ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Требования опережающего управления обучением. Таксономия учебных задач.Для упрощения технологии проектирования учебных действий посредством проектирования операционного состава учебных задач Д.Толлингерова вводит следующую таксономию, которая упорядочивает учебные задачи по основанию: требование задачи к когнитивному составу проектируемой учебной деятельности учащихся. Задачи разделены на пять классификационных групп согласно когнитивным характеристикам. Первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний, вторую — простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов), третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение), четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст), пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем). Внутри каждой группы выделены подгруппы задач, которые нумеруются и образуют тем самым пространственную топологическую характеристику полного набора задач. Благодаря этому можно вести точный учет плотности распределения и частоты появления того или иного типа задач в учебном курсе или разделе, пользуясь в качестве масштаба измерения предло=женной таксономией (а также использовать компьютерное графическое моделирование при подготовке преподавателем программы учебных занятий с использованием задач первой группы). 1. Задачи, предполагающие воспроизведение знаний 1. задачи на узнавание 2. задачи на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий) 3. задачи на воспроизведение определений (норм, правил и т.д.) 4. задачи на воспроизведение текста (стихотворений и пр.) 2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции 1. задачи на определение фактов (измерение, взвешивание, решение простых математических задач и пр.) 2. задачи на перечисление и описание фактов (список, перечень) 3. задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности задачи на анализ и синтез 4. задачи на сравнение и различение (компарация, дискриминация) 5. задачи на упорядочивание (классификация, категоризация) 7. задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и пр.) задачи на абстракцию, конкретизацию, обобщение задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляцию с неизвестными величинами и их поиск по правилу, формуле 3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции 1. задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах) 2. задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и пр.) 3. задачи на индукцию 4. задачи на дедукцию 5. задачи на аргументацию (доказывание верности, верификация) 6. задачи на оценку 4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение 1. задачи на сочинение обозрения (конспекты, резюме и пр.) 2. задачи на сочинение доклада, отчета и пр. 3. задачи на самостоятельные письменные работы,- проекты и пр. 5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление 1. задачи на применение на практике 2. задачи на решение проблемных ситуаций 3. задачи на целеполагание и постановку вопросов 4. задачи на эвристический поиск на базе наблюдения иконкретных эмпирических данных 5. задачи на эвристический поиск на базе логическогомышления Для того, чтобы воспользоваться этой таксономией с целью проектирования учебных задач, нужно выполнить особую технологическую процедуру — таксацию. Она предполагает выбор задач из всех 5 групп на основании определения уровня требований учебной задачи к операционному составу познавательной деятельности учеников. Эта процедура необходима для учителя, проектирующего занятие и систему занятий для оценки меры когнитивной нагрузки учащихся и полноты вовлечения всего состава когнитивны^дщствий и операций. Таксация проводится на основе выделения слов-стимуляторов в лексическом оформлении задачи; каждому из пяти типов задач соответствует своя лингвистическая характеристика — глаголы (скажите, покажите, напишите, перечислите и т.д.), наречия, местоимения (почему, какой, каким образом, что, кто и др.). Таксация позволяет преподавателю не только более полно учитывать состав когнитивных требований к учебной деятельности учащихся и тем самым контролировать свои дидактические замыслы, но является средством целенаправленного прогнозирования хода обучения, с учетом меры сложности задач и нагрузки на все формы проецируемой познавательной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|