Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы




Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия

Тема 3.2 Ценообразование на предприятии

Цель, задачи Важную роль в экономическом механизме хозяйственной политики предприятия играет цена. Она оказывает непосредственное воздействие на все стороны экономической деятельности предприятия. В этой главе дается определение цены, ее функций, раскрывается механизм ценообразования и дается характеристика системы цен.

Оглавление

3.2.1. Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы.

3.2.2. Классификация цен.

3.2.3. Методы ценообразования

3.2.4. Стратегии ценообразования

3.2.5. Анализ влияния цены на прибыль

 

Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы

Одним из важных рычагов повышения эффективности производства является цена. С одной стороны, она формируется на основе затрат производства и поэтому служит инструментом возмещения текущих затрат. С другой стороны, цена служит средством получения прибыли, идущей на цели совершенствования материально-технической базы производства. Кроме этого цена выступает фактором принятия окончательного решения покупателя о совершении покупки.

Цена как экономическая категория выражает в денежной форме стоимость товара (услуги). Такое определение цены основано на затратном принципе ценообразования. В микроэкономике цена определяется как равновесная рыночная цена, сложившаяся в следствие взаимодействия спроса и предложения.

Цена выполняет следующие функции: учетную, стимулирующую, распределительную. Учетная функция состоит в том, что цена отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. Эта функция позволяет оценить затраты и результаты хозяйственной деятельности. Стимулирующая функция обусловлена действием экономического закона стоимости. Роль этой функции проявляется в стремлении минимизировать затраты общественного труда на производство единицы продукции, повышать эффективность производства, улучшать качество продукции, осваивать новые технологии и методы организации производства и т.д. В конечном счете, это ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Распределительная функция находит свое проявление в перераспределении части прибыли в бюджеты соответствующих уровней посредством налогообложения.

 

 

Элементы цены
Себестоимость производства и реализации товаров (услуг) Прибыль производителя Косвенные налоги (акциз, НДС) Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли)
Оптовая цена изготовителя      
Оптовая цена отпускная    
Оптовая цена закупки  
Розничная цена

 

Формирование цен

Ценообразующие факторы.

Цена формируется под влиянием многих факторов. Основными являются следующие.

Факторы, влияющие на объем спроса на товар.

На рынке цена на товар складывается как результат взаимодействия спроса и предложения.

Спрос как рыночная категория отражает желание и возможность потребителя купить товар. Количественной характеристикой спроса является объем спроса Qdx. Он показывает какое количество товара покупатель готов купить в данный момент времени.

Qdx = f (Px, Py,…, Pz, Inc, W, Tx, F, S, N)

где Qdx – объем спроса на товар Х в единицу времени;

Px - цена товара;

Py,…,Pz –цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

Inc - доход покупателя;

W - уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

Tx – вкусы покупателя, влияние моды;

F - мнение потребителя о перспективах его благосостояния;

N - число покупателей.

Предложение как рыночная категория отражает желание продавца предложить определенное количество товара по определенной цене. Количественной характеристикой предложения является объем предложения Qsx.

Qsx = f (Px, Py,…, Pz, K, Tax, C, N)

где Qsx – объем предложения товара X в данный момент;

Px - цена предложения товара X;

Py,…,Pz – цены на товары-конкуренты и товары, производимые совместно с данным товаром;

K – уровень технологии производства;

Tax – налоговая политика в государстве;

C – плата за ресурсы;

N - численность продавцов.

Когда на рынке товара Qdx = Qsx, формируется рыночное равновесие, т.е. складывается равновесная рыночная цена. Она показывает, что интересы покупателя и продавца удовлетворены.

Следующим ценообразующим фактором выступает эластичность спроса и предложения. Эластичность показывает чуткость, реакцию хозяйствующего субъекта на изменение переменной величины на 1%.

Существенную роль в формировании цены играет конкуренция. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. В рамках несовершенной конкуренции может иметь место монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (монопсония). Соответственно каждому типу рыночной структуры присущи свои особенности ценообразования.

Большое влияние на уровень цен и их динамику оказывает состояние финансово-кредитной системы. Неустойчивое ее состояние ведет к изменениям в покупательной способности национальной валюты. Так, девальвация денег порождает рост цен.

Важным ценообразующим фактором выступает государственное регулирование цен. Различают прямые меры по установлению цен и косвенные, направленные на изменение рыночной конъюнктуры, финансовой и налоговой политики и т.д.

 

Классификация цен.

Все разнообразие цен можно сгруппировать по следующим признакам.

1. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания. В них отражается учет особенностей отраслей народного хозяйства. Существуют оптовые цены промышленности, закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, цены на продукцию строительства, тарифы грузового и пассажирского транспорта, цены на потребительские товары, тарифы на услуги, внешнеторговые цены, экспортные цены, импортные цены.

2. Дифференциация цен по степени участия государства в их регулировании. Различают цены рыночные и регулируемые. В свою очередь, рыночные подразделяются на свободные, монопольные, демпинговые, а регулируемые – на фиксированные и предельные.

3. Дифференциация цен по стадиям ценообразования. Этот признак отражает взаимосвязь цен по мере движения товара от производителя к конечному потребителю.Оптовые цены изготовителя, оптовые цены отпускные, розничные цены.

4. Дифференциация цен по транспортной составляющей. Этот признак отражает порядок оплаты транспортных расходов. Термин «франко» означает до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в состав цены. Цены франко-склад поставщика, цены франко-станция отправления, цены франко-вагон станция отправления, цены франко-вагон станция назначения, цены франко-склад потребителя.

5. Дифференциация цен по характеру ценовой информации. Различают цены фактических сделок, аукционные цены, биржевые цены, справочные цены. Цены фактических сделок бывают твердые, с последующей индексацией, подвижные (скользящие). Биржевые цены выступают в виде ценовых индексов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных