ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные этапы психологической коррекцииВоровство — это «несамостоятельное явление», чаще всего оно представляет собой проявление каких-либо общих оснований, причин. Коррекция, проводимая психологом с ребенком, склонным к воровству, может осуществляться в одном из двух направлений, в зависимости от конкретного случая: - передача ребенку необходимых сведений о социальной оценке воровства; - оказание ребенку помощи в решении личностных проблем. Поскольку первую задачу может достаточно легко решить не только психолог, то часто деятельность психолога ограничивается консультированием родителей или воспитателей, учителей по поводу необходимости предоставления ребенку требующихся ему сведений. Вторая задача является сложной и неспецифической в плане детского воровства, поскольку негативные моменты, составляющие ее содержание, приводят не только к воровству, но и ко многим другим девиациям и нарушениям психического развития ребенка. Поэтому личностные проблемы детей описываются отдельно. Здесь можно только дополнительно указать, что различные личностные проблемы порождают как «бесцельное воровство», так и «завистливое воровство». Б. Спок считает, что сознательно дети воруют не потому, что хотят иметь какую-то конкретную вещь, так как, имея карманные деньги, они могут купить такую же, но по причинам личностного порядка: одиночества, чувства покинутости и т.п. Однако, не все дети обеспечены в достаточной мере в материальном плане, чтобы купить то, что им нравится. Здесь создается фрустрирующая ситуация: хочу иметь — не могу иметь. Выход из фрустрирующей ситуации обеспечивается системой личностной саморегуляции. Если ребенок не получает достаточно любви в семье, ощущает одиночество и заброшенность — о чем упоминает Б. Спок, — то это существенно ослабляет возможности его личностной саморегуляции. В целом, здесь появляется та же необходимость оказания ребенку поддержки, выражения любви и одобрения ему, помощи в приобретении навыков выхода из критической ситуации. Конкретными задачами, которые решает психолог в связи с обращением к нему родителей с ребенком, склонным к воровству, являются: 1) установление контакта с ребенком; 2) выяснение причин совершенного поступка (опосредованно, не от самого ребенка); 3) оказание психологической поддержки и помощи в преодолении фрустрирующих ситуациях, послуживших причиной воровства; 4) формирование ценностей и мотивов, которые препятствовали бы совершению воровства. Эти задачи решаются (с учетом индивидуальных особенностей ребенка и конкретной ситуации) следующими методами: · отказ от преувеличения собственной значимости в глазах ребенка. Значимость может быть личностная, социальная, «слаболичностная» — оценка психолога (или учителя, проводящего коррекцию) как и других людей, как «социальный фактор». Отказаться вынуждать ребенка выполнять какие-либо действия или принять какое-либо убеждение, манипулируя отношением к себе. Отношения значимости устанавливаются с человеком, затрачивающим достаточно много времени и личностной энергии, поэтому такие отношения с психологом не часто имеют место. Если все же личностная значимость имеется (психолога, учителя), целесообразно это подчеркивать: «воровство мне не нравится» и «мне будет приятно и радостно за тебя, если ты все исправишь». В случае социальной значимости ребенок стремится не к отношению уважения, но к тому, чтобы произвести благоприятное впечатление. Если при такой значимости отзываться негативно о самой личности ребенка (а не только о поступке, с последующим предписанием необходимых действий), то это вызовет стремление защититься, «спасти лицо» любыми способами, даже отрицая очевидное. В случае отсутствия любой значимости — ребенок не воспринимает психолога как способного на какие-либо действия, которые заставили бы отдать украденное и пр. — необходимо четко объяснить ребенку, что проблему его поступка можно решить на различных уровнях. Как только он отказывается от решения на уровне психолога, этот вопрос передается другим социальным инстанциям. Это также можно увязать с объяснением того, почему запрещено воровать: установлены законы и общественные нормы. Обеспечиваются они различно: контроль может осуществлять и родитель, и учитель, и психолог, и официальные органы правопорядка; · открытое общение с четким обозначением собственных стремлений, желаний, оценок и переживаний, относящихся к действиям ребенка. Отсутствие намерений манипулировать ребенком. Обеспечение ориентировки ребенка в намерениях психолога — с этого необходимо начать коррекционную беседу — будет способствовать устранению тревожности ребенка, вызываемой незнакомой ситуацией, неопределенностью, и проективных тенденций (приписыванию психологу собственных агрессивных намерений и т.п.); · отказ от вопросов («допроса»), имеющих целью добиться признания ребенка. Наихудшим началом коррекционной беседы будет вопрос: «Это ты сделал?» Такие вопросы применяются либо для получения информации — если не известно, кто именно из детей совершил воровство, — либо для вызывания чувства вины. Однако, известно, что, появляясь, чувство вины не превращается в раскаяние, «осознание» последствий своего поступка и принятие на себя ответственности за них. Напротив, чувство вины «ослабляет» личность и вызывает психологические защиты, например, такие как агрессия (оцениваемая как строптивость, упрямство, «испорченность»), проекция и т.п.; · оперирование достоверной информацией, полученной не от самого ребенка, но из других источников. Демонстрация ребенку того, что его поступок известен, во многом уменьшит желание ребенка лгать, отрицая совершенные действия. Необходимо первоначально четко указать на совершенный им поступок (обнаружить его), затем оценить его, обсудить недопустимость его повторения и затем оказать помощь ребенку в улучшении его отношений: внутри- и межличностных. Достоверная информация поможет не отвлекаться от цели коррекционной работы, проверяя «версии» происшедшего, излагаемые ребенком с целью приписывания своего поступка другому человеку или обстоятельствам. В беседе необходимо устранять дискуссию. Если ребенок говорит: «А докажите», — необходимо его спокойно прервать и сказать, что это известно и изложить то, что от него требуется (вернуть, возместить и т.п.); · отказ от стремления добиться от ребенка признания и называния себя вором. В беседе достаточным оказывается, если прозвучит описание происшедшего, то есть будет ясно, что и психолог и ребенок знают о совершенном и оценивают его одинаково; · предоставление ребенку возможности «спасти лицо» не путем отрицания совершенного, но приписывания себе социально одобряемых мотивов. Это можно допустить в том случае, если ребенок не может отказаться от всех защит и принять негативную оценку своего поступка; · объяснение того, что хотя социально позитивные мотивы и характеризуют личность ребенка с положительной стороны, но поступок не может считаться приемлемым ни при каких обстоятельствах; · сочетание негативных оценок совершенного поступка с высказыванием мнения о ценности личности ребенка; · обеспечение возложения ответственности за исправление совершенного на ребенка. Компенсация ущерба может проводиться в нескольких формах: ребенок сделает в школьных мастерских, например, стул и отнесет его потерпевшему; ребенок выполнит в школе какую-то работу, деньги за которую будут отданы потерпевшему и пр. В случае, когда требуется достаточно большая сумма денег, которую необходимо собирать в течение некоторого времени, целесообразно установить с ребенком, когда он будет по частям приносить деньги. Затруднения могут возникнуть в процессе передачи компенсации потерпевшему, который в состоянии фрустрации способен предпочесть «разрядиться» на ребенке, чем принять его компенсацию, тем самым основная цель не будет достигнута. Для предотвращения такой негативной разрядки целесообразно предварительно поговорить с потерпевшим. Психолог тем самым «принимает удар на себя», проводит работу еще и в этом направлении. Это является важным, поскольку неподтверждение потерпевшим слов психолога об ответственности и необходимости компенсации разрушит начавшееся формироваться отрицательное отношение к воровству и приведет к развитию стремления манипулировать (достаточно выслушать «морализирование», чтобы избежать наказания и получить материальную выгоду от воровства). Психологическая коррекция с ребенком, склонным к воровству, может быть не связана с обсуждением с ребенком негативного характера воровства. В целом же такая коррекция состоит в работе с личностью и чаще всего в ходе работы (после первых ориентирующих ребенка высказываний) не затрагиваются вопросы воровства, более того, может не употребляться само это слово, так как психологическая коррекция имеет целью не поверхностное изменение поведения, но оказание помощи личности в плане преодоления отклонений в развитии. Психологическая работа с ребенком и подростком, склонным к воровству, проводится в двух основных формах: индивидуальной и групповой, каждая решает и общие, и свои особые задачи. Индивидуальная работа с ребенком или подростком заключается в создании условий изменения его отношений к себе, другим людям, деятельности, устранения барьеров для нормального развития личности, разрешения конфликтов и развития самосознания и самопонимания. Групповая работа эффективна при решении задач построения ребенком, подростком новых отношений с окружающими. Одновременно, устраняя препятствия к развитию, установлению социальных отношений и включая ребенка в группу, возможно создать условия для опробования ребенком своих сил, чувств к другим людям и поддержание его в сложный период адаптации в группе. Психотерапевтическая группа — это и реальная общность, и созданная для выполнения развивающих, обучающих функций, поэтому имеет определенные особенности, преимущества и ограничения по сравнению с индивидуальной психотерапевтической работой. Последняя проводится в соответствии с тем, как психотерапевт мыслит причины отклонения в развитии, в поведении ребенка или подростка, как рассматривает нормальное, гармоничное развитие личности, какие индикаторы его считает достоверными. Наиболее простой формой психотерапии, видимо, является работа с поведением, научение ребенка правильно реагировать на те или иные ситуации. Рассматривая трудности, препятствия к развитию и способы их разрешения в парадигме бихевиористической психологии, возможно лишь обусловливать изменения в поведении. Внутренние изменения при этом как бы «не существуют». С ребенком и подростком эффективны «действенные методы», не «рассуждения», глубокий анализ. Именно работа с поведением, обсуждение конкретных способов действий привлекает интерес ребенка, но для психолога это может быть не главной задачей, в ходе работы с поведением, «внешними моментами», психолог может проводить глубокую личностную работу. Особенно это эффективно в группе, когда можно тут же «пробовать» поведение. Работа с поведением не означает, что надо ребенка рассматривать пассивным объектом, поведение которого надо подкреплять и не заботиться о «внутреннем отношении». Психотерапия, направленная на поведение может иметь целью обеспечения условий для уяснения ребенком новых принципов, убеждений, оснований поступков, новых критериев для оценки себя и других. При этом эффект изменения обеспечивается не подкреплением, а активностью самого ребенка или подростка. Он сам идет к изменению своих представлений, нахождению новых оценок, но в действенных условиях, созданных психологом. Постановка ребенка или подростка перед противоречием вызывает его мыслительную активность и «деятельность» эмоций. При этом опытный психолог предполагает, чтопроисходит во внутреннем плане, «в» поведении, но знает, что не может непосредственно, прямо влиять на то, что там происходит. Работа с поведением не устраняет возможности, а иногда и необходимости иных видов работы. Ориентированная не бихевиорально, но с учетом «внутреннего плана», изменений самой личности, она может быть различной глубины. Ребенок или подросток, склонный к воровству, может проявлять различные степени деформации в личностном плане. Отвержение социальных ценностей, норм, обида, мстительность, негативное отношение к окружающим препятствуют нахождению общего языка с психологом и возможности сразу приступить к анализу причин отклонения в развитии. Установление контакта с ребенком или подростком и определяет «глубину» работы. Отвергающий все и всех ребенок может сохранить эмоциональное, моральное «отношение» с психологом, это открывает возможность для личностной глубинной терапии. Если этого не удалось достичь, можно ставить задачи не такие «глубокие». Поведение в некоторой степени представляет реализацию привычек, представлений, сложившихся способов регуляции. Создание у ребенка или подростка более точных оценок своего поведения, представлений о результатах своих действий, наложение «запретов» на воровство «заставляет» ребенка или подростка действовать по социальным правилам, хотя при этом может не произойти глубинных изменений личности. Однако, некоторые изменения во «внутреннем плане» все же происходят. Опытный психотерапевт их замечает. Главное здесь — привлечь к сотрудничеству учителей и родителей, постоянно взаимодействующих с ребенком. Работа с поведением «поверхностно» предполагает изменение реакций окружающих на поведение ребенка. В таком случае могут сложиться благоприятные условия для более глубинной работы с ребенком или подростком.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|