Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема возникновения и определения науки




 

Цель изучения темы: Поставить проблему возникновения науки, проследить процесс её становления, очертить её современный образ.

Основные вопросы темы: Взаимосвязь проблем возникновения и определения науки. Основные версии ответа на вопрос о возникновении науки. Основные вехи становления современной науки. Образ науки: знание, деятельность, социальный институт.

 

Проблема возникновения науки предполагает ответ на вопрос, что такое наука, требует определения науки. С другой стороны, ответ на вопрос, что такое наука, сразу же сталкивается со многими трудностями. Во-первых, наук существует множество – сотни, если не тысячи. Среди них науки самые разные – фундаментальные и прикладные, общественные, естественные, гуманитарные, технические (в зависимости от способа их классификации). Во-вторых, к науке относят те знания, которые существовали в античности, и те, которые принадлежат нашему времени (например, евклидова геометрия и теория относительности). Можно ли охватить в определении (а оно должно быть достаточно лаконично) весь массив знаний, которые обычно называют словом «наука»? Интуитивно понятно, что такое наука, где её граница (оставляем пока в стороне такие феномены, как псевдонаука, лженаука, паранаука и т.п.). Ни у кого нет сомнения, что современная физика или современная лингвистика имеют научный статус. Но если быть строгим в своих рассуждениях, то возникает, казалось бы, порочный круг: с одной стороны, чтобы определить науку, надо ограничить её от того, что ею не является, что ей предшествовало; с другой стороны, чтобы ответить на вопрос, когда возникает наука, надо знать, в чем её сущность.

Есть несколько версий ответа на вопрос о времени возникновения науки.

Первая версия исходит из того, что научное знание есть частный случай знания вообще, знания как такового. Поэтому время возникновения науки следует отнести к эпохе первобытного человека, времени появлению первых знаний человека о мире.

Вторая версия относит время возникновения науки к египетской цивилизации, располагавшей знаниями в области математики, астрономии, химии, медицины, географии и т.д. Эти знания выражались в письменной форме. В то же время они не выходили за пределы потребностей, связанных с повседневной жизнью. Практика выделяла из мира вещи, свойства и отношения, значимые для жизни человека. Они фиксировались в познании в форме идеальных объектов, замещающих объекты реального мира. Идеальные объекты и отношения между ними были «привязаны» к практике, не выходили за её пределы. В то же время могли быть отнесены не к одной, а к различным формам практической деятельности того времени. Деспотическая форма правления, особый статус касты жрецов, носителей знания, делал знания сакральными. Они держались в тайне от непосвященных, передавались узкому кругу лиц.

Третья версия относит время возникновения науки к античной эпохе. В ней сформулировались первые образцы научного знания. Имела место рационализация мышления. Сложился идеал обоснованного и доказательного знания в отличие от рецептурного характера знания в восточных цивилизациях. И. Канту принадлежат слова о том, что свет открылся тому, кто впервые доказал теорему о равнобедренном треугольнике. Имеется в виду не факт включения в математическое знание нового научного результата, а факт доказательства этого положения. Тем самым в математике стала утверждаться (и утвердилась) идея доказательства, входящих в неё результатов, обоснования её содержания. Идея для нашего времени очевидна (с поправкой на то, что способы обоснования могут быть различными – не только логика), а для античной эпохи – революционная. Идея обоснования знания, а значит, идея критического отношения к знанию рождающемуся, существующему стала одной из важнейших черт науки. Именно поэтому античную эпоху часто называют временем рождения науки.

Четвертая версия датирует рождение науки эпохой Нового времени. При этом точкой отсчета выступает система Н. Коперника, а вершиной – научная картина мира, основанная на законах классической механики и законе всемирного тяготения И. Ньютона. Античная цивилизация дала человечеству первый образец специально-научной теории – евклидову геометрию. Однако она не смогла (в силу социальных и культурных реалий того времени) развить теоретическое естествознание и его практические применения. Естествознание в современном смысле этого слова родилось в Европе, благодаря применению в исследованиях природы экспериментального метода. В реальной науке той эпохи многие ученые понимали недостаточность простого наблюдения природных явлений и осуществляли процедуру вмешательства в ход природных процессов с целью постижения их сущности. Эксперимент утвердился в науке как полноправный, если не ведущий, метод познания. С другой стороны, математический метод вышел за рамки своих первоначальных пределов и утвердился как общенаучный (по крайней мере в познании природы) метод познания. Широко известны слова Галилея о том, что книга природы написана на языке математики. Значит надо знать этот язык и применять его для постижения мира. Эксперимент соединяется с математикой, определяя тем самым облик современной науки. А. Уайтхед: «XVI век увидел рождение современной науки. Современная наука рождена в Европе, но дом её – весь мир».

Итак, двумя принципиальными моментами в становлении науки, её современного облика следует считать, во-первых, идею обоснования знания (античность); во-вторых, экспериментальный метод исследования, результаты которого выражаются в математической форме (Новое время). Возникновение современной науки – это процесс, не имеющий локализации во времени (локализация в пространстве – Европа), а «растянутый» в нём.

Поэтому дать определение науки непросто – не только в силу многообразия наук, разнообразия их типов, но и потому, что эволюция понятия науки была весьма существенной. Различные определения науки, которые даются в словарях, справочниках, энциклопедиях, учебниках и другой подобной литературе отражают теоретические представления на этот счет. Приведем одно из них, типичное (из «Философского энциклопедического словаря»): «Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт». Здесь отражены четыре аспекта (грани, стороны) науки. Во-первых, наука – это знание (один из возможных видов знания, отвечающий ряду критериев). Во-вторых, наука – это деятельность, направленная на получение нового знания, в то же время предполагающая использование материальных средств, обеспечивающих достижение её целей. В-третьих, наука – это социальный институт (общественный организм), имеющий свои признаки, утверждение которого произошло в эпоху Нового времени. В-четвертых, в определении указывается на то, что наука становится (стала) производительной силой общества. Применительно к отдельным наукам, каждой из них – последнее представляется сомнительным. Не любая из наук находит применение в материальном производстве (не только актуально, но и потенциально). Четвертый признак науки не имеет статуса всеобщности, каким обладают первые три признака из приведенного определения. В современной литературе утверждается идея отказа от поиска универсального определения науки. Утверждается подход, который основан на понятии образа науки. Не определение науки, а её образ, который имеет три грани: знание, деятельность, социальный институт.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему необходимо дать ответ на вопрос о том, что такое наука?

2. Какие существуют версии ответа на вопрос о времени возникновения науки? Какая версия вам представляется наиболее убедительной?

3. Каковы грани современного образа науки?

4. Дайте характеристику каждой из граней образа науки.

 

 

Тема 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных