Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация структуры рынка




ВОПРОС 12.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице

Классификация структуры рынка

по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
по географическому положению местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
по степени ограничения конкуренции монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
по отраслям автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
по характеру продаж оптовый рынок; розничный рынок.

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

  1. деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
  2. деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
  3. деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка выполняет определенные функции:

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы:

Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.

Функции рынка

 

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

 

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

 

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

 

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

 

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

 

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

 

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

 

Координирующая функция. Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

 

ВОПРОС 16.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Рыночное равновесие

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

· а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;

· б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

Вопрос 17-18

Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях. Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр.marginal - предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй пол.XIX в. Такие положения и выводы, как функция полезности, первый и второй законы Госсена, кривые безразличия, бюджетная линия и др., сейчас встречаются во всех курсах по экономической теории. Теория потребительского выбора основана на том, что потребитель имеет определённые индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность. В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению этого вопроса: с т.з. теории предельной полезности (кардиналистская теория - от слова "число") и с т.з. кривых безразличия (ординалистская теория - от слова "порядок").

Кардиналисты заметили, что если потребление др. товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нём. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромиссы, поскольку должен выбирать м. альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в своё распоряжение наиболее удовлетворительный, с его т.з. набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления. Принцип максимизации общей полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т.е. покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчёте на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на др.товар.

Ординалисты - представители др.направления в теории потребительского поведения полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то её невозможно измерить, и вводят понятие "ординальной" (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причём каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение - доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые м.б. приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах на эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т.е. величину спроса.

ВОПРОС 23. Издержки производства в краткосрочном периоде.

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для

изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения

интенсивности использования этих мощностей. Производственные мощности

остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может

изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других

ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства, какого либо

продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от

количества ресурсов, которое необходимо для производства. Издержки

производства какого-либо продукта данной фирмой зависят не только от цен

необходимых ресурсов, но и от технологии — от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Именно это, то есть

технологический аспект формирования издержек, и интересует нас в данный

момент. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем

производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с

фиксированными мощностями. Вопрос: каким образом будет изменяться объем

производства, по мере того как все большее и большее количество переменных

ресурсов будет присоединяться к фиксированным ресурсам фирмы? В самой общей

форме ответ на этот вопрос дает закон убывающей отдачи, который также

называется "законом убывающего предельного продукта", или "законом

изменяющихся пропорций". Этот закон утверждает, что, начинам с

определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного

ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например,

капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт

в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих машинное

оборудование, будет увеличиваться, то рост объема производства будет

происходить все медленнее, по мере того, как больше рабочих будет

привлекаться к производству.

Суммарные издержки (total cost - ТС) - общие издержки выпуска

определенного объема продукции. Поскольку в краткосрочном периоде ряд

вводимых факторов производства (прежде всего, капитал) не меняется, какая-

то часть суммарных издержек также не зависит от количества примененных

единиц переменного ресурса и от объема выпуска товаров и услуг. Суммарные

издержки, которые не меняются по мере увеличения производства в

краткосрочном периоде, называются суммарными постоянными издержками (total

fixed cost - TFC); суммарные издержки, которые изменяют свою величину с ростом или уменьшением выпуска продукции, составляют суммарные переменные издержки (total variable cost - TVC). Следовательно, для любого объема производства Q суммарные издержки

складываются из суммарных постоянных и суммарных переменных издержек:

 

TC=TFC+TVC

 

Фирма, желая добиться максимальной прибыли, стремится снизить издержки

на единицу продукции. В связи с этим важно ввести понятие средних издержек.

Средние издержки(АС) - это совокупные затраты на единицу продукции.

Определяются путем деления совокупных издержек выпуска продукции на

количество единиц продукции:

 

АС=ТС/Q

Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления

суммарных постоянных издержек (TFC) на соответствующее количество

произведенной продукций (Q):

 

AFC = TFC/Q

Так как постоянные издержки по определению не зависят от объема

выпускаемой продукций, то и средние постоянные издержки будут уменьшаться с

увеличением объема производства.

Средние переменные издержки (AVC) определяются путем деления

суммарных переменных издержек (TVC) на соответствующее количество

произведенной продукций Q:

 

AVC = TVC/Q

 

Средние общие издержки (ATC) рассчитываются при помощи деления

общих издержек TC на объем произведенной продукций Q:

 

ATC = TС/Q = FC/Q+VC/Q = AFC + AVC

• по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые

(сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е.

собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства

(малоценные и быстро изнашиваемые предметы), либо по месту осуществления

затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.);

• по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или

текущие, затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем

один раз в месяц, а для экономического анализа затрат используются

предельные издержки.

Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы

продукции, т.е. отношение прироста переменных издержек к вызванному ими

приросту продукции, называется предельными издержками предприятия МС

 

MC = Изменение VС/изменение Q

где VС — прирост переменных издержек;

Q — вызванный ими прирост объема производства.

 

Поскольку постоянные издержки не меняются и не зависят от величины Q,

изменение суммарных издержек, т.е. ТС, определяется изменениями только

переменных издержек:

 

ТС=TVC и МС=TVC/Q

ВОПРОС 24. В течение длительного периода времени все же­лательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее предприятиями. Предприятие может изме­нить масштабы своих производственных мощно­стей; оно может установить дополнительное обо­рудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые предприятия могли вступить в отрасль, а уже существующие — по­кинуть ее.

Представим себе, что небольшое предприятие обрабатывающей промышленности сначала развер­нуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической деятельности, все больше и больше

График 1. Кривая долгосрочных средних издержек: пять возможных размеров предприятия

расширялось. Что будет происходить со средними общими издержками в процессе этого роста предприятия? Ответ таков. Сначала какое-то время расширение производственных мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, в конце концов ввод все больших и больших мощностей приведет к росту АТС.

На графике 1 эта закономерность проиллюстрирована применительно к пяти различным размерам предприятия. Кривая АТС-1 показывает динамику средних общих издержек для самого маленького из пяти предприятий, кривая АТС-5 — для самого большого. Соотношение между этими пятью кривыми в точности соответствует изложенному выше правилу. Строительство все более крупных предприятий будет приводить к снижению минимальных издержек на производство единицы продукции вплоть до достижения размеров третьего предприятия. Однако за этим

пределом расширение производственных мощностей будет означать повышение минимального уровня средних общих издержек.

Принципиальное значение имеют тонкие линии перпендикулярные горизонтальной оси. Они показывают те объемы производства, при которых предприятию

следует изменить его размер, чтобы обеспечить себе возможно более низкие издержки производства единицы продукции. Посмотрим на график 1 при любом объеме производства меньше 20 единиц минимальные издержки производства единицы продукции достигаются на предприятии. Однако если объем продаж предприятия превышает 20 единиц, но меньше 30 единиц, оно сможет добиться более низких издержек производства, построив более крупное предприятие— предприятие 2. Несмотря на то что сумма общих издержек при больших масштабах производства будет большей, издержки производства единицы продукции окажутся ниже, чем прежде. При любых объемах производства в промежутке от 30 до 50 единиц наименьшие издержки производства единицы продукции обеспечит предприятие 3. При объеме производства от 50 до 60 единиц для достижения наименьших издержек следует строить предприятие 4. А при объеме производства, превышающем 60 единиц, достижение той же цели требует строительства предприятия 5.

Наблюдая за этими приспособительными изменениями, можно заключить, что кривая долгосрочных АТС для отдельного предприятия состоит из участка кривых краткосрочных АТС применительно к различным размерам тех предприятий, которые могут быть построены.

Кривая долгосрочных средних общих издержек (АТС) показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства при условии, что предприятие имело в своем распоряжении достаточно времени для проведения всех необходимых изменений в размерах предприятия.

На графике жирной линией показана кривая долгосрочных АТС предприятия или как ее часто называют, кривая выбора (или плановая кривая) предприятия. Для большинства видов производства возможности выбора размеров предприятия куда шире, чем мы предположили в нашем примере.

Долгосрочные кривые издержек показывают минимальные издержки производства любого данного объема продукции, когда все факторы являются переменными.

Долгосрочные предельные затраты характеризуют прирост затрат при увеличении выпуска продукции на единицу, если все производственные ресурсы являются переменными.

Долгосрочные средние затраты характеризуют удельные (средние) затраты в расчете на единицу продукции при условии, что все производственные ресурсы являются переменными. Основным различием между анализом в долгосрочном и краткосрочном планах является мера эластичности факторов ресурсов. В течении долгосрочного периода производители имеют возможности которые не осуществимы в течении короткого промежутка времени. В долгосрочном плане менеджер может контролировать объем выпуска и издержки, изменяя не только интенсивность производственной деятельности на предприятии, но и сами размеры и количество предприятий.

Знание функций затрат очень важно для принятия решений как на уровне предприятий, так и на правительственном уровне. Функции краткосрочных затрат имеют ключевое значение для определения цен и объемов выпуска, тогда как функции долгосрочных затрат важны для планирования развития предприятий и их инвестиционной политики.

ВОПРОС 31. Ценовая дискриминация существует там, где два или более схожих товара продаются по ценам, которые находятся в разных отношениях с их предельными издержками.

Мотивом использования системы ценовой дискриминации является желание фирмы обладать потребительским излишком в максимальном размере. Ведь назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того,что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.

Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:

1. Наличие у фирмы рыночной власти.

Если у фирмы нет рыночной власти, т. е. возможности влиять на рынок, то ее решения не могут повлиять ни на действия покупателей, ни на рыночную цену, а, следовательно, и на получаемую ею прибыль. Напротив, при наличии рыночной власти, посредством изменения объемов выпуска и цен товара, фирма получает возможность воздействовать на рынок.

2. Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Если рынок, на котором действует фирма, однороден, то такие потребители будут одинаково реагировать на изменения цены и объема выпуска (а также качества товара). Поэтому назначение разных цен на один и тот же товар на таком рынке не приведет к изменению спроса — все потребители будут покупать товар по низким ценам.

3. Способность фирмы исключить арбитраж. Арбитраж — это перепродажа товара со стороны одних агентов рынка, покупающих его по низкой цене, другим, покупающим его по высокой цене. Если фирма разделила рынок на разные сектора (с разной ценовой эластичностью спроса) и назначила цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража. Купив товар по относительно низкой цене, они могут перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В этом случае дополнительную прибыль от ценовой дискриминации будут получать потребители, осуществляющие арбитраж, а не фирма-производитель.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных