Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Что за бред?» - спросите. Не понимаете и требуете объяснений?

В КРАЮ ЙОЛУ ПУККИ.

Часть 4. 2008

 

«ТОЛЬКО КОВРОВЫЕ БОМБАРДИРОВКИ МЕГАПОЛИСОВ СПАСУТ ПРИРОДУ»

 

Именно такие идеи проповедует Пентти Линкола – рыбак, писатель, философ, энвайроменталист и экофашист – всё в одном стакане.

Что за бред?» - спросите. Не понимаете и требуете объяснений?

Совершенно справедливо. Я и сам с трудом укладывал все это в голове, пока случай не свел меня с Ольгой Хяннинен – она и поведала мне про Линколу. Взгляд Ольги тем убедительнее, что она – урожденная петербурженка – уже много лет является гражданкой Финляндии, живет в небольшом городишке в центре страны, наслаждаясь всем тем, что финская цивилизация и природа может дать человеку.

 

Вот что она написала мне о герое нашего романа:

«Карло Пентти Линкола – знаменитый финский радикальный энвайроменталист* (* Энвайроментализм – концепция, разрабатывающая проблему управления жизненной средой и социально-экономическим развитием, учитывающая единство человека и биосферы, частью которой он является.), которого порой обвиняют в экофашизме. Будучи популярен в Финляндии и широко известен за рубежом, прославился своими работами в области защиты окружающей среды, где в ее разрушении обвиняет как человечество в целом, так и отдельные человеческие сообщества. Являясь мизантропом, Линкола внес существенный вклад в развитие идей деиндустриализации, предлагая использовать геноцид для контроля над количеством и качеством человеческой популяции в целях сохранения природного баланса и спасения Земли от человеческой экспансии, уничтожающей как природу в целом, так и отдельные биологические виды. Его идеалом общества явля-ется управляемая немногочисленной образованной элитой тоталитарная диктатура, где основная масса населения живет по стандартам средних веков и где потребление ограничено использованием только возобновляемых ресурсов.»

БИОГРАФИЯ

Родился 7 декабря 1932 г. в Хельсинки, но уже в детстве проводил много времени в загородном поместье матери. Его отец (Каарло Линкола) был ректором Хельсинкского университета, а дед по материнской линии - Хуго Суолахти - работал канцлером того же университета. После первого курса Пентти ушел с зоологического и ботанического факультетов университета, решив, что станет свободным исследователем природы. В последующие за этим решением годы он совместно с О. Хилденом написал «Suuri lintukirja» («Большую книгу птиц», 1955 г.).

Первой политической публикацией Линколы стал памфлет «Isanmaan ja ihmisen puolesta» («За Родину и человеческий род», 1960 г.), в котором он решительно выступал за пацифизм и поддерживал отказ от военной службы по политическим или религиозным убеждениям. В то время у него было много друзей, но, тем не менее, он страдал от депрессии.

В сборнике эссе «Unelmat paremmasta maailmasta» («Мечты о лучшем мире», 1971 г.) он впервые откровенно высказался относительно своих экологических воззрений. С тех пор он продолжал выступать против современного западного образа жизни и перерасхода природных ресурсов, чему посвящены книги «Johdatus 1990-luvun ajatteluun» («Введение в мышление 90-х», 1989 г.) и «Voisiko elama voit-taa» («Может ли жизнь выиграть», 2004 г.), представляющие собой сборники его статей, опубликованных в различных финских газетах и журналах. В Финляндии все книги Линколы стали бестселлерами.

ИДЕИ

Линкола – атеист, однако он считает, что религиозность во многих аспектах полезна для существования общества. В политической жизни по некоторым вопросам придерживается право-консервативных взглядов.

Как философа, Линколу можно охарактеризовать в качестве биоцентрического эмпириста. Он считает, что человек должен занимать гораздо меньшую экологическую нишу, чем занимает в настоящее время, и отказаться от современной техгрессом. А также предлагает стереть большие города с лица Земли с помощью атомного оружия. Иногда, однако, он говорит, что энвайроменталистское общество должно иметь развитую военную технологию для того, чтобы защищать себя от завоеваний неэнвайроменталистскими обществами.

Линкола считает перенаселение самой большой угрозой для жизни на Земле, средства для регуляции роста народонаселения он видит в широком применении достижений евгеники и распространении геноцида. В своих работах Линкола описывает человеческий род (по автору, homo destructivus – человек разрушающий) как раковую опухоль на теле природы. Когда где-то в мире начинаются локальные войны, он часто выступает в средствах массовой информации с заявлениями, что война является благом, поскольку способствует уменьшению населения воюющих стран.

В течение многих лет оппоненты обвиняют Линколу в экофашизме, а в последнее время он провоцирует многочисленные споры своим явным восхищением нацистской Германией.

Линкола известен своей искренней любовью к птицам. В своих произведениях он восхищается как финским лесом, так и природой в целом. Тем не менее, выступает за уничтожение кошек, песцов и некоторых других видов животных в Финляндии, которые он считает чуждыми и разрушающими финскую природу.

СТАТУС ГУРУ

Пентти Линкола часто сталкивается с активным противодействием распространению его критических взглядов по отношению к западному обществу изобилия – как со стороны различных политических организаций, так и частных лиц. Но многочисленные последователи считают его гуру во многом благодаря тому, что он живет так, как сам учит. Пентти живет в отдаленном малонаселенном районе страны, на берегу озера. Как истинный аскет, он не пользуется автомобилем, в его доме нет даже водопровода. Многие годы философ зарабатывает на жизнь рыбалкой с весельной лодки, а рыбу продает соседям, развозя ее покупателям верхом на лошади. В настоящее время, несмотря на то, что давно вышел на пенсию, Линкола продолжает заниматься ловом рыбы.»

 

Если на Западе Линкола довольно известен, то у нас о нем мало наслышаны. Если не сказать, совсем мало…

Пожалуй, единственное, что можно найти в российской литературе из работ Линколы, это статью «Человеческий паводок» из сборника «Культура времен Апокалипсиса» под ред. А. Парфрея (пер. с англ. А. Ведюшкина), изданного в Екатеринбурге в 2004 г.

Линкола прямо призывает человечество быть жестоким, и свои мысли образно иллюстрирует так: «Что делать, если судно, несущее на борту сотню пассажиров, неожиданно опрокидывается, а спустить на воду успели лишь одну спасательную шлюпку, места в которой хватает лишь для десяти? Когда лодка заполнится, те, кто ненавидят жизнь, будут пытаться загрузить ее еще больше и таким образом утопят большинство. Те же, кто любит жизнь и почитает ее, возьмут корабельный топор и начнут обрубать руки, цепляющиеся за борта шлюпки».

 

Линкола призывает развитые страны прекратить оказывать помощь странам третьего мира, запретить оказывать содействие и давать приют беженцам. Пусть миллионы людей умрут от болезней и голода, будут убиты в гражданских войнах. Он также призывает к установлению всемирного закона по ограничению деторождения (не более 2 детей) с введением обязательных абортов. Не щадит Линкола и «золотой миллиард». Особенно достается американцам: «США олицетворяет худшую из мировых идеологий – идеологию роста и свободы».

К наиболее радикальным относится и его предложение ввести мировой экофашистский режим с созданием «зеленой полиции», которая с неограниченными полномочиями должна избавлять мир от неправедных его обитателей.

 

Приведу наиболее весьма распространенный отрывок из его книги «Введение в мышление 90-х»:

« Человек может быть определен произвольным количеством способов, но если мы хотим выразить главную его характеристику, мы можем сказать всего два слова: слишком много. Меня слишком много, вас слишком много. Нас пять миллионов – абсурдное, ошеломительное число. И оно продолжает увеличиваться. С учетом пищевых требований и производимых отходов биосфера Земли способна поддерживать популяцию пяти миллионов крупных млекопитающих нашего размера таким образом, чтобы они существовали в собственной экологической нише как один из множества видов – без посягательства на изобилие прочих форм жизни.

Есть ли смысл в таком количестве, приносит ли оно какую-то пользу? Что за важнейший вклад вносят в мир сотни человеческих обществ, не отличимых друг от друга? А сотни идентичных сообществ внутри этих обществ?.. Неужели есть смысл в том, что в каждом маленьком финском городке можно наблюдать один и тот же набор мастерских и магазинов, одинаковые мужские хоры и муниципальные театры? И все они отягощают землю своими фундаментами и асфальтом улиц. Будет ли нанесен биосфере – или даже самому человечеству – урон, если область Аанекоски исчезнет с лица Земли, а на ее месте будет беспорядочная и многообразная мозаика естественного ландшафта, где будут обитать тысячи видов и чьи склоны, покрытые девственным лесом, будут отражаться в мерцающей поверхности озера Кумоярви? А станет ли это действительно потерей, если с карты исчезнет кучка городов – Иливьеска, Куусамо, Лахти, Дюсбург, Ефремов, Глостер, – а место их займет дикая природа? А как насчет Бельгии?

Какую пользу приносит Иливьеска? Вопрос не слишком оригинальный, но существенный. И единственный ответ за-ключается, вероятно, не в том, что существование таких мест бессмысленно, а скорее в том, что смысл ему придают горожане, живущие в Иливьеска…

Разрождаясь такими огромными, производящими отбросы толпами, человечество душит и позорит собственную культуру – личностям и сообществам приходится судорожно искать «смысл жизни» и самоутверждаться через мелкие, детские споры.

...Я провел одно лето, путешествуя по Польше на велосипеде. Это очаровательная страна, в ней за каждым углом ока-зываются маленькие католические дети, милые, словно бутоны, и почти целиком одетые в шелк. В туристической брошюре я прочитал, что в Польше был самый высокий процент населения, погибшего на Второй Мировой войне, – если меня не подводит память, около шести миллионов человек. Из другой части брошюры я узнал, что рост населения за сорок послевоенных лет перекрыл потери в три раза...

В свое следующее путешествие я отправился в Дрезден – город, наибольшим образом пострадавший от бомбардировок. Он был ужасающ в своем уродстве и грязи, переполненный до точки удушья – наполненная смогом, разлагающаяся дыра, первое впечатление от которой породило мысль, что еще одна вакцинация с неба ничуть не помешает. Кому не хватает тех, кто погиб во Второй Мировой? Кому не хватает двадцати миллионов, репрессированных Сталиным? Кому не хватает шести миллионов евреев, уничтоженных Гитлером? Израиль трещит по швам от перенаселения; в Малой Азии перенаселенность порождает стычки из-за жалких квадратных метров грязи. Города по всему миру были отстроены снова и заполнены до краев людьми давным-давно, их церкви и памятники восстановлены, чтобы кислотному дождю было что проедать. Кому не хватает неиспользованного созидательного потенциала убитых во Второй Мировой? Недостает ли миру в данный момент еще одной сотни миллионов человек? У нас нехватка книг, песен, фильмов, фарфоровых собачек, ваз? Неужели одного миллиарда воплощений материнской любви и одного миллиарда седовласых старушек недостаточно

 

Финны своего экофашиста любят, полагая, что если земляк вдруг возглавит мировое правительство, то своих пожалеет. Те, кто не попал в земляки Пентти, не всегда разделяют их мнение.

Когда в 1995 году в «Wall Street Journal» вышла статья, посвященная Линколе, редакция получила множество писем в адрес автора типа «хочешь сократить население планеты - начни с себя». Пентти невозмутимо парировал: «Если бы существовала такая кнопка, нажав на которую я пожертвовал собой, унеся миллионы жизней, я бы сделал это, не раздумывая».

Земляки тоже надеются зря. Линкола, как мы видим, не пожалеет ни Иливьеска, ни Лахти. Хотя вопрос, может быть, как раз в том, что расселив некий мегаполис на Иливьеска и Лахти, люди смогут решить некоторые проблемы?

 

Вот такие живут в Финляндии чудаки.

 

(продолжение следует)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Для студентов специальности 210201


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных