ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологическая помощь при «остром» и «хроническом» воровстве«Острое» воровство — это обнаружение родителями (учителями, воспитателями и др.) серьезного, первого, по их мнению, случаядетскоговоровства. Психологическая помощь здесь традиционна (более подробно эти методы рассматриваются в другом пункте): - установление запрета на воровство; - возложение ответственности на ребенка за совершение действия и устранение его последствий; - выявление и устранение причин (при «остром» воровстве она оказывается достаточно легко устранимой, с конкретной ситуацией, например, недавно произошедшем конфликтом с родителями). «Хроническое» воровство может протекать в различных условиях: 1) родители знают о действиях ребенка, но не сообщают ему об этом, надеясь на то, что он сам исправится (или по каким-то другим причинам; 2) окружающие люди (родители, воспитатели или учителя), обнаруживающие действия ребенка, эмоционально негативно их оценивают, проявляют интенсивные аффективные реакции не доводя, однако, свои воспитательные воздействия до завершения, не возлагая ответственность на ребенка или/и часто меняя свои требования: то прощая, то неадекватно сильно наказывая ребенка за совершенные поступки. В первом случае требуется поступать так же, как и при остром воровстве, то есть, прежде всего, сообщить информацию ребенку о социальной оценке воровства и четко сказать ему о необходимости исправления последствии его действии. Далее осуществляется работа по устранению причин. Если это воровство «хроническое», то причины чаще всего оказываются достаточно серьезными, связанными с деформациями личностного развития. Во втором случае беседа протекает несколько иначе. Любой опыт ребенка (например, то, что он выслушает от родителей при каждом новом случае обнаружения воровства) формирует у него определенные ожидания того, что будет в дальнейшем в аналогичных ситуациях и определенные убеждения, оценки этих ситуаций. Если родители высказывают противоречивые требования, оценки, не зная, как запретить ребенку воровать, не фрустрируя его при этом, то он чаще всего представляет себе воровство как не очень жестко запрещаемое или даже не имеет четких представлений о значении этих действий. Известно, что на представления ребенка влияет первая информация (оценки) о событии и последняя, отличающаяся от первой. Если первоначально нечетко, неопределенно негативно оценить воровство ребенка, иногда высказывая отдельные оценки подобных действий, то ребенок воспринимает очередные попытки запрета как «обычные нотации», обычные аффективные реакции, не обязательные к исполнению. Если предыдущие воспитательные воздействия были не достаточно четки, непонятны ребенку и, вследствие этого, малоэффективны, то необходимо «отделиться» от них. Сделать это можно следующими методами: - сообщить какую-либо причину, по которой ранее действия ребенка прощались, а теперь не будут прощаться; наоборот, теперь будут предъявляться ему более жесткие и однозначные требования (причину можно объяснить так: «раньше я тебе прощал такие поступки, потому что думал, что они не будут повторяться, но теперь я должен тебе сказать...»); - сказать ребенку, что он должен ориентироваться не на те оценки, которые высказывались родителями (воспитателями или учителями) ранее, а на те, которые высказываются сейчас. При этом в дальнейшем необходимо четко проследить за неизменностью собственник требований, так как ребенок обязательно будет их «проверять». Влияние опыта взаимодействия на выбор методов и эффективность психологической помощи Помощь ребенку, склонному к воровству, может быть оказана незнакомым (или малознакомым) человеком, например, родственником, редко контактирующим с ребенком, психологом или учителем из другого класса, или человеком, отношения, с которым имеют достаточно длительную предысторию. Эффективность проведения с ребенком, имеющим девиации в поведении, работы, в целом, изменяется не от длительности знакомства, но применяемых методов, а также некоторых других моментов, которые будут описаны ниже. В том случае, если коррекцию проводит психолог или педагог, не контактировавший ранее с ребенком, то беседа (или ряд бесед) разворачивается по традиционному для любой психотерапевтической работы плану: - установление контакта и, по возможности, доверия со стороны ребенка; - выяснение неблагоприятных факторов, которые привели к девиациям в поведении; - устранение — по возможности — этих факторов или создание некоторых «барьеров» в личности ребенка на пути их действия; - оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка. Если коррекцию проводит знакомый ребенку человек, то характер беседы изменяется в зависимости от особенностей прошлых взаимодействий. В самом общем виде отношения ребенка и взрослого можно разделить на три группы: 1) конфликтные, эмоционально напряженные отношения, не содержащие эмоционально позитивных оценок друг друга; 2) гармоничные отношения, проявляющиеся в стремлении сотрудничать, взаимодействовать; 3) «формальные» или ролевые отношения, предполагающие восприятие другого (ребенка взрослым или взрослым ребенка) не как личности, но социальной единицы, определенной роли. В рамках этих отношений учащийся представляется учителю не как ребенок, имеющий свои индивидуальные особенности, интересы и т.п., но как ученик, который должен выполнять определенные, приписываемые ему ролью обязанности. Аналогичный пример из семейного взаимодействия: родитель относится к ребенку не как к личности, обладающей индивидуальностью, нороли(сына или дочери), предполагающей выполнение определенных ролевых обязанностей (дети должны уважать родителей, помогать по дому и др.). Беседа не единственный метод психологической помощи, иногда беседа не эффективна; применяются более эффективные «действенные» методы — организация деятельности ребенка и пр. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|