную дату.

Принципы, связанные с эксплуатацией имущества

Остаточная продуктивность земельного участка. Земля имеет «оста- точную стоимость», т. е. компенсируется тогда, когда есть остаток дохода по- сле оплаты воспроизводства всех других факторов производства.

Вклад – это сумма, на которую увеличивается или уменьшается стои- мость предприятия, вследствие наличия или отсутствия какого-либо улучшения или дополнения к действующим факторам производства.

Возрастающая или уменьшающаяся отдача. Данный принцип гласит: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая при- быль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенного момента, после которого общая отдача хотя и растет, но замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не становится меньше, чем прирост затрат на добавленные ресурсы.

Сбалансированность (пропорциональность) предприятия. Данный принцип означает, что любому виду производства соответствуют оптималь- ные сочетания факторов производства, при которых достигается максималь- 15 ная прибыль, а значит, и максимальная стоимость предприятия.

Оптимальный размер (масштаб). Данный принцип (может относиться к любому фактору производства) гласит: любой фактор производства должен иметь оптимальные размеры — будь то само предприятие, его отдельные производства либо участок земли, на котором находится предприятие.

Экономическое разделение и соединение имущественных прав собст- венности. Имущественные права следует разделять и соединять так, чтобы увеличить общую стоимость предприятия.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования – это ос- новной принцип оценки, означающий разумное и возможное использование предприятия, обеспечивающее ему наивысшую текущую стоимость на эф- фективную дату оценки, или то использование, выбранное из разумных и возможных альтернативных вариантов, которое приводит к наивысшей стоимости земельного участка, на котором находится предприятие. Данный принцип – синтез всех трех групп рассмотренных выше принципов.

5. Этапы процесса оценки

1. Определение проблемы.

2. Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку.

3. Сбор и анализ информации.

4. Анализ конъюнктуры рынка.

5. Выбор методов оценки и их применение для оценки анализируемого объекта.

6. Согласование результатов, полученных с помощью различных подхо- дов.

7. Подготовка отчета и заключения об оценке.

8. Доклад об оценке.

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ДОХОДНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Доходный подход к оценке бизнеса состоит в том, чтобы определять стоимость предприятия на основе доходов, которые оно способно в будущем принести собственнику, включая выручку от продажи имущества («не- функционирующих» или «избыточных» активов), которое не понадобится для получения этих доходов.

Будущие чистые доходы предприятия оцениваются и суммируются с учетом времени их появления. Стоимость «нефункционирующих» активов учитывается на уровне их рыночной стоимости – точнее, как вероятная це- на их срочной продажи.

Капиталовложения, сделанные ранее в бизнес прежним владельцем не имеют отношения к цене бизнеса.

Применяя доходный подход, оценивают стоимость бизнеса в пред- ставлении того инвестора, который имеет или будет иметь стопроцентный контроль над данным предприятием. Объясняется это тем, что оценивать предприятие по его будущим чистым доходам разумно лишь для того, кто в состоянии в любых (стандартных, в виде дивидендов и роста рыночной стоимости акций, или нестандартных – но законных, например, посредст- вом взятия инвестором на себя сбыта наиболее выгодной продукции пред- приятия) формах изъять с предприятия зарабатываемые им доходы.

Прогнозируемые доходы предприятия могут учитываться в виде:

- бухгалтерских прибылей (убытков);

- денежных потоков.

Наиболее точный анализ будущих доходов и оценка предприятия имеют место, когда будущие доходы выражаются в показателях денежных потоков.

Доходный подход является основным для оценки рыночной стоимо- сти действующих предприятий, которые и после их перепродажи новым владельцам последними не планируется закрывать (ликвидировать).

Он предполагает рассмотрение оцениваемого предприятия в качест- ве так называемой бизнес-линии, если предприятие выпускает только одну продукцию, или совокупности бизнес-линий, если предприятие является диверсифицированным.

Бизнес-линия представляет собой совокупность: 1) сбытовых (по реализуемому продукту) и закупочных (по покупным ресурсам для него) линий, имеющихся у предприятия (контрактов на сбыт и закупки); 2) дос- тупных ему технологий выпуска продукта; 3) имущества, необходимого для ведения бизнеса; 4) обученного персонала, право на наем которого как-либо закреплено за предприятием.

2.1. Остаточная текущая стоимость бизнеса (общий случай)

Любая бизнес-линия (продуктовая линия, продукт) имеет свой жиз- ненный цикл. Полный такой цикл включает в себя стадии: создания про- дукта; его освоения; роста выпуска и продаж продукта; «зрелости продук- та»; «упадка» или уменьшения продаж и прибыльности продукта (вследст- вие исчерпания резерва совершенствования применяемых технологий и качества продукции).

Завершение жизненного цикла продукта, когда предприятие прекра- щает выпуск продукта или операции с ним, наступает с окончанием так называемого полезного срока жизни продукта. В нормальном случае этот момент приходится на достаточно далеко продвинутую стадию уменьше- ния продаж или прибыльности продукта – однако в это время продукт еще не успевает стать убыточным. В экономически ненормальных случаях предприятие завершает операции с продуктом уже после того, как вынуж- дено было в течение некоторого периода выпускать ставший убыточным продукт.

Нормальность или ненормальность жизненного цикла продукта на предприятии связано с тем, позаботилось ли предприятие своевременно начать подготовку и освоение еще более нового коммерчески перспектив- ного продукта тогда, когда выявилась тенденция замедления продаж про- дукта.

Остаточный срок полезной жизни бизнеса (n), в котором реализуется проект по выпуску профильного для предприятия продукта, представляет собой время, остающееся до завершения жизненного цикла этого продукта (проекта по его выпуску) на момент оценки выпускающего его предпри- ятия.

Таким образом, остаточная текущая стоимость бизнеса в общем слу- чае определяется по формуле:

PVост. = å = PV(At)

где PV(At) – текущая стоимость будущих доходов в период времени (t).

Остаточная текущая стоимость бизнеса может рассчитываться:

1) На настоящий момент времени, когда предприятие уже реализова- ло часть жизненного цикла ранее начатого инвестиционного проекта (биз- неса). Год с номером t = 0 - это год проведения оценки.

2) На будущий момент времени, к наступлению которого, как ожи- дается, предприятие уже пройдет часть стадий реализуемого им инвести- ционного проекта (бизнеса) - соответственно остаточный период жизни бизнеса, в котором ожидаются доходы, учитываемые при оценке его про- гнозной стоимости (по состоянию на будущий текущий момент), в данном случае начинается после завершения вводимого в анализ прогнозного пе- риода, т.е. периода, разделяющего настоящий момент (год, квартал или месяц проведения оценки) и будущий момент (год квартал или месяц), по состоянию на который прогнозируется остаточная стоимость бизнеса; при анализе годовых доходов нумерация периодов по оси t такова, что: год с номером t = 0 - это год проведения оценки; год с номером tкпп - последний год прогнозного периода, для которого пытаются оценить, сколько будет стоить предприятие, если оно станет реализовывать планируемый инве- стиционный проект; год с номером t = tкпп + 1 - это первый год остаточного периода полезной жизни бизнеса.

Особенно интересен второй случай. В оценке бизнеса он возникает тогда, когда необходимо определить, насколько изменится рыночная стоимость предприятия, если предприятие продолжит или начнет реализа- цию того или иного рассматриваемого инвестиционного проекта, по кото- рому представлен бизнес-план (из него и видны ожидаемые по проекту доходы). Подобная необходимость обычно связана с принятием следую- щих решений:

- о финансовом оздоровлении предприятия на основе представленно- го бизнес-плана финансового оздоровления;

- о приобретении бизнесов (или долевых участий в них) в расчете на рост их рыночной стоимости, который иногда и надо прогнозировать;

- о планировании привлечения средств от выпуска в будущем новых акций, реальная для размещения которых на рынке эмиссионная стоимость должна определяться прогнозом рыночной стоимости предприятия- эмитента на момент эмиссии.

Заметим, что для оценки прогнозируемой текущей остаточной стои- мости бизнеса все ожидаемые с него доходы по фактору времени приво- дятся (дисконтируются) не на момент оценки, а на конец прогнозного пе- риода, который и является здесь будущим текущим моментом.

Для оценки бизнеса несущественно, какие затраты понесло предпри- ятие (владельцы предприятия) до того момента, по состоянию на который (на сегодня или на будущее) оценивается бизнес. Действует принцип: лю- бой потенциальный покупатель бизнеса не заплатит за него больше, нем возможный доход от деятельности приобретенного предприятия за все время, пока его бизнес еще может продолжаться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных