ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внеурочные формы учебной работы с различными группами обучающихся, их значение в познавательной деятельности.К внеурочным формам обучения относятся: Домашняя учебная работа. Она дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью, проводится без руководства учителя. Некоторые педагоги отвергают необходимость домашних заданий, но большинство подчеркивает большое значение домашней работы для формирования навыка самостоятельной умственного труда, чувство ответственности за порученное дело. Существуют различные виды домашних заданий: а) работа с текстом учебника; б) выполнение различных упражнений и решения задач; в) выполнение письменных и графических работ. В практике опытных учителей встречаются и такие виды домашних заданий: а) прочитать статью в научно-популярной книге или журнале; б) просмотр видеофильма; в) проконсультироваться у того или иного лица о каком-то событии, факт; г) наблюдать естественное или бытовое явление; г) провести несложный опыт. Домашняя работа выполняется учащимися успешно, если сформирован познавательный интерес, соблюдены принципы доступности, посильности, оптимальности, а также если своевременно сообщено объем домашнего задания, учитель систематически его проверяет, дома есть условия для его выполнения. Учеников нужно научить выполнять домашнее задание: быть внимательными и наблюдательными; уметь запоминать; пользоваться мыслительными операциями; ценить и распределять время; фиксировать прочитанное, увиденное, прослушанном; писать тезисы, конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Готовить учащихся к выполнению домашних заданий нужно на уроке при полной их виду, координируя их с домашними заданиями, которые дали ученикам другие учителя, давать полную информацию, что и как делать. С целью развития у учащихся учебных возможностей, предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе проводятся индивидуальные и групповые консультации и дополнительные занятия. Семинарские занятия - одна из распространенных форм организации повторения и контроля по изученному материалу. Они проводятся при изучении физики, химии, истории, биологии, математике и другим предметам. Учитель выбирает тему, составляет план и программу семинара, подбирает литературу, рекомендует, у кого можно ироконсультуватися по проблеме, привлекает всех учеников, распределяет задания, проводит консультации. Темы сообщений, рефератов и докладов формулируются в проблемной форме. Начинается семинар вступительным словом учителя, в котором говорится о выдвинутых проблемы для обсуждения, их актуальность. Семинар будет эффективным только при условии активности, хорошей подготовки учащихся. Иногда на семинарах выступают оппоненты. Нужно побуждать учащихся к дискуссии, а не обходить острых, злободневных вопросов. В конце подводятся итоги, осуществляется связь с задачами обучения. Практикумы - это лабораторные и практические занятия в лабораториях, мастерских, учебных кабинетах, на опытных участках, в учебно-производственных комбинатах, бригадах. Во время практикумов учащиеся проявляют больше самостоятельности, творчества, задача дается всем одинаковое или для групп учащихся. Каждый ученик выполняет все работы. Учитель добивается самостоятельности учащихся при выполнении задач, для этого он составляет планы, инструкции, указания. Структура практикума: сообщение темы, цели и задачи; актуализация опорных знаний, навыков, умений учащихся; мотивировки учебной деятельности учащихся; ознакомление учащихся с инструкцией; подбор необходимого оборудования и материалов для выполнения работы под руководством учителя; составление отчета; обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов. Факультативные занятия проводятся на добровольной основе, по выбору учащихся, это мостик между учебным предметом и наукой. Существуют факультативы: по углубленному изучению учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин с получением специальности; межпредметные факультативы. Факультативы делятся на теоретические, практические и комбинированные зависимости от дидактической цели. Факультативные занятия проводятся по специальным программам, в связи с уроками, сочетаются лекции и практические занятия; ученики много работают самостоятельно с дополнительной литературой. В соответствии с типом факультатива формируются группы учащихся, подбираются формы и методы работы, формы проведения факультативных занятий - уроки, семинары, экскурсии, дискуссии и т. Учебные экскурсии. Слово экскурсия латинского происхождения, оно означает "вылазку", посещение какого места или объекта с целью его изучения. Экскурсия - это такая форма обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту размещения объектов, которые изучаются (природы, заводов, исторических памятников), и непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии выполняют ряд важных функций: реализует принцип наглядности, преподносят научность обучения, связь с жизнью, способствуют политехническом обучению, способствуют профориентации учащихся на рабочие и другие профессии. В учебных программах для каждого предмета дается обязательный перечень экскурсий и их содержание. Типы экскурсий: программные и внепрограммные; тематические и комбинированные; вступительные, текущие, заключительные; ботанические, зоологические, химические, физические, производственные. Методика проведения экскурсии включает в себя подготовку экскурсии, выход (выезд) учащихся на объекты, обработку (описание) материалов экскурсии, подведение итогов. Требования к проведению экскурсии: наличие в школе системы экскурсионной работы и подготовка учителя к ней; четкое определение образовательной и воспитательной цели, содержания экскурсии правильный выбор экскурсионных объектов; рациональное сочетание слова и наглядности; мотивация познавательной деятельности учащихся; организационная четкость проведения экскурсии соблюдение правил техники безопасности и правил поведения во время экскурсии. Предметные кружки и научные общества организуются в школе для учеников, которые стремятся к расширению и углублению своих знаний, к техническому творчеству, к исследовательской работе. Кружки создаются на добровольных началах из учеников V-V и, VII-VIII классов. Руководство кружками осуществляют учителя, родители учеников, специально приглашенные люди. Содержание кружковой работы включает в себя: углубленное изучение вопросов программы; знакомство с жизнью и творчеством выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры, с новейшими достижениями науки и техники; подготовку вечеров, организацию технического моделирования и исследовательской работы; встречи с учеными и тому подобное. В последние годы получили распространение научные общества школьников, Малые академии. Они объединяют, координируют работу кружков, организуют встречи с деятелями науки и техники. С физической культуры и спорта организуются различные спортивные секции. В ходе работы различных кружков педагог должен предусмотреть и воспитательные вопросы: нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание; высокую организованность и дисциплину во время занятий; привлечение как можно больше учащихся к работе в кружках; активность и самостоятельность учащихся во время занятий. Олимпиады, конкурсы, выставки ученических работ стимулируют учебно-познавательную деятельность учащихся, развивают творческие способности и желание посоревноваться в изучении школьных предметов, в техническом моделировании. Консультации, зачеты, экзамены - это тоже внеурочные формы обучения, кроме того, они еще выполняют контролирующие функции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|