ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 5. Структура цены и характеристика ее элементов
1. Состав цены и ее виды. 2. Себестоимость и прибыль в структуре цены. 3. Налоги в структуре цены. 4. Виды надбавок в цене. Так как в России используется, в основном, затратные методы ценообразования, то становится понятным, что основной элемент цены - это себестоимость. По мере того, как товар движется от производителя к потребителю, добавляются другие элементы в виде налогов и надбавок. Поэтому, цены различаются в зависимости от набора элементов. Формирование различных видов цен в процессе движения товара (работы или услуги) представлено на следующей схеме:
Рис. 11. Основные элементы цены и ее виды
Себестоимость и прибыль образуют оптовую цену предприятия. В отпускную цену включается кроме этого акциз. Добавив еще один элемент цены – НДС, получим отпускную цену предприятия с НДС или цену, по которой оптовый посредник покупает товар у производителя. Оптовик добавляет к цене свои издержки, прибыль и НДС на этом этапе товародвижения, образующие посредническую или оптовую надбавку. При этом образуется оптовая цена, то есть цена, по которой торговые организации приобретают товар у посреднических или оптовых организаций. Торговля добавляет свою надбавку, в которую также включаются издержки торговой организации, ее прибыль и НДС. В итоге получаем розничную цену, по которой товар приобретается конечным потребителем. В зависимости от вида цены состав ее элементов может меняться. Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадает с отпускной. Если товар импортируется или экспортируется, в структуру цены добавляются таможенные пошлины. Товар может быть продан для конечного использования непосредственно изготовителем, тогда отпускная и розничная цена совпадают, а уже известные элементы отсутствуют. Зная структуру цены, можно выявить, какую долю в ней занимают затраты, прибыль, и косвенные налоги. Это даст возможность проанализировать резервы снижения себестоимости и извлечения дополнительной прибыли. Более подробно остановимся на основных элементах. Себестоимость – основной элемент цены, который служит базой для ее определения. Понятие себестоимость не всегда совпадает с понятием затраты. Это более узкая категория, поскольку предприятие в своей деятельности может нести затраты, которые не связаны с производством продукции. Себестоимость – это те затраты, которые осуществлены в связи с производством и продажей определенного вида продукции. Себестоимость определяет нижний предел цены, то есть тот минимальный уровень, до которого может быть снижена цена в случае падения спроса. Исчисление себестоимости единицы продукции называется калькулированием. Статьи калькуляции включают: 1. сырье и материалы 2. возвратные отходы (вычитаются) 3. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций производственного характера 4. топливо и энергия на технологические цели 5. заработная плата производственных рабочих 6. отчисления на социальные нужды от заработной платы Цеховая себестоимость 7. общепроизводственные расходы 8. общехозяйственные расходы 9. потери от брака 10. прочие производственные расходы Производственная себестоимость 11. коммерческие расходы Полная коммерческая себестоимость Для формирования цен зачастую используют упрощенную калькуляцию, которая включает следующие статьи расходов: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления от з/платы, прочие прямые и накладные расходы. При калькулировании себестоимости учитываются особенности отраслей, используются отраслевые рекомендации. Прибыль – это форма дохода, полученная после того, как товар будет реализован по установленной цене. В ценообразовании речь идет о валовой прибыли, которая включает: - прибыль от реализации продукции - прибыль от реализации ОФ и иного имущества предприятия - внереализационные доходы Прибыль, включаемая в расчет цены, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета. Относительной величиной прибыли является показатель рентабельности, который рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на величину валовых издержек. Чистая прибыль рассчитывается как разница между валовой выручкой и затратами. Валовые издержки включают в себя прямые и косвенные, либо постоянные и переменные издержки. Фирма может рассчитывать разные уровни рентабельности: рентабельность продаж (частное от деления выручки на затраты), рентабельность капитала (частное от деления прибыли на основной и оборотный капитал) и др. При формировании свободных цен не предусмотрены нормативы рентабельности, но в целях государственного регулирования такие нормативы могут вводиться. Нормативы могут применяться в отношении естественных монополий. Нормальным уровнем рентабельности, закладываемым в цену считается 25-28%. В настоящее время предприятия сами решают какой уровень рентабельности обеспечит им покрытие издержек и даст возможность получит прибыль. В состав цены включаются также социальные налоги, НДС, акцизы, таможенные пошлины и налог на прибыль. Социальные платежи – это по сути затраты предприятия, поскольку они начисляются на фонд оплаты труда. К ним относится единый социальный налог, который является элементом себестоимости. Налог на прибыль также не является самостоятельным элементом и считается частью прибыли, включаемой в структуру цены. Акцизом облагаются те товары, уровень потребления которых малоэластичен к изменению цен либо на специфичные товары. Существует перечень подакцизных товаров, который периодически пересматривается Правительством РФ. В этот список входят спирт, водочные изделия, пиво, табачные изделия, бензин, легковые автомобили, отдельные виды сырьевых товаров. Акциз устанавливается в % к стоимости товара или в рублях за единицу изделия, по импортным товарам – в % к таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины или в д.е. за единицу измерения. Таким образом, ставки акцизов делятся на адвалорные, устанавливаемые в процентах, и специфические, устанавливаемые в рублях за единицу измерения. Если предприятие производит подакцизную продукцию, и применяются адвалорные ставки, то акциз устанавливается к отпускной цене предприятия без НДС. С суммы денежных средств, получаемых организациями за произведенные подакцизные товары, сумма акциза определяется как: С=Н*×А, где Н* – рыночная цена с учетом акциза А – ставка акциза По своей экономической сущности НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуг, работ. На практике НДС определяется как разница между ∑ налога, полученного предприятием по реализованным товарам, и ∑ налога, уплаченного предприятием по приобретенным сырью, материалам и др. Ставка НДС на большинство товаров составляет 18%, но также существует перечень товаров, ставка на которые предусмотрена в размере 10%. Как правило, это продукты питания, детские товары и медицинские изделия. Существуют также группы товаров и услуг, которые не облагаются данным налогом. Подакцизные товары облагаются НДС с учетом акциза, что приводит к двойному налогообложению. По импортным товарам НДС рассчитывается с учетом таможенной пошлины. Таможенная пошлина, расчет которой будет приведен несколько позднее, при рассмотрении вопросов таможенной политики, применяется в отношении ввозимых или вывозимых товаров. Все перечисленные налоги выполняют в основном фискальную функцию и призваны быть экономическим регуляторами. В современных условиях государство зачастую подсчитывает сумму изъятий, и лишь затем формирует ставки налогов, что приводит к значительному завышению цен. Значительный вес в структуре цены занимают надбавки, которые являются причиной ценовых различий на одинаковые товары в разных сбытовых организациях. Надбавки устанавливаются свободно по соглашению сторон. На их величину оказывают влияние затраты в сфере обмена, соотношение между спросом и предложением, ценовая политика торговых организаций, посреднических звеньев, политика Правительства РФ, субъектов РФ, местных органов самоуправления. Вместе с тем надбавки самостоятельно не функционируют, а непосредственно включаются в цену товара, выступая в качестве ее элементов. Выделяют снабженческо-сбытовые, оптовые и торговые надбавки применение их зависит от звеньев товародвижения. Существенных различий при формировании снабженческо-сбытовой и оптовой надбавок нет. На практике снабженческо-сбытовая надбавка применяется к ценам на продукцию производственно-технического назначения, оптовая – к ценам на товары народного потребления. Разница между ценой продажи товара снабженческо-сбытовой организацией и оптовой ценой предприятия поставщика представляет собой снабженческо-сбытовую (оптовую) надбавку. Разница между ценой покупки у оптовой организации и розничной ценой называется торговой (розничной надбавкой). В большинстве случаев снабженческо-сбытовые (оптовые) надбавки свободные, поэтому они устанавливаются по соглашению сторон-участниц сделки. В них включаются издержки обращения и прибыль сбытовой организации. Они устанавливаются в % к цене товара без НДС. Регламентируются эти надбавки органами исполнительной власти субъектов Федерации в районах Крайнего севера и приравненных к ним территориях. Торговая надбавка устанавливается организациями розничной торговли, исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включается издержки обращения и прибыль торговых организаций, а также НДС на этом этапе товародвижения. Регламентируются надбавки на медицинские товары, продукты детского питания и т.п. Все надбавки должны регистрироваться организациями в соответствующих документах (в протоколах согласования цен, в реестрах розничных цен и т.п.). В России, в отличие от многих развитых стран, процесс установления надбавок упрощен, что приводит зачастую к завышению цен. Поэтому органы власти субъектов Федерации при необходимости регулируют вышеназванные надбавки. Рассмотрев основные элементы цены, необходимо определиться с той базой, которая является основой для расчета всех налогов, надбавок и прибыли, т.е. с ценой реализации. Ценой реализации, используемой при расчете налогов, являются цена сделки, указанная сторонами в договоре. Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При отсутствии таких сделок или недостатке информации используется следующие методы: 1. Метод цены последующей реализации, при которой рыночная цена определяется, как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателям при последующей продаже, и разумных затрат, понесенных покупателем для продвижения на рынок, последующей реализации им приобретенных товаров, а также наценки покупателю. Наценка определяется так, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной фирмы прибыль. 2. Затратный метод, при котором, рыночная цена определяется как сумма произведенных затрат и наценки, определяемой так, чтобы она обеспечила разумную и обычную для данной фирмы прибыль. Рассмотрев основные элементы цены, перейдем к рассмотрению важнейшей темы в ценообразовании – внешней торговле. Поскольку ценовая политика фирмы на внутреннем и на внешнем рынке будет отличаться, как будет отличаться и сами цены реализации продукции на внутреннем и мировом рынке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|