Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Авторское право: объект и субъекты




Подготовить сообщения по темам:

1. Понятие и признаки объектов авторского права. Охраняемые и неохраняемые элементы произведения. Объекты, не охраняемые авторским правом.

2. Виды произведений: по областям творчества, правовому режиму, степени самостоятельности творческого замысла автора, степени самостоятельности принятия решения о создании произведения и др.

3. Особенности правовой охраны музыкальных произведений. Аранжировки и оркестровки. Сэмплирование. Музыкальное произведение, включенное в сложный объект.

4. Авторы произведений. Презумпция авторства. Соавторство и его виды.

5. Наследники и иные правопреемники авторов. Особенности наследования авторских прав. Особенности осуществления авторских прав наследниками.

6. Организации, управляющие авторскими правами на коллективной основе: понятие, виды, правовая основа их деятельности, основные права и обязанности.

Решить предложенные задачи:

Задача 2.1. Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию "Расписание движения приго­родных поездов с вокзалов г. С.-Петербурга".

Составитель расписания движения поездов с Балтийского вок­зала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию "Расписание" объектом авторско­го права.

Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой изла­гаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошю­ра написана на основе действующего законодательства, а в разделе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права.

Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права?

 

Задача 2.2. Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принад­лежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, ука­зывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда авторов принадле­жит работодателю.

Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных про­изведений?

 

Задача 2.3. Композитор и поэт создали несколько свадебных и застольных песен, которые были исполнены в концертном зале. Издательство обратилось к авторам с предложением об издании этих песен.

С кем должен быть заключен договор, если издательство намерено одновременно издать ноты с текстом, а также ноты и текст по отдельности?

Какие виды соавторства знает закон?

 

Задача 2.4. На ряде предприятий С.-Петербурга выпускаются изделия с использованием произведений декоративно-прикладного искусства, созданных в одних случаях штатными, а в других — нештатными художниками.

Одни предприятия выплачивают вознаграждение только нештат­ным художникам, с которыми заключены договоры. Штатным ху­дожникам отказывают в выплате вознаграждения, ссылаясь на то, что они выполняли работу за полученную зарплату. Другие предпри­ятия отказывают в выплате вознаграждения и нештатным художни­кам, ссылаясь на то, что их произведения опубликованы, и они уже получили соответствующее вознаграждение. Художники, узнав о новом законодательстве об авторском праве, обратились к юристу за консуль­тацией, какими правами обладают художники по новому закону и как определяется размер вознаграждения за использование их про­изведений в изделиях промышленности.

Дайте соответствующую консультацию.

 

Задача 2.5. Издательство «Корона» по договору с закрытым ак­ционерным обществом «Центр эстетического воспитания» опуб­ликовало альбом, в котором использовало рисунки студентов ху­дожественных вузов, экспонировавшиеся на выставке их диплом­ных работ. От продажи альбома ЗАО получило прибыль. На прось­бу издательства заключить с авторами рисунков, включенных в альбом, авторские договоры на воспроизведение рисунков и вы­платить студентам гонорар «Центр эстетического воспитания» ответил отказом, мотивировав его тем, что рисунки не являются авторскими произведениями, а представляют собой лишь учеб­ные работы, выполненные в соответствии с учебными программа­ми. Все рисунки выполнялись под руководством преподавателей и поэтому не могут считаться объектами авторского права. Кроме того, по мнению ЗАО, закон допускает свободное использование произведений изобразительного искусства, постоянно расположен­ных в местах, открытых для свободного посещения, а именно та­ким местом являлась выставка дипломных работ студентов ву­зов.

Оцените сложившуюся ситуацию

 

Задача 2.6. С согласия Сазонова театр заключил с Козловым до­говор на создание трехактной инсценировки охраняемого автор­ским правом юмористического рассказа Сазонова «Новые русские». Заказчик выплатил Козлову аванс в размере 25% обусловленного договором авторского вознаграждения. Вознаграждение было ус­тановлено в договоре в размере 1,8% от суммы валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение ин­сценировки. В установленный срок Козлов представил театру инсценировку, состоящую из двух актов. Просьбу театра о представлении третьего акта Козлов оставил без ответа. В этой связи театр потребовал от Козлова возмещения причиненных убытков, включая упущенную выгоду. Возражая против иска, Козлов, со своей стороны, потребовал от театра выплаты всей суммы возна­граждения по минимальной ставке за публичное исполнение многоактной инсценировки

Каково должно быть решение суда?

 

Задача 2.7. Ученица пятого класса средней школы Маша Иванова сочинила стихотворение, которое было опубликовано в школьной стенгазете. Редактор периодического журнала, случайно увидев это стихотворение, заинтересовался им. Редактор обратился к директору школы, где училась Маша Иванова с предложением напечатать стихотворение Маши в своем журнале. Директор дал свое согласие, и стихотворение было напечатано в ближайшем выпуске журнала. При этом директор и редактор договорились, что Маша Иванова за опубликование ее стихотворения получит ценный приз – фотоаппарат.

Родители Маши Ивановой, узнав об этом, обратились за консультацией к юристу с вопросом: правомерны ли действия директора школы и редактора.

Какой ответ должен дать юрист? Ответ обоснуйте.

 

Задача 2.8.Российское издательство опубликовало перевод известного романа английской писательницы Р. Спустя год на книжном рынке появилась повесть писателя Е., персонажи и сюжет которой практически совпадали с персонажами и сюжетом романа английской писательницы. Кроме того, известное сходство явно просматривалось в названиях произведений и даже именах действующих лиц.

Между студентами юридического факультета возник спор о том, нарушены ли писателем Е. и издательством, выпустившим в свет его повесть, авторские права английской писательницы. Одна группа студентов доказывала, что простое заимствование сюжетной линии не образует нарушения авторского права, а персонажи художественного произведения и их имена вообще не охраняются авторским правом. Другая группа студентов усматривала в действиях писателя Е. завуалированный плагиат и желание нажиться на чужой популярности.

Каково ваше мнение по данному вопросу? Какие элементы произведения пользуются правовой охраной, и какие могут использоваться свободно любыми заинтересованными лицами?

 

Задача 2.9. По заказу телевидения Придворов и Гладкова сделали перевод ряда неохраняемых произведений иностранных авторов на русский язык. Между переводчиками и телевидением возникли разногласия по поводу выплаты вознаграждения и дальнейшего использования переводов. Телевидение полагает, что поскольку сделаны переводы неохраняемых произведений, постольку переводы тоже не являются охраняемыми. Кроме того, вообще сомнительно, что перевод может носить творческий характер. Поэтому телевидение готово рассчитаться переводчиками как за техническую работу, т.е. как за «подстрочный» перевод. Что же касается дальнейшего использования переводов, то они подлежат свободному использованию, и в крайнем случае на их использование может быть получена лицензия у РАО. Переводчики обратились за консультацией в РАО.

Какая должна быть дана консультация по возникшим вопросам? В чем выражается творческая работа переводчика? Отражается ли на охране перевода то обстоятельство, что он может быть сделан с охраняемого и неохраняемого произведения? При каких условиях РАО выдаст лицензии на использование произведений автора?

 

 

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ (действ. ред.)

2. Гражданское право. Часть 3. Учебник. Под общ. ред. Сергеева А. П. М., 2010 г.

3. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. 416 с.

4. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2009. 176 с.

5. Кашанин А.В. Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве // Законодательство и экономика. 2010. N 8. С. 39 - 50.

6. Мазур Е.А. Кинофильм и иные аудиовизуальные произведения как элементы сложного объекта авторских прав // Юридический мир. 2011. N 11. С. 49 - 51.

7. Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2008. 300 с.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных