ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках математикиВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
50. Понятие «содержание образования»; виды образования. Документы, определяющие содержание образования. Под понятием содержание образования подразумевают систему знаний, умений, навыков, отношений и творческой деятельности, которыми овладевает ученик в ходе процесса обучения. Стержневой социальной функцией обучения является развитие личности, отвечающей потребностям общества. Обучение строится на базе отношений, выработанных человечеством в ходе исторического развития. Каждый из школьных предметов имеет образовательную установку. Более того, каждый предмет важен для повышения общего уровня развития ученика. В современной образовательной системе каждый школьник имеет право выбрать предметы для обучения. Такие курсы называются элективными, т. е. курсами по выбору. Система рассчитана на то, чтобы ученик мог заниматься профильными для себя предметами и не тратить время на изучение «ненужных» предметов. Содержание образования основано на общественном опыте человечества, который включает в себя опыт физического, эстетического, трудового, научного и нравственного развития общества и удовлетворяет потребностям общества. Потребности социума являются определяющим фактором при характеристике содержания образования. Знания, умения и навыки (ЗУН) – это система практических, нравственных и мировоззренческих идей, накопленных поколениями и специально отобранных в соответствии с целями развития общества. 1. Знание – это понимание, способность анализировать, воспроизвести и применить на практике определенные элементы общественного опыта, выраженные в понятиях, категориях, законах, фактах, теориях. 2. Умение – способность применить на практике полученные в процессе обучения знания. 3. Навык – составной компонент умения, доведенный до совершенства. 4. Отношение – способность к оценке и эмоциональному восприятию опыта поколений. 5. Творческая деятельность – высшая форма человеческой активности и самовыражения. Возможно выделить несколько законов, в соответствии с которыми должно строиться содержание образования. 1. На любой стадии обучения оно должно следовать одной цели – формирование всесторонне, гармонично развитой, конкурентоспособной личности. Для достижения этой задачи важно обеспечить умственное развитие, эстетическое, нравственное, физическое воспитание, трудовую подготовку. 2. Важнейшим критерием построения содержания образования является научная база обучения. Обучение должно включать в себя строго научные утверждения, соответствующие современному состоянию науки. 3. Содержание учебного материала по предмету не должно противоречить положениям официальной науки, должно строиться в соответствии с логикой официальной науки. Учебный материал необходимо связывать с другими учебными предметами. 4. Теоретические знания не должны быть получены в отрыве от практических занятий. Связь теории и практики – необходимое условие нормального обучения. 5. Содержание образования должно строиться в соответствии с возрастными и психологическими особенностями ребенка. 6. Содержание образования должно нести в себе профориентационную направленность, содержать элементы технического и трудового обучения. Содержание современного образования направлено на всестороннее развитие ученика в соответствии с его интересами и потребностями и новейшими достижениями современной науки и техники. Это позволяет формировать конкурентоспособную личность на базе школы. Содержание образования отражено в учебных программах, учебных планах, учебно-методических комплектах и учебных пособиях. Документами, определяющими (регламентирующими) содержание образования являются: – государственные образовательные стандарты (ГОСТы) – учебный план – учебная программа – учебники и учебные пособия Содержание образования основывается на ГОСТе общего среднего образования, который отражает общественный заказ (идеал образования) вместе с реальными возможностями системы образования. ГОСТ – документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; в стандартах закрепляются цели, задачи и содержания образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство. ГОСТ определяет: 1) минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников (что они должны знать, уметь и т.д. ЗУН). На основе ГОСТов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов. Учебный план – это нормативный документ, утвержденный Министерством образования РБ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность их изучения и общий объём отводимого на это времени. Выделяют следующие виды учебных планов – базисный – типовой (носит рекомендательный характер) – учебный план средней школы, который определяет содержание: а) начального образования (1-4 классы) б) основного (базового образования) (5-9 классы) в) среднего (полного) образования (10-11 классы). В учебных планах РБ выделяют образовательные компоненты: 1) базовый (республиканский) 2) дифференцированный (национально-региональный) 3) школьный (учебные предметы, кроме базовых, изучение которых определяется решением педагогического совета школы с учётом пожеланий учеников и их родителей). На базе учебных планов создаются учебные программы по каждому предмету и для каждого класса. Учебная программа – учебный документ, утвержденный МО РБ, в котором указывается конкретное содержание образования по каждому учебному предмету и объём времени, выделяемый как на изучение предметов в целом, так и на каждый его раздел и тему. Виды учебных программ: – типовые учебные программы (определяющие базовые ЗУН, систему мировоззренческих идей и общие рекомендации методического характера) – рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении. – авторские учебные программы, которые разрабатывают и реализуют высококвалифицированные творчески работающие педагоги. Существует 2 способа построения учебных программ: 1) линейный – логическое построение материала, в непрерывной последовательности, без возвращения к этому материалу на последующих ступенях обучения; 2) концентрический – повторение учебного материала на следующей ступени в усложненном варианте (??изучение каких предметов строится по лин. и по конц.?) Учебники и учебные пособия (сборники задач, решебники, хрестоматии) выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету. Они представляют собой информационную модель обучения (сценарий учебного процесса).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|