Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика известного Вам опыта по перевоспитанию личности.




Опыт Антона Семёновича Макаренко представляет собой один из самых ярких примеров гуманитарной педагогики в 20 гг. прошлого века. Мы говорим это, потому, что мы убеждены, что в решении самых сложных вопросов педагогики и воспитания Антона Семёнович всегда ставил себе целью выделение «Я» как социального актора, который может (и должен, добавляем мы), достичь максимального развития своей личности, несмотря на все противоречия жизни и общества. Мы будем исследовать вопрос столкновения личности с обществом и с её стандардизации на воспитательном и педагогическом уровне через труды А.С.Макаренко. Начнем с борьбы Антона Семеновича с понятием «моральных дефективных детей», которое педология создала для беспризорников. Талант А.С.Макаренко, его педагогическое и воспитательное чутьё, наряду с его несомненными и глубокими теоретическими знаниями, позволяли ему подходить к беспризорным детям как к полноценным людям, которых обязательно надо было перевоспитывать. В отличии от педологии, ведущей научной теории того времени, которую А.С.Макаренко упрекал в позитивистских предрассудках и научную односторонность, Антон Семенович считал что перевоспитание не должно явиться репрессивной системой или псевдонаучным подходом к психике ребенка с тем, чтобы определить его «социальную дефективность» (сегодня назовём такое явление социальной девиантностью). Раз дефективность не подлежит лечению, заключает Антон Семенович, проще тогда для педологов поспешить заклеймить детей словом асоциальным или антисоциальным, на основе исследований, никак не учитывающих социальные факторы, влияющие на развитие ребенка и/или особенности среды, где он жил. Но данное отношение к ребенку может только расширить пропасть, которая разделяет общество и ребенка. В видении А.С.Макаренко перевоспитывать значит найти те способы помогать беспризорным детям не вне общества, а внутри него с тем, чтобы точно гарантировать их пересоциализацию после пребывания в Колонии или в Коммуне. А к пересоциализации и перевоспитанию нельзя применить уже приготовленные схемы, потому, что «успех нашей работы — пишет Антон Семёнович — зависит от бесчисленного количества обстоятельств: педагогической техники, снабжения, качества [человеческого] материала. Наш основной материал — дети — неизмеримо разнообразен.

Антон Семёнович стремился к достижению их социальной зрелости личности, «наивысшим уровнем которой является принятие человеком всей меры, свободы выбора и ответственности за предмет, средства и результаты его труда на благо общества» [9, 31]. Воплощением свободы и ответственности в теориях и практике А.С.Макаренко служит дисциплина. По мнению Антона Семёновича, чем более дисциплинирован, тем более свободен. Оттуда вывод А.С.Макеренко: «дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность, в своём праве, путях и возможностях именно для отдельной личности», Поэтому педагогическая система А.С.Макаренко может рассматриваться как направленная на максимальную интенсификацию психической и социальной зрелости человека в целях побуждения его продуктивности и развития его творческого потенциала. Надо воспитывать «продуктивно ориентированного человека», потому, что, по мнению Э.Фромма «человек может благодаря своей продуктивности создавать материальные предметы, художественные произведения и системы идей, но наиважнейшим предметом продуктивности является сам человек. У А.С. Макаренко, продуктивность тесно связана со счастьем, счастье не мыслится без продуктивности. «Продуктивность он (А.С.Макаренко, Э.М.) понимает как сознательную реализацию сил человека в интересах коллектива и общества. Личная удовлетворенность, счастье в понимании А.С. Макаренко — следствие осознания человеком полезности хорошо выполненного им дела». Мы уже несколько раз использовали слово «счастье», якобы оно является волшебным решением всех проблем человеческого бытия. Но это не так. По сути своей, счастье сильно отличается от гедомонизма, утверждающего наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедомонизма, рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия. Наоборот счастье строится на усердии и на стремлении к совершенствованию своего характера и своей природы, на продуктивности, как мы уже выше заметили. В определенном смысле даже система перспективных линий служит средством достижения счастья, рассчитывая на завтрашнюю радость. Личность на все это способна именно потому, что цель воспитания и сегодня должна быть формированием человека — творца, который может сравняться с действительностью и бороться с ней с тем, чтобы ее понять и изменить. В завершении нашей статьи мы хотим сказать, что философские взгляды и мировоззрение А.С.Макаренко являются основой для его педагогического опыта и процесса перевоспитания человека, как личности. Мы считаем, что данная философско – воспитательная позиция служит краеугольным камнем для создания и развития нового, более развитого гуманизма, который не сидит в кабинетах и удовлетворяет духовным потребностям одного человека. В нём, в этом новом гуманизме может быть ответ на вопрос одиночества личности в нашем обществе. Это наше глубочайшее мнение, что снова личность должна стать главным социальным актором и в решении данной задачи, философский подход Антона Семёновича может сыграть большую роль.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных