Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции процесса обучения и их реализация в деятельности учителя.




Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности, общего развития

Исходя из цели и задач современной школы, процесс обучения призван обеспечивать три функции - образовательную, воспитательную, развивающую.

Современная дидактика предостерегает, что задачами учебного процесса не только формирование знаний, умений и навыков Обучение должно комплексное воздействие на личность, несмотря на то, что Образовать тельная функция наиболее ш специфическая для данного процесса Отметим также, что границы между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле является весьма относительные и некоторые аспекты их взаимно переплетаются Например, ид образованием часто понимают не только усвоенные теоретические знания, специальные навыки, но и обще-Учебные умения и навыки Сама образование предполагает формирование не только знаний и умений, но и определенных качеств, свитогл крышку, идейносты, нравственности личности и др Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функции полезно в практической деятельности учителя, особенно при пла нировании задач обученияня.

Образовательная функция предусматривает, в первую очередь, усвоение научных знаний, формирование специальных и общеобразовательных учебных умений и навыков

Научные знания предусматривают факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира в соответствие с образовательной функцией они Должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта Пусть во йповниша реализация Этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность Это требует такой организации процесса обучения, Чтобы из содержания учебного пр едмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадалы элементы, Которые важны для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, Чтобы в общей сист еме знаний не в творювалося пустот Знания Должны быть надлежаще образом упорядочены, приобретая все большую стройность и логической упорядоченности, Чтобы новые знания вытекалы из ранее усвоенных и п рокладывалы путь к насту пних знаниянан.

конкретным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а а также сформированности н важнейших как специальных, так и обще-учебных умений и навич.

Специальные умения и навыки - это специфические для определенного учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки Например, по физике и химии - это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций й осуществление исследовательских работ по географии - работа с картой, географические измерения, ориентирование с помощью компаса достойной приборов По математике - решение задач, работа с вычислителя ьнымы машинами РАЗЛИчНЫХ типов, с логарифмической линейкой, с моделями и др С ботаники и биологии - работа с гербариямы, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопампами.

Кроме специальных умений и навыков в процессе обучения учащиеся овладевают обще-учебным умениями и навыками, Которые Имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгами, справочники, чтения и письма, Библиографический аппаратом, рациональной организации домашнего труда, соблюдения режи има дн ния то.

Воспитательная функция Процесс обучения наряду с образовательной реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения, спо особый соответствующего поведения и дея сти в обществе, систему идеалов, отношений, потребностей, физической культуре, то совокупность качеств личности Воспитательная функция органически вытекает из са моего содержания и методов обучения, но, вместе с тем, в она реализуется и благодаря специальной организации общения учителя с учениками Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядах в, убеждений, отношений, качеств личности Формирование особист ости вообще невозможно без усвоения системы нравственных достойной понятий, норм и требованиямимоог.

Между образованием и воспитанием Существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию Процесс воспитания при правильной организации немедленно обнаруживает Благодатное влияние на обучение, пос скольку воспитание дисциплины ованосты, организованности, общественной активности достойной качеств создает предпосылки для более активного и успешного обучения Собственно, без должной воспитанности уч ащихся эффективный процесс обучения невозможно ии.

При организации учебного процесса, отборе содержания, форм и методов обучения реализация воспитательной функции требует правильного понимания задач воспитания на том или ином этапе развития общества Весь жливим аспектом реализации воспитательной функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, определяет ее успешность.

Развивающая функция Как и воспитательная функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса Правильно организованное обучение всегда развивает, однако развивающая функций кция реализуется ся более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности Такая специальная направленность обучения получила названиеуquot; развивающее обучение \\ \"

В контексте традиционных подходов к организации обучения реализация развивающей функции, как правило, предполагали развитие речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов лучше други их выражают ае общее развитие ученика Однако, это сужает развивающую функцию Такое понимание направленности обучения НЕ учитывает тот факт, что и речь, и связанное с ним мышления эффективнее развивают ся при е дповидному развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие л ичносты как целостно и психической системы.

Начиная с 60-х pp XX в в педагогике разрабатывались различные подходы к построению развивающего обучения ЛЗанков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение пит т Томо веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися процесса обученияанн.

АМатюшкин, ММахмутов и другие разработавшего основы проблемного обучения ИЛернер, МСкаткин предложили систему развивающих методов обучения; ВДавидов и ДЕльконин разработавшим концепцию содержательного обо общения ния в обучении; ИГальперин, НТализина и другие обосновалы теорию поэтапно формирования умственных действий Ведущей идеей научных поисков и педагогической практики развивающего обучения представляет тся мысль о необх Днеста существенного расширения сферы его влияния Полноценный интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализации образовательной и воспитательной функции в их системе и единстваи и единства.

Все три функции обучения находятся в сложных взаимосвязей: одна предшествует другой, является ее причиной, вторая является ее следствием, но одновременно и условием АКТИВИЗАЦИИ первопричины Вот почем м взаимосвязь ЭТИХ функц этому необходимо рассматривать с учетом диалектический характера их единстве.

Основные функции реализуются на практике, во-первых, системой уроков, Которые предусматривают задачи образования, воспитания и развития учащихся, во-вторых, содержанием деятельности учителя и учащихся ся, обеспечивающий ре еализацию всех трех видов задач, в-третьих, разнообразием методов, форм и средств обучения; в В-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля обучения и при анализе его результатов, причем одновременно в оценивается качество реализации всех функций, а не одной из них Совокупность ЭТИХ требований при построении процесса обучения поднимает его на качественно новый уровень, при ко тором комплексно реализуются задачи, стоящих перед школой.

 


 

Русский язык как учебный предмет в начальных классах. Воспитательное и образовательное значение русского языка как учебного предмета, его место в системе начального обучения. Задачи и содержание начального обучения русскому языку.

Учебный предмет в школе, как известно, - это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета "Русский язык" менялся в зависимости от общих ее целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла.

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

В современной школе русский язык изучается с I по IX класс. В X-XI классах в течение многих лет он преподавался факультативно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести предмет "русский язык" в учебный план). В настоящее время во многих регионах России предусмотрена обязательность уроков русского языка в старших классах.

Цели обучения - одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план. Эта категория исторически изменчива. В разные периоды развития отечественной школы ставились разные цели обучения русскому языку - узкие или широкие. Был период, когда русский язык вообще не изучался (1923-1927), но цели работы по языку формулировались.

Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка. Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. (Впервые эту задачу поставил Ф.И.Буслаев в 1844 г.) Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).

В соответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским языком) современный школьный курс русского языка имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает знания о языке и речи (познавательная сторона предмета) и формирует различные языковые и речевые умения (практическая сторона предмета).

Познавательные цели

Выделяются три основные познавательные цели обучения русскому языку:

· - формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

· - вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

· - эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Каждый из структурных элементов лингвистического мировоззрения имеет особенности в содержании и требует применения специфических приемов работы. Остановимся на методике их изучения.

Роль языка в жизни общества. С языком как средством общения необходимо знакомить учащихся в самом начале систематического курса. Знание данной функции языка повышает интерес детей к русскому языку как учебному предмету, желание хорошо овладеть им, чтобы лучше пользоваться русским языком как средством общения.

Представление о роли языка в жизни людей сложится у школьников при знакомстве со следующими сведениями: язык - важнейшее средство общения людей, средство передачи мысли, переработки и хранения информации; язык слов имеется только у человека; языком человек овладевает с детства, общаясь с другими людьми; язык объединяет разные поколения и разные социальные группы. Часть этих сведений сообщается учащимся на первых уроках во всех классах в начале учебного года, затем попутно они воспроизводятся при изучении грамматического материала. В результате такой организации работы идея о коммуникативной роли языка постоянно находится в поле зрения как учителя, так и учащихся. В IX классе на специальных уроках по теме "Общие сведения о языке" полученные знания систематизируются и в той или иной степени пополняются. Для закрепления полученных знаний используются упражнения следующих видов: 1) анализ высказываний о роли языка в жизни общества выдающихся ученых и писателей; 2) подбор доказательств, определяющих преимущества языка перед другими средствами общения; 3) определение основной мысли текста на тему о языке; 4) подбор пословиц о языке; 5) написание сочинений-рассуждений о языке.

Язык - развивающееся явление. Идея развития языка должна пронизывать весь учебный процесс: содержание нашего предмета дает для этого богатый материал во всех его частях. Способствует также этому изучение на уроках литературы художественных произведений разных эпох.

Отдельные сведения о развитии языка включены в тему "Лексика": устаревшие и новые слова, заимствованные слова - и в тему "Общие сведения о языке", которая изучается на заключительном этапе. Идея развития русского языка проходит через тексты многих упражнений. В совокупности за все годы изучения русского языка учащиеся получат следующие сведения о языке как развивающемся явлении: со временем язык постепенно изменяется, сохраняя свою основу; изменяются все стороны языка, но более заметны разным поколениям изменения в лексике; причины изменений в языке; развитие русского языка в настоящее время.

Программный материал каждого класса позволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших в языке в прошлом. Так, при изучении фонетики и графики в связи с буквами ъ и ь полезно сообщить, что некогда они обозначали гласные звуки неполного образования, которые в одних положениях совпали с гласными полного образования (сънъ - сон, дьнь -день), а в других - перестали употребляться (в конце слова: сънъ -сна, дънь - дня, так появились беглые гласные о и ë).

Изучая морфологию, полезно объяснить утрату или появление тех или иных морфологических категорий, например изменение по родам глаголов в прошедшем времени и т.д. При изучении темы "Общие сведения о языке" вспоминаются и систематизируются факты, свидетельствующие об историческом развитии языка, а основное внимание уделяется причинам изменений в языке и сохранению основы языка, прослеживаемой с древних времен. Для закрепления полученных знаний о развитии языка используются упражнения следующих видов: 1) сравнение древних и современных текстов; 2) анализ научно-популярных текстов по истории языковых явлений; 3) работа с этимологическим словарем и словарем иностранных слов.

Язык - система взаимосвязанных единиц. В языке все взаимосвязано и взаимообусловлено, и эту идею учащиеся должны усвоить в процессе изучения русского языка. Системность языка -сложное явление, нерассматриваемое в школе в полном объеме. Для осознания учащимися системности языка, взаимосвязи его единиц достаточно познакомить школьников со следующими сведениями: язык состоит из единиц, на которые он членится; единицы языка служат строевыми элементами для единиц высшего порядка (звуки - для морфем и слов, слова - для словосочетаний и предложений, предложения - для текста); от специфики единиц низшего уровня нередко зависит функционирование единиц высшего уровня; единицы языка имеют свои правила сочетаемости в единицах высшего уровня.

При систематизации знаний о связях языковых единиц в процессе изучения темы "Общие сведения о языке" учащиеся выполняют упражнения следующих видов: 1) составление таблиц, отражающих связи единиц языка и их функций, разделов науки о языке и единиц языка, изучаемых в этих разделах; 2) установление зависимости словообразования, формообразования и сочетаемости слов от лексического значения слова; 3) нахождение и исправление в детских работах ошибок, нарушающих нормы.

Место русского языка среди других языков мира и его функции. Знания об этом имеют огромное значение не только для формирования лингвистического мировоззрения, но и для воспитания у учащихся, во-первых, уважения к другим языкам и народам - носителям этих языков; во-вторых, представления о равенстве всех языков при известном различии в уровне развития.

Закрепляются полученные знания при выполнении упражнений следующих видов: 1) анализ высказываний писателей, ученых, общественных деятелей о роли русского языка в жизни общества; 2) анализ высказываний зарубежных писателей, ученых, общественных деятелей о международной роли русского языка; 3) связные высказывания учащихся о функциях русского языка.

Национальный язык и его части. В русском языке, как и в любом развитóм национальном языке, вычленяются три основные разновидности (или части): диалекты, городское просторечие и литературный язык. Литературный язык как высшая форма национального языка изучается в школе, ему обучаются школьники. О месте литературного языка среди других частей национального языка учащиеся должны знать, чтобы сознательно овладевать его нормами и правилами пользования.

Русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, т.е. совокупности знаний об основном средстве общения - языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики,

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка

Эстетическое воспитание на уроках русского языка - это формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное в них наш предмет передает в дидактическом материале - в текстах использованных отрывков и художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии учащихся на уроках русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому что прекрасное объективно заложено в самой природе языка, выполняющего как коммуникативную, так и эмо-тивную функции.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

· - познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

· - развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

· - воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

· - развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.

Ознакомление учащихся с прекрасным в языке и речи. Прекрасное познается не только чувствами, но и разумом. Еще И.И.Срезневский писал, что необходимо "заботиться прежде всего и более всего о том, чтобы дитя усвоило выразительность родного языка" (4, с. 107). В процессе изучения языковых единиц необходимо специально показывать те их свойства, которые вызывают чувство прекрасного; в фонетике - звучность и мелодичность звуковой системы русского языка (в ней на сто звуков любого отрезка текста приходится восемьдесят с голосом - гласных и звонких согласных); в лексике - неисчерпаемый запас слов, богатство и разнообразие синонимов, антонимов, слов с экспрессивным и переносным значением, громадный массив фразеологизмов; в словообразовании -богатство словообразовательных средств; в морфологии - богатство форм словоизменения, обладающих разнообразными грамматическими значениями; в синтаксисе - разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли (богатство синтаксических синонимов). При изучении стилей необходимо показывать выразительные и изобразительные возможности языковых средств, уместность их употребления, красоту речи без языковых ошибок и недочетов.

Развитие языкового эстетического чувства. Эстетика языка складывается из следующих элементов: осознания богатства языка, эстетического отношения к языку и речи, чувства нормы и антинормы, выразительности, уместности употребления. Каждый из перечисленных элементов эстетического чувства языка развивается у детей с помощью специальных упражнений.

Развитие у учащихся потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи. Эстетическое чувство действенно. Оно стимулирует стремление человека к самосовершенствованию, а развитое языковое эстетическое чувство вызывает у детей потребность совершенствовать свою собственную речь. Ученик должен задуматься над средствами выражения мысли, уметь отобрать их с учетом эстетического восприятия речи слушателями (читателями). Это будет высшим показателем усвоения языка, потому что, как пишет Р.А.Будагов, "там же, где есть обдумывание, там есть и эстетика языка, хотя в самых элементарных своих проявлениях" (Эстетика языка // Русская речь. - 1975. - № 4. - С. 85).

Потребность в эстетическом совершенствовании своей речи у учащихся создается всем ходом работы по русскому языку. Этому способствуют беседы учителя о важности овладения богатствами языка, об уместности их использования, чтение и анализ высказываний писателей о своем труде.

Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, мы тем самым создаем теоретическую базу для понимания эстетики языка изучаемых на уроках литературы художественных произведений.

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность -важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе. Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников, во-первых, предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания; во-вторых, правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; в-третьих, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Вооружение учащихся нормами литературного языка. Современный национальный русский язык в устной форме существует в трех разновидностях: в виде литературного языка, диалектного языка и городского просторечия. Не все учащиеся, приходя в школу, владеют русским литературным языком. Их "материнским" языком является либо тот или иной диалект, либо городское просторечие. Те учащиеся, которые с детства пользуются литературным языком, владеют только его разговорной разновидностью. Ни один из школьников не владеет разновидностями письменной формы литературного языка. Следовательно, всем учащимся фактически приходится овладевать нормами литературного языка: фонетическими, лексическими, грамматическими (морфологическими и синтаксическими) и стилистическими. Вооружение нормами литературного языка - важнейшая задача современной школы.

Развитие связной речи учащихся. Речь реализуется в виде диалога (диалогическая речь) и в виде монолога (монологическая речь). И диалогическая, и монологическая речь существуют во взаимосвязи, к школьным годам у детей активнее формируется диалогическая речь, в меньшей степени достигает развития монологическая речь. Объясняется это тем, что дети владеют только разговорной разновидностью языка. С другими разновидностями им предстоит еще познакомиться. Общение с помощью монологов - важнейшая форма общения, ей необходимо учиться. Вся школьная жизнь должна быть направлена на обучение детей монологической речи, т.е. умению создавать тексты разных стилей.

 

 


 

35. Характеристика процесса самовоспитания и самообразования: сущность, содержание и формы.

В педагогической науке уже в 90-х гг. XX в. разрабатывались личностно ориентированные технологии подготовки студентов к работе в школе и других образовательных учреждениях. Студенты свободно могут выбрать модель своего профессионального облика и реализовать его посредством различных авторских программ.

Лишенный школьной опеки, в профессиональном учебном заведении студент сталкивается с непривычными для него формами работы – самообразованием и самовоспитанием.

Самообразование – основа роста преподавателя как специалиста. Как показал анализ литературы, проведенный Ю.П. Фатневой, самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу.

Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Воспитание и самовоспитание - две стороны единого процесса формирования личности.

Исследования, проведенные отечественными психологами и педагогами А.А. Арет, А.Г. Ковалевым, А.И. Кочетовым, Л.И. Рувинским и другими, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании.

Л.Н. Толстой определил следующие задачи самовоспитания: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов - объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития].

Формирование личностных качеств не может происходить без стремления самой личности к учению, без проявления ею учебно-познавательной активности. Благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой человек развивает у себя лучшие личностные качества. Известный французский философ Ж.П. Сартр утверждал, что человек есть только то, что он сам из себя делает, подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности. Теоретические и методические основы самовоспитания разрабатывались в психологии и педагогике учеными А.Г. Ковалевым, Д.М. Гришиным, А.И. Кочетовым, Л.И. Рувинским и другими.

Работа над собой – это самовоспитание, начинающееся с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка человеком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями - как объективными, так и субъективными.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но и цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных