Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Домашнее задание (занятие с родителями)




Проводятся все упражнения, кроме 6-го и 8-го.

Занятие 3

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде
взрослого ребенок делает глубокий вдох через нос, надувая живот,
как шарик, затем ребенок делает выдох через широко открытый рот,
втягивая живот.

2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачи­
вается в ту же сторону, что и глаза (глаза за предметом вправо — язык
вправо, глаза вверх — язык вверх и т.д.).

3. «Растяжки». И.п. — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в
коленях, одна рука лежит на диафрагме, другая на животе. По коман­
де взрослого на вдохе ребенок прогибает спину с опорой на плечи и
копчик, на выдохе возвращается в исходное положение, при этом
руки, надавливая на живот и диафрагму, помогают ему сделать это.

4. Ползание на животе. Ребенок должен поползать на животе:

 

1) только при помощи ног (руки лежат на спине);

2) только при помощи рук, отталкиваясь сразу обеими руками;

3) только при помощи рук, отталкиваясь каждой рукой попе­
ременно.


Часть III. Дидактические материалы

248 Часть III. Дидактические материалы

5. Ползание на спине. Ребенок должен поползать на спине с помо­
щью только ног (руки лежат на животе):

1) отталкиваясь одновременно обеими ногами;

2) отталкиваясь попеременно то левой, то правой ногой.

 

6. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы —
маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь напра­
во, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый па­
лец изображает «змейку»; если движение не получается, взрослый
помогает.

7. «Волшебный мешочек». Положите в непрозрачный мешочек
различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, каме­
шек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие
предметы лежат в мешочке. При этом ребенок должен ощупывать
предмет как двумя руками, так и каждой рукой по очереди. Перед



 


Рис. 33


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—б лет



началом игры следует показать ребенку предметы из мешочка и обсу­дить, что это за предметы.

Так же можно поиграть с вырезанными из картона геометричес­кими фигурами.

8. «Профессии». Обсудите с ребенком, какие он знает профессии (повар, портной, летчик, врач и т.д.), чем занимаются люди этих про­фессий, какими инструментами и предметами пользуются (рис. 33).

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.

Занятие 4

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде
взрослого, делая вдох через нос, ребенок поднимает правую руку так,
чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый
рот, ребенок опускает руку. Затем ребенок выполняет упражнение,
поднимая и опуская левую руку.

2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачи­
вается в другую от глаз сторону (глаза за предметом вправо — язык
влево, глаза вверх — язык вниз, глаза к кончику носа — язык высо­
вывается и т.д.).

3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки за
голову. По команде взрослого на вдохе ребенок прогибает спину с
опорой на плечи и копчик, на выдохе голова и руки приподнимаются
так, чтобы ребенок увидел свои колени, локти к голове не сводятся.

4. Ползание. Ребенок должен поползать на животе «по-пластунски»:

 

1) одновременно сгибаются правые рука и нога — ребенок от­
талкивается ими от пола, затем — левые рука и нога;

2) одновременно сгибаются правая рука и левая нога — ребенок
отталкивается ими, затем левая рука и правая нога.

5. «Сортировка». Смешайте небольшое количество фасоли и го­
роха или мелких и крупных бусинок и попросите ребенка положить


Часть III. Дидактические материалы

250 Часть III. Дидактические материалы


фасоль в одну тарелку, горох во вторую, важно, чтобы ребенок рабо­тал обеими руками.

6. «Угадай, что за звук». Предложите ребенку послушать, как
звучат любые предметы и материалы (погремите карандашами в ко­
робочке или стакане, пошуршите смятой бумагой, пощелкайте нож­
ницами, позвените ложечкой в стакане, пошуршите пакетом и т.д.).
Затем предложите ребенку с закрытыми глазами определить, какой
из предметов издает шум.

После того как ребенок хорошо научится определять источник звуков, усложните задание, предлагая ребенку для угадывания по­следовательность из двух или трех шумов.

7. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять мяч об пол, сначала
держа его двумя руками, затем попеременно правой и левой руками.


Рис. 34

Какие картинки подходят к каждому
из времен года? Соедини линиями.,


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет



 


8. «Времена года». Обсудите с ребенком, какие времена года он знает: как они называются, в каком порядке идут друг за другом, что происходит в природе во время каждого из времен года (рис. 34).

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го.

Занятие 5

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде
взрослого, делая вдох через нос, ребенок поднимает правую ногу так,
чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый
рот, ребенок опускает ногу. То же самое упражнение проделать с ле­
вой ногой.

2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, при этом ребенок перемещает предмет само­
стоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо),
затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ве­
дет предмет вверх, вниз и к носу); руки во время этого упражнения
прямые и не сгибаются в локтях. Затем это упражнение выполняется
согнутыми в локтях руками.

3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, правая
рука под головой, левая рука держит левое колено. По команде взрос­
лого на вдохе ребенок прогибает спину с опорой на плечи и копчик,
на выдохе локоть правой руки касается левого колена. Повторить это
упражнение, поменяв руки местами (левая рука под головой, правая
рука держит правое колено).

4. Ползание. Ребенок стоит на четвереньках (на руках и коленях).

 

1) Делает шаг сначала правой рукой и ногой, затем левой рукой
и ногой и т.д. Важно, чтобы ребенок одновременно переставлял руку
и ногу. После этого упражнение выполняется в обратном направле­
нии (ребенок пятится назад).

2) Ребенок делает шаг сначала правой рукой и левой ногой, за­
тем левой рукой и правой ногой. Потом это же упражнение он выпол­
няет в обратном направлении.

 

5. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять об пол мячом и,
прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши один раз.

6. «Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочками,
заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки,
фасоль, горох, бумажные шарики и т.д.). Если потрясти коробочки,


252 Часть III. Дидактические материалы

они создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набо­ра и трясет ее, ребенок прислушивается к шуму с закрытыми глазами. Затем ребенок берет по одной коробочке из своего набора и, потря­хивая, находит аналогично шумящую. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.

7. «Разрезные картинки». Дайте ребенку два одинаковых изобра­
жения, целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две
(по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в
виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок
складывает разрезанное изображение сначала по образцу, потом без
него. Количество фрагментов должно постепенно увеличиваться, а
элементы усложняться по конфигурации.

8. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая
его правой рукой, например «1-2-1», ребенок повторяет ритмический
рисунок той же рукой. Затем ритм задается взрослым левой рукой,
ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой рукой.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Сортировка».

«Сортировка». Смешайте небольшое количество мелких и круп­ных бусинок (или бусинки разных цветов) и попросите ребенка ра­зобрать бусинки: мелкие положить в одну тарелку, крупные — во вто­рую. Важно, чтобы ребенок работал обеими руками.

{

Занятие 6

1. Дыхательные упражнения. И. п. — лежа на спине. По команде
взрослого, делая вдох через широко открытый рот, ребенок подни­
мает правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делая
выдох через нос, ребенок опускает руку и ногу. То же самое проделать
с левой рукой и ногой.

2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 2 (язык высунут и спокойно лежит на нижней
губе), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, дер­
жа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой
рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет



вверх, вниз и к носу). Руки во время упражнения прямые и не сгиба­ются в локтях.

Затем то же самое ребенок проделывает согнутыми в локтях ру­ками.

3. «Растяжки». Лечь на спину, правая рука под головой, левая
лежит вдоль тела, ноги согнуты в коленях. По команде взрослого ре­
бенок на вдохе прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на вы­
дохе локоть правой руки касается правого колена. Затем он должен
повторить это упражнение, поменяв руки местами (левая рука под
головой, правая рука лежит вдоль тела).

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая:

 

1) Делает шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем ле­
вой рукой и левой ногой и т.д. Важно, чтобы ребенок одновременно
переставлял руку и ногу. Затем он выполняет это же упражнение, дви­
гаясь назад (пятясь).

2) Делает шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой
рукой и правой ногой. Затем ребенок выполняет это же упражнение,
двигаясь назад.

 

5. «Ладушки». Играют взрослый с ребенком: каждый делает хло­
пок в ладоши, затем хлопок двумя руками с партнером, снова хло­
пок в ладоши, затем хлопок в ладоши с партнером «левая—правая»,
еще раз хлопок в ладоши, затем хлопок с партнером «правая—левая»
и т.д.

6. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять об пол мячом и,
прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши два раза.

7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя рука­
ми, например, два удара правой рукой, три — левой рукой; ребенок
воспроизводит ритм двумя руками в том же порядке.

По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно услож­нять и удлинять, например, «1» — правой рукой, «3» — левой рукой, «2» — правой рукой и т.п.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками горизонтальные линии:

1) обе руки рисуют линии слева направо,

2) обе руки рисуют линии справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,


254 Часть III. Дидактические материалы

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно

рисует слева направо.. ь

Повторите упражнение, предложив ребенку нарисовать верти*1

кальные линии..<Р

i

0 Домашнее задание (занятие с родителями) >$.

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го. №

*&.

Занятие 7

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде
взрослого, делая вдох через нос, ребенок поднимает правую руку и
левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делая выдох через
широко открытый рот, ребенок опускает руку и ногу. То же самое
упражнение проделать с левой рукой и правой ногой.

2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 3 (язык поворачивается в ту же сторону, что и
глаза), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа
его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой
(ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх,
вниз и к носу). Руки остаются прямыми и не сгибаются в локтях.

Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

3. «Растяжки». «Звездочка»: ребенок лежит на спине в позе звез­
ды — слегка разведя руки и ноги. Взрослый берет одну руку ребенка и
немного растягивает ее (другая рука и ноги лежат расслабленно), за­
тем другую. То же — с ногами. Затем ребенок самостоятельно тянет
правую руку на вдохе, на выдохе — расслабляет, то же — с левой
ногой, затем левой рукой, затем правой ногой.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу (см. занятие 5), при этом он одновременно перемещает од­
ноименные руку и ногу (либо разные — как ему удобнее).

Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «шагающей» руки (перемещается правая рука — язык поворачивается вправо, пе­ремещается левая рука — язык поворачивается влево). Это же упраж­нение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Рот открыт, язык высунут и двигается в противоположную
от «шагающей» руки сторону (перемещается правая рука — язык по­
ворачивается влево, перемещается левая рука — язык поворачивается
вправо). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет



 


6. «Развитие чувства ритма». Психолог задает ритм, отстукивая
его правой ногой, например «1-2-1», ребенок повторяет ритмический
рисунок той же ногой. Затем ритм задается левой ногой, ребенок
воспроизводит ритмический рисунок левой ногой.

7. «Дорисуй предмет до целого». Предложите ребенку изображе­
ние с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутству­
ющие элементы и назвать их.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками круги:

 

1) обе руки рисуют круги слева направо,

2) обе руки рисуют круги справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука в это же время
рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го.

Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет

упражнение «Игры с мячом».

«Игры с мячом». Научите своего ребенка ударять об пол мячом

и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши один раз.


256 Часть III. Дидактические материалы

но, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет пред­мет вверх, вниз и к носу), руки во время выполнения этого упражне­ния прямые и не сгибаются в локтях.

Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты, руки вытянуты в
стороны, руки одновременно перекатываются по полу таким обра­
зом, чтобы правая рука оказалась вытянутой вверх, а левая рука лежа­
ла вдоль тела, голова наклоняется в сторону правой руки, колени — в
сторону левой руки.

Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука перека­тывается вверх, правая рука перекатывается вниз.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг
делает правая рука — глаза смотрят вправо, шаг делает левая рука —
глаза смотрят влево). Это же упражнение ребенок выполняет, двига­
ясь назад (пятясь).

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза поворачиваются в противоположную от «шагающей»
руки сторону (шаг делает правая рука — глаза смотрят влево, шаг де­
лает левая рука — глаза смотрят вправо). Это же упражнение ребенок
выполняет, двигаясь назад (пятясь).

6. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя нога­
ми, например, «2» — правой ногой, «3» — левой ногой, ребенок вос­
производит ритм двумя ногами, в том же порядке.

По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно услож­нять и удлинять, например, «1» — правой ногой, «3» — левой ногой, «2» — правой ногой и т.п.

7. «Развитие внимания». Предложите ребенку задание на развитие
внимания: если вы хлопаете в ладоши один раз — ребенок хлопает в
ладоши два раза, если вы хлопаете в ладоши два раза — ребенок хлопает
один раз; во время выполнения упражнения хлопните три раза — ребе­
нок должен понять, что на три хлопка делать ничего не надо.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками волны:

 

1) обе руки рисуют волны слева направо,

2) обе руки рисуют волны справа налево,


 


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—б лет____

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы дается упражнение «Игры с мячом».

«Игры с мячом». Научите своего ребенка ударять об пол мячом и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши два раза.

Занятие 9

1. Дыхательные упражнения. И.п. лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:

1) делает вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимает правую
ногу так, чтобы она «смотрела» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, опускает правую ногу.

Далее повторять пункты 2 и 3. Это же упражнение ребенок проде­лывает левой ногой.

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина
прямая.

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок дол­жен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. «Растяжки». Ребенок лежит на спине, ноги согнуты, руки
вытянуты перед собой лодочкой (они не на полу, а «смотрят» в пото­
лок). По команде взрослого ребенок кладет сложенные руки на пол
вправо (верхняя рука может скользить по другой руке), колени в про­
тивоположную сторону — влево. Это упражнение выполняется и на­
оборот: руки кладутся влево, ноги вправо.

9 — 4794



Рис. 35

258 Часть III. Дидактические материалы


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет______ 259

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — глаза и язык поворачиваются вправо, шаг
делает левая рука — глаза и язык поворачиваются влево). Это же уп­
ражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза и язык поворачиваются в противоположную от «шагаю­
щей» руки сторону (шаг делает правая рука — глаза и язык поворачива­
ются влево, шаг делает левая рука — глаза и язык поворачиваются впра­
во). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

6. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм руками и
ногами, например, «2» — левой рукой, «2» — правой ногой, «3» —
правой рукой; ребенок воспроизводит ритм в том же порядке.

7. «Развитие внимания». Предложите ребенку на специальном
бланке зачеркнуть все звездочки, затем все квадраты и т.д. В качестве
усложнения задания можно попросить ребенка поставить точки во все
квадраты и зачеркнуть все круги и т.д. (рис. 35).

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «заборчик»:

 

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями) Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.

Занятие 10

1. Дыхательные упражнения. И.п. лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:

1) делает вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимает правую
руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, опускает правую руку и ногу.
Далее повторять пункты 2 и 3.

То же самое проделать с левой рукой и ногой.



Часть III. Дидактические материалы


Рис. 36


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет



 


2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней
губе (см. занятие 2).

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к перено­сице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секун­ды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. «Растяжки»

1) Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На
счет «раз» ребенок сгибает правую ногу в колене, на счет «два» кла­
дет ногу на пол коленом наружу, на счет «три» возвращает ногу в
исходное положение. Затем упражнение выполняется с левой ногой.

2) Упражнение выполняется сразу двумя ногами.

 

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а язык
в противоположную сторону (шаг делает правая рука — глаза повора­
чиваются вправо, а язык влево; шаг делает левая рука — глаза пово­
рачиваются влево, а язык вправо). Затем это же упражнение ребенок
выполняет, двигаясь назад (пятясь).

5. «Обводилки». Попросите ребенка обвести и закрасить предме­
ты, нарисованные пунктиром (рис. 36).

6. «Найди отличия». Предложите ребенку две картинки, различа­
ющиеся лишь отдельными деталями. Попросите его внимательно по­
смотреть на картинки и сказать, чем они отличаются (рис. 37).

7. «Сутки». Обсудите с ребенком, какие существуют части суток
(утро, день, вечер, ночь), как они называются, что происходит и что
мы делаем в то или иное время суток. Подберите заранее соответст­
вующие иллюстрации.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «сложный заборчик»:

 

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево,


Рис. 37

262 Часть III. Дидактические материалы


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет______ 263

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го, 8-го. Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Развитие чувства ритма».

«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая его правой рукой, например, «1-2-1», ребенок повторяет ритмический рисунок той же рукой. Затем ритм задается взрослым левой рукой, ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой рукой.

Занятие 11

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:

1) делает вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимает правую
руку и левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, опускает правую руку и левую
ногу.

Далее повторять пункты 2 и 3.

То же упражнение проделать левой рукой и правой ногой.

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Рот ребенка открыт, язык высунут и двигается в ту же сторону,
что и глаза (см. занятие 3).

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задержи­вать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребе­нок должен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. «Растяжки»

I) Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На счет «раз» ребенок сгибает правую ногу в колене, на счет «два» кла-


264 Часть III. Дидактические материалы

дет ногу на пол коленом внутрь, на счет «три» возвращает ногу в ис­ходное положение. Затем упражнение выполняется левой ногой. 2) Упражнение выполняется двумя ногами одновременно.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону
«шагающей» руки (рука делает шаг вправо — язык поворачивается
вправо, рука делает шаг влево — язык поворачивается влево). Это же
упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Рот открыт, язык высунут и двигается в противопо­
ложную от «шагающей» руки сторону (рука делает шаг вправо — язык
поворачивается влево, рука делает шаг влево — язык поворачивается
вправо). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.

6. «Изучаем предлоги». Встаньте вместе с ребенком перед зерка­
лом и выполните с проговариванием следующие действия: «рука над
головой», «рука под носом», «рука за ухом», «рука перед глазами»,
«рука на груди», «рука между глазами» и т.д.

7. «Наложенные или зашумленные изображения». Ребенок должен
найти спрятанное на картинке изображение либо назвать все нарисо­
ванные предметы на картинке, где изображения накладываются друг
на друга (примеры приведены на рисунках 38—39).

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «петельки»:

 

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Развитие чувства ритма».

«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая его правой ногой, например, «1-2-1», ребенок повторяет ритмический рисунок той же ногой. Затем ритм задается взрослым левой ногой, ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой ногой.


Программа 1 Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 265



Рис. 38

Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?


266 Часть III. Дидактические материалы


Рис. 39

Найди в квадрате вишню и раскрась ее.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет



Занятие 12

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. Ребенок вы­
полняет четырехфазное дыхание: вдох — задержка дыхания — выдох —
задержка дыхания. Все четыре интервала равны по времени. Упражне­
ние выполняется на счет «три» взрослый отсчитывает продолжитель­
ность каждой фазы. Взрослый командует ребенку «Вдох!» и считает:
«Раз, два, три»; затем взрослый командует ребенку «Не дыши!» и счи­
тает: «Раз, два, три» и т.д.

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Рот ребенка открыт, язык высунут и двигается в противополож­
ную от глаз сторону (см. занятие 4).

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. «Растяжки». Лечь на спину, одна нога согнута в колене, дру­
гая вытянута, нога, согнутая в колене, упирается в пол пяткой, дру­
гая нога вытягивается и наоборот, при выполнении этого упражне­
ния не следует сильно выгибать спину.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза смотрят (поворачиваются) в сторону «шага­
ющей» руки (рука делает шаг вправо — глаза поворачиваются впра­
во, рука делает шаг влево — глаза поворачиваются влево). Это же уп­
ражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза поворачиваются в противоположную от «ша­
гающей» руки сторону (рука делает шаг вправо — глаза поворачива­
ются влево, рука делает шаг влево — глаза поворачиваются вправо).
Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.

6. «Изучаем предлоги». Возьмите стул и попросите ребенка пока­
зать вам следующие действия: «ребенок на стуле», «ребенок под сту­
лом», «ребенок перед стулом», «ребенок за стулом», «ребенок стоит
около стула», «ребенок ходит вокруг стула», «ребенок отходит от сту-


268 Часть III. Дидактические материалы

Рис. 40


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 269

ла», «ребенок подходит к стулу», «ребенок выходит из комнаты», «ре­бенок входит в комнату».

7. «Дни недели». Обсудите с ребенком, какие существуют дни
недели, как они называются, сколько их, выучите с ребенком дни
недели по порядку (если задание дается ребенку с трудом, не спеши­
те, возможно, эта работа займет несколько месяцев) (рис. 40). Чтобы
ребенку было легче запомнить дни недели, прочтите ребенку или вы­
учите с ним стихотворение «Муха-чистюха».

МУХА-ЧИСТЮХА

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник — в вишневой наливке.

Во (вторник) — в томатной подливке.

В (среду) — в лимонном желе.

В (четверг) — в киселе и смоле.

В (пятнице) — в простокваше,

В компоте и манной каше.

В (субботу), помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!

Ужасно-жужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!»

Я. Бжехва

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «перевернутые петельки»:

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Развитие чувства ритма».


270 Часть III. Дидактические материалы

«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя ногами, например, два удара правой рукой, три — левой рукой, ребенок вос­производит ритм двумя ногами в том же порядке.

По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно услож­нять и удлинять, например, «1» — правой ногой, «3» — левой ногой, «2» — правой ногой и т.д.

Занятие 13

1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет «четыре».

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Упражнение выполняется так же, как на занятии 9, при этом
ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала пра­
вой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет
влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу),
руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.

Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде взрослого ребе­
нок поднимает локоть, а кисть остается лежать на полу.

Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука согнута, правая рука лежит вдоль тела.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза и язык поворачиваются в сторону «шагаю­
щей» руки (рука делает шаг вправо — глаза и язык поворачиваются
вправо, рука делает шаг влево — глаза и язык поворачиваются влево).
Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза и язык поворачиваются в противоположную
от «шагающей» руки сторону (рука делает шаг вправо — глаза и язык
поворачиваются влево, рука делает шаг влево — глаза и язык повора­
чиваются вправо). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь
назад.

6. «Изучаем предлоги». Возьмите две игрушки, например, машин­
ку и какую-нибудь коробочку. Попросите ребенка показать вам следу­
ющие действия: «машина стоит перед коробкой», «машина стоит за
коробкой», «машина стоит на коробке», «машина стоит под короб-


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет




кой», «машина едет к коробке», «машина отъезжает от коробки», «машина выезжает из коробки», «машина въезжает в коробку», «ма­шина едет вокруг коробки».

7. «Отгадай». Поиграйте с ребенком в следующую игру: загадайте
какой-нибудь предмет и опишите его так, чтобы ребенок узнал его
(например, круглый, зеленый, внутри красный, сладкий — арбуз).
Если ребенок испытывает затруднения, начните с описания предме­
тов, игрушек, которые находятся в комнате, во время игры предуп­
редите ребенка, что предмет находится в комнате.

Когда ребенок хорошо освоит эту игру, поменяйтесь с ним роля­ми: ребенок загадывает и описывает предмет, а вы угадываете.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «сложные петельки»:

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Развитие чувства ритма».

«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм руками и нога­ми, например, два удара левой рукой, два — правой ногой, три — правой рукой, дети воспроизводят ритм в том же порядке.

Занятие 14

1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет пять.

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Упражнение выполняется так же, как на занятии 11 (язык по­
ворачивается в ту же сторону, что и глаза), при этом ребенок переме­
щает предмет самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет
предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом


272 Часть III Дидактические материалу


Рис 41

Покажи рисунок, где банан под яблоком и над вишней; где вишня над яблоком и под бананом; яблоко под бананом и над вишней. Расскажи, как расположены фрукты на дру­гих картинках. Расскрась одинаковые фрукты одним цветом.


Программа! Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 273

двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.

Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде взрослого ребе­
нок поднимает голову так, чтобы он смог увидеть свои пятки, рука
остается лежать на полу.

Затем упражнение выполняется снова, однако теперь левая рука согнута, а правая лежит вдоль тела.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей»
руки, а язык в противоположную сторону (рука делает шаг вправо —
глаза поворачиваются вправо, а язык влево; рука делает шаг влево —
глаза поворачиваются влево, а язык вправо). Это же упражнение ре­
бенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

5. «Изучаем предлоги». Предложите ребенку выполнить задания
на листочках (рис. 41).

6. «Назови 5 предметов». Предложите ребенку назвать пять пред­
метов: больших (маленьких), красных (зеленых, синих и т.д.), квад­
ратных (круглых, овальных и т.д.), сладких (горьких, соленых, кис­
лых), пушистых (гладких, холодных) и т.д.

7. «Память». Взрослый показывает несколько движений, ребенок
должен повторить эти движения как можно точнее в той же последо­
вательности.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «сложные перевернутые петельки»:

 

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го и #-го. Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Угадай часть тела и запомни ее название».


274 Часть III. Дидактические материалы

«Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь до ка­кой-либо части тела ребенка и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо про­делать со всеми частями тела.

Занятие 15

1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет «шесть».

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на
полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях,
спина прямая. Упражнение выполняется так же, как на занятии 12
(язык поворачивается в противоположную сторону от глаз), при
этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сна­
чала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ве­
дет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх,
вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сги­
баются в локтях.

После этого упражнение выполняется согнутыми в локтях ру­ками.

3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде взрослого ребе­
нок поднимает голову вместе с локтем так, чтобы он увидел свои
пятки, левая рука остается лежать на полу.

Затем это упражнение выполняется наоборот — левая рука согну­та, правая лежит вдоль тела.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком (сначала
вправо, затем влево):

1) шаг делают одновременно правая рука и нога, затем левая
рука и нога и т.д. (приставной шаг);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога и т.д.

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком:

1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и нога, при этом во время второго шага руки перекрещи­
ваются;

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет



 


6. «Право—лево». Попросите ребенка показать на себе (на теле ре­
бенка) правую руку, левую руку, левую ногу, правый глаз, левое
ухо, правый локоть, левое колено и т.д.

Если ребенок успешно справился с этим заданием, попросите его проделать все то же самое, но с закрытыми глазами.

7. «Память». Игра «Шпион». Возьмите 4—5 разных игрушек и по­
ставьте на стол, в это время ребенок стоит, повернувшись спиной к
столу. Затем, по вашей команде, ребенок поворачивается к игрушкам
лицом, смотрит на них несколько секунд и снова отворачивается.
После этого ребенок должен перечислить игрушки, стоящие на сто­
ле, желательно в том порядке, в каком они расположены.

Затем взрослый меняет две игрушки местами либо добавляет одну игрушку или убирает одну, ребенок, повернувшись к игрушкам лицом, должен сказать, что изменилось.

В качестве усложнения этой игры можно постепенно увеличивать количество игрушек.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «восьмерки»:

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.

Занятие 16

1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет «семь».

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит. Ноги
вместе, руки вдоль тела.

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направле­нии, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны схо­диться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходи­мо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.


276 Часть III Дидактические материалы

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде взрослого ребе­
нок поднимает левую ногу, нога в колене не сгибается.

Затем упражнение выполняется с левой рукой, согнутой в локте, и правой ногой.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком (сначала
вправо, затем влево):

1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога и т.д. (приставной шаг), при этом ребенок
поворачивает язык в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая
рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом ребенок поворачивает язык в сторо­
ну «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык вправо, шаг
делает левая рука — язык влево).

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком:

1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются;
язык поворачивается в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая
рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем
левая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пе­
рекрещиваются, язык поворачивается в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — язык вправо, шаг делает левая рука —
язык влево).

 

6. Ползание. Проделать упражнения 4 и 5 этого занятия, только
язык поворачивается в противоположную от «шагающей» руки сто­
рону (шаг делает правая рука — язык поворачивается влево, шаг де­
лает левая рука — язык поворачивается вправо).

7. «Право—лево». Ребенок изображает робота, точно и правильно
выполняющего команды взрослого: «один шаг вправо», «два шага
назад», «два шага влево», «три шага вперед», «один шаг вправо» и т.д.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «восьмерки»:


_


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 277

1) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,

2) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.

Занятие 17

1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только ребенок выполняет его самостоятельно, без
команд взрослого.

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит. Ноги
вместе, руки вдоль тела.

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глаза­ми, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды за­держивать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

Во время выполнения этого упражнения язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза (см. занятие).

3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука вытянута вдоль тела. По команде взрослого ре­
бенок поднимает голову вместе с локтем и левую ногу.

Затем это упражнение выполняется левой рукой, согнутой в лок­те, и правой ногой.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком (сначала впра­
во, затем влево):

1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога и т.д. (приставной шаг), при этом ребенок поворачивает
глаза в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза
вправо, шаг делает левая рука — глаза влево);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом ребенок поворачивает глаза в сто-


278 Часть III. Дидактические материалы


Рис. 42

Назови, кто где живет. Например, лягушка живет между ежиком и поросенком, ежик живет слева от лягушки, над мышкой... Раскрась этих животных.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет______ 279

рону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — глаза влево).

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком:

1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются; глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — гла­
за влево);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются, глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — гла­
за влево).

 

6. Ползание. Проделать упражнения 4 и 5 этого занятия, только
глаза ребенок должен поворачивать в противоположную от «шагаю­
щей» руки сторону (шаг делает правая рука — глаза поворачиваются
влево, шаг делает левая рука — глаза поворачиваются вправо).

7. «Право—лево». Выполните с ребенком задания, предложенные
на листочках (рис. 42).

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «лежащие восьмерки»:

 

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.

Занятие 18

1. Дыхательные упражнения. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги,
спина прямая. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на
уровне плеч, ладони смотрят вниз. На вдохе поднять левую кисть
вверх, одновременно опуская правую кисть вниз. С выдохом левая
кисть идет вниз, правая — вверх. Упражнение выполняется по коман­
де взрослого.

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит. Ноги
вместе, руки вдоль тела.


280 Часть III. Дидактические материалы

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды за­держивать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

Во время этого упражнения язык поворачивается в противопо­ложную сторону от глаз (см. занятие 4).

3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, обе
руки, согнутые в локтях, лежат на полу, лоб — на ладонях. По коман­
де взрослого ребенок поднимает одновременно оба локтя, затем их
опускает.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком (сначала впра­
во, затем влево):

1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога и т.д. (приставной шаг), при этом ребенок поворачивает
глаза и язык в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука —
глаза и язык вправо, шаг делает левая рука — глаза и язык влево);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом ребенок поворачивает глаза и язык
в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза и язык
вправо, шаг делает левая рука — глаза и язык влево).

5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком:

1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются;
глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает
правая рука — глаза и язык вправо, шаг делает левая рука — глаза и
язык влево);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются, глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей»
руки (шаг делает правая рука — глаза и язык вправо, шаг делает ле­
вая рука — глаза и язык влево).

6. Ползание. Проделать упражнения 4 и 5 этого занятия, только
глаза и язык поворачиваются в противоположную от «шагающей»
руки сторону (шаг делает правая рука — глаза и язык поворачиваются
влево, шаг делает левая рука — глаза и язык поворачиваются вправо).


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 281

7. «Праволево». Объясните ребенку, что у человека, стоящего
напротив, «все наоборот»: «право — где у меня лево, а лево — где
право». Сделать это можно так: встаньте с ребенком друг за другом и
вытяните правые руки в сторону, затем ребенок остается на месте, а
взрослый, не опуская руку, поворачивается к ребенку лицом, таким
образом ребенок убеждается, что правые руки находятся наперекрест.

Для того чтобы закрепить этот навык, поиграйте с ребенком в игру «Моя рука, твоя рука». Ребенок и взрослый садятся друг напротив друга, и ребенок по указанию взрослого определяет сначала у себя, а затем у взрослого левую руку, правое колено, левый локоть, правый глаз и т.д.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «лежащие восьмерки»:

1) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,

2) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.

0 Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.

Занятие 19

1. Дыхательные упражнения. И.п. — встать, ноги вместе, руки
опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притяги­
ваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе — опус­
каются вдоль тела ладонями вниз.

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. стоя.

Упражнение выполняется так же, как на занятии 16, при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала пра­вой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных