ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Юстиция Соединенных Штатов АмерикиСША – одна из ведущих стран мира, демократическая республика с президентской формой правления, с устойчивой и развитой правовой системой и юстицией, которые в основном построены по английскому образцу, но вместе с тем имеется и своя специфика, обусловленная местными и историческими условиями и традициями, а также государственным устройством. Поскольку США федеративное государство судебная система, как и юстиция в целом, организационно раздвоены, характеризуются дуализмом. Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов, отличающиеся большим разнообразием. Это дало основание профессору права Джону Мидору в своей книге “Американские суды” (М., 1991) характеризовать американскую судебную систему “исключительно сложной, самой сложной в мире”. Федеральные суды в США действуют на основе акта Конгресса 1789 г., изданного на основе Конституции США 1787 г., а штаты имеют свои законы о судоустройстве. В настоящее время в США законодательство о судебной организации включено в Свод законов США: раздел 28 “Судоустройство и судебный процесс”. Федеральная судебная система состоит из трех уровней: 1.Районные федеральные суды, которые размещены по судебным округам. Их 94. Состоят из 1-18 профессиональных постоянных судей, рассматривающих отнесенные к их подсудности дела по первой инстанции единолично и с участием 12 присяжных заседателей. Они рассматривают в основном гражданские дела по искам, предъявляемым от имени правительства США, между гражданами разных штатов, иностранцами; споры о несостоятельности, об авторском и патентном праве, все дела адмиралтейства и морской юрисдикции; уголовные дела о преступлениях, караемых федеральным законом (измена, заговор, подрывная деятельность, неуважение к федеральному суду, наркобизнес, тяжкие убийства (при захвате автомашины или другого транспортного средства, убийство федерального должностного лица высокого ранга и др.). Районные федеральные суды выдают также запрещающие приказы по ходатайству Генерал-атторнея, касающиеся забастовок, а в случае нарушения запрета налагают высокие штрафы на профсоюзы и лидеров профсоюзного движения. В их компетенцию входит и осуществление конституционного контроля при рассмотрении конкретных дел. 2.Второе звено федеральной судебной системы – это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13. Число судей от 10 до 15. Апелляционные жалобы на решения районных судов рассматривают в составе трех судей; по спорным делам в принятии решения принимает участие весь состав суда. 3. Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный Суд США, состоящий из 9 судей и многочисленного обслуживающего персонала. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне (штат Колумбия). Действует в качестве суда первой инстанции по делам особой важности (не более 1-2-х дел в год). Наделен исключительным правом рассмотрения споров, в которых субъектами выступают штаты или официальные представители иностранных государств. Верховный Суд США является высшей апелляционной инстанцией в стране, как для федеральных, так и судов штатов, но практически заслушивает сравнительно небольшой процент поступающих жалоб. Главная же функция высшего суда США – осуществление конституционного контроля, толкование Конституции США, связанное с рассмотрением конкретных судебных дел. Поскольку Верховный Суд США проверяет конституционность актов Конгресса и Президента, его именуют иногда Третьей палатой Конгресса, обеспечивающей равновесие между ветвями власти. Влияние Верховного Суда США на правовую и политическую жизнь страны велико и способствует продвижению американского общества к правовому государству. К федеральным судам также относятся: Таможенный суд и Апелляционный таможенный суд, Налоговый суд, Суд по претензиям к правительству США, суды по делам о банкротстве, Апелляционный суд по делам ветеранов, Военный апелляционный суд и некоторые другие. В соответствии с Конституцией США (ст. 11 разд. 2, ст. 111 разд. 1) судьи Верховного суда США и других нижестоящих федеральных судов назначаются Президентом США с согласия сената пожизненно, пока “ведут себя безупречно” и получают вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время пребывания в должности. Подавляющее большинство судебных дел (до 99%) рассматриваются судами штатов. Как правило, судебные системы штатов трех-четырехзвенные. На самом низком уровне находятся суды ограниченной юрисдикции, как-то: мировые, полицейские, муниципальные, семейные, суды по делам несовершеннолетних, по делам о наследствах, завещаниях и опеке, суды права справедливости и др. Их образно называют “рабочими лошадками” судебной системы, так как они разрешают основную массу судебных дел, поступающих в суды. Второй уровень судов штатов – суды общей юрисдикции, основные суды первой инстанции, где рассматриваются боле серьезные гражданские и уголовные дела, в том числе и с участием присяжных заседателей. Третье звено – это промежуточное апелляционные суды. Наконец, Верховный суд штатов – высшая апелляционная инстанция штата. Формирование судов штатов осуществляется по-разному: выборы по партийным спискам; выборы на беспартийной основе; выборы законодательным собранием; назначение губернатором. Наиболее высоко оцениваются так называемые “выборы по заслугам или по достоинству”, когда специальная комиссия из представителей юристов и общественности отбирают лучших кандидатов и направляют список на утверждение губернатору для окончательного решения вопроса. Значительную роль в судебной системе США играет суд присяжных. Согласно статье III Конституции дела о всех преступлениях подлежат рассмотрению судом присяжных, причем в том штате, где преступление совершено. Гражданин имеет право на суд присяжных по всем гражданским делам, если цена иска превышает 20 долларов. Право на “скорый и публичный суд беспристрастных присяжных” рассматривается в США как конституционная гарантия прав человека. Атторнейская служба в США делится также на федеральную и штатов. Должность генерал-атторнея США была учреждена на основе акта Конгресса 1789 г. В 1870 г. создается Департамент юстиции – главное правоохранительное ведомство федерального правительства США. Его возглавляет Генерал-атторней, являющийся членом Кабинета министров США. Будучи главным прокурором США и министром юстиции одновременно, Генерал-атторней наделен широкими полномочиями. Он осуществляет юридическое консультирование федерального правительства, представляет его интересы в судах, наделен правом возбуждения и прекращения уголовного преследования по делам федеральной подсудности. Осуществляя руководство Департаментом юстиции, Генерал-атторней США руководит расследованием, в том числе и проводимом Федеральным бюро расследования (которое входит в названный департамент), представляет к назначению кандидатов на должности судей федеральных- судов, выполняет другие разнообразные и ответственные функции. Имеет заместителя – Генерал-солиситера, представляющего правительство в федеральных судах. Генерал-атторнею США подчиняются окружные атторнеи (прокуроры), назначаемые, как и Генерал-атторней, президентом США с согласия сената сроком на четыре года. В штатах имеются Генерал-атторней и местные атторнеи. Все атторнеи в масштабе страны объединены в Национальную ассоциацию Генерал-атторнеев (НАГА). Однако, прокуратуры штатов действуют автономно и не подчиняются федеральной прокуратуре. В основном они наделены функциями обвинительной власти: возбуждают уголовные дела, руководят их расследованием полицией, поддерживают обвинение в судах штатов. Порядок формирования атторнейской службы штатов различный: в одних штатах атторнеи назначаются губернатором, а в других – избираются населением на определенный срок. В 1978 г. в США появилась должность независимого прокурора как блюстителя правовой порядочности власти. Он назначается Генерал-атторнеем и расследует дела в отношении высших должностных лиц, включая Президента, при наличии компрометирующих их сведений. Органы предварительного расследования отличаются также полной децентрализацией: параллельно действующие структуры, независимые друг от друга. Так, на федеральном уровне расследованием соответствующих категорий дел занимаются: Федеральное бюро расследований; Секретная служба казначейства; Бюро наркотиков; Таможенное бюро; Служба иммиграции; Инспекторский Департамент почтового ведомства и др. Имеются полицейские формирования не только на федеральном уровне, но и штата, городов, поселков. Полицейские агентства в графствах, а также частные полицейские службы корпораций и предприятий. Досудебное расследование вправе вести атторнеи и их помощники, коронеры, частные детективные бюро и агентства (“Пинкертон”). В США на федеральном уровне нет закона, регулирующего организацию адвокатуры. В штатах эти вопросы регламентируются законами либо уставами адвокатских объединений (ассоциаций). Для допуска к адвокатской деятельности требуется юридическое образование, сдача экзамена по законодательству правовой системы штата (где предстоит работать) специальной комиссии и ценз оседлости (не менее шести месяцев проживания в штате). Адвокаты, как правило, работают в юридических фирмах или индивидуально в адвокатских конторах. В 1878 г. в стране была создана Американская ассоциация юристов – влиятельное общенациональное объединение адвокатов.
Юстиция Англии Судебная система Англии отличается отсутствием единства, известной архаичностью и сложностью, делением судов на местные и центральные, низшие и высшие. Вопросы судебной организации регулируются в этой стране значительным числом законодательных актов, принятых в различные годы, наиболее важные из которых Закон о судах 12 мая 1971 г., вступивший в действие с января 1972 г., и Закон об уголовном правосудии 1972 г. Эти законы значительно модернизировали английскую судебную систему, сделали ее более стройной и современной. Традиционно в судебную систему Англии входят низшие и высшие суды. К первым относятся мировые и магистратские суды, ко вторым – Верховный суд Англии и Уэльса и Палата лордов. Мировые судьи рассматривают единолично и в малых сессиях (от двух до семи судей) мелкие гражданские и уголовные дела о преступлениях, за которые применяется наказание в виде тюремного заключения на небольшой срок или штраф. В столице и 10 крупных городах страны вместо мировых судей эти функции выполняют платные-магистраты (профессиональные юристы), получающие соответствующее вознаграждение. Мировые судьи назначаются лордом-канцлером из числа лендлордов (крупных землевладельцев) и выполняют свои судейские обязанности безвозмездно. Платные магистраты назначаются таким же образом из числа барристеров (адвокатов высшей категории), т.е. профессиональных юристов. Второй (апелляционной) инстанцией для магистратских судов являются: Суд Короны (по уголовным делам) в лице окружных судей, учрежденных в 1971 г., и суд графств (по гражданским делам). Магистраты по наиболее сложным делам с обвинительным актом проводят предварительное производство, выполняют некоторые административные функции. Дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются в специальных магистратах в составе не менее трех судей в упрощенном (суммарном) порядке при отсутствии публики. Верховный суд Англии состоит из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Высокий суд, в свою очередь, имеет также трехчленную структуру: канцлерское отделение, отделение королевской скамьи и по семейным делам. Возглавляет Высокий суд и канцлерское отделение лорд-канцлер (он же председатель Верховного суда), а отделение королевской скамьи – лорд – главный судья. Все три подразделения Высокого суда рассматривают по первой инстанции наиболее сложные гражданские дела, превышающие подсудность судов графств. Так, канцлерское отделение рассматривает дела о банкротстве, о ликвидации компаний, о взимании налогов, управлении наследственным имуществом и т.п.; отделение королевской скамьи специализируется на рассмотрении споров, связанных с морским правом и возникающих из торговых, коммерческих отношений. В связи с чем в этом отделении созданы суд по морским делам и коммерческий суд. Наконец, отделение по семейным делам соответственно занимается делами по спорам, вытекающим из семейно-брачных отношений (об усыновлении, признании брака недействительным, установлении опекунства и др.) Высокий суд является также апелляционной инстанцией по уголовным делам. Суд короны появился в результате реформы 1972 г., вместо упраздненных судов четвертных сессий и ассизов, как главный уголовный суд страны. Он рассматривает уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях (измена, геноцид, убийство и т.п.). Действует в составе членов Верховного суда, либо окружных судей или рекордеров (частично занятых судей, по совместительству занимающихся адвокатской практикой) и 12 присяжных заседателей. Апелляционный суд по существу выполняет функции последней апелляционной инстанции для всех подразделений Верховного суда, т.е. является судом второй инстанции для Суда короны и Высокого суда по уголовным и гражданским делам. Формально судебную систему Англии возглавляет суд палаты лордов. Он считается высшей и окончательной апелляционной инстанцией для всех судов страны. Однако на практике этот суд осуществляет свои функции крайне редко, так как в верхнюю палату парламента апелляция может поступить лишь в случае, если по мнению Генерал-атторнея в ней содержатся правовые вопросы, представляющие публичный интерес. Система судов общей юрисдикции дополняется в Англии, как и в других странах парламентской демократии, широкой сетью специализированных судов, как-то: промышленные, транспортные, земельные, по квартирной плате, церковные, военные и др. Особенностью английской системы юстиции является отсутствие в ней Министерства юстиции. Некоторые функции судебного управления, в частности связанные с формированием судов, выполняет лорд-канцлер. В Англии нет и прокуратуры в обычном понимании этого слова. Ее полномочия в определенном объеме выполняет Генерал-атторней, возглавляющий английскую адвокатуру, являющийся юрисконсультом королевы и правительства, а также он – главный орган обвинения по делам государственного значения. В 1879 г. для поддержания обвинения по делам, затрагивающим интересы короны, была учреждена должность Директора публичного преследования, назначаемого министром внутренних дел с согласия премьер-министра и Генерал-атторнея. При нем имеется следственный аппарат, который расследует дела о коррупции должностных лиц, о других тяжких преступлениях, дела, возбужденные по требованию министра внутренних дел и Генерал-атторнея или по собственной инициативе директора публичного преследования. В 1986 г. в Великобритании была создана Государственная обвинительная служба с королевскими обвинителями на местах. Расследование же дел, как правило, осуществляет полиция, в том числе и центральное управление лондонской полиции – знаменитый Скотланд-Ярд. По делам о насильственной смерти досудебное расследование ведут также коронеры, хотя постепенно количество уголовных дел, расследуемых ими, с каждым годом уменьшается. Они назначаются из числа адвокатов или врачей, обладающих познаниями в области права. В Англии широкое развитие получила адвокатура, которая традиционно включает два адвокатских сословия: барристеров и солиситеров. Первые – высшая, привилегированная группа адвокатов, которые выступают в судах в качестве представителей той или другой стороны (пледируют). Они с клиентурой непосредственно не связаны. Из них формируются высшие суды и другие юридические учреждения, а также назначается Генерал-атторней, руководство Дирекции публичного преследования. Солиситеры занимаются консультационной деятельностью, составлением деловых бумаг, собиранием доказательств для судебного разбирательства, совершением сделок по поручению клиентов и т.п. Каждая категория адвокатов в Англии объединяется в самостоятельные корпорации и имеет свой правовой статус. Возглавляет адвокатуру в этой стране Генерал-атторней. Юстиция Франции Судебная организация во Франции регулируется рядом законов, главные из которых Конституция 1958 г. разделы VIII “О судебной власти” и IX “О Верховном Суде”, ордонансы “О судебной организации” и “О статусе магистратуры” и др. Французская судебная организация имеет ветви, являющиеся ее самостоятельными частями: 1) общие суды по гражданским и уголовным делам; 2) суды по административным делам, так называемая административная юстиция; 3) Конституционный Совет. Особенностью системы общих судов является то, что суды по уголовным делам являются отделениями судов по гражданским делам. Она состоит из четырех звеньев: 1) трибуналы низшей инстанции с единоличной формой отправления правосудия (трибуналы процесса по гражданским делам и трибуналы полиции по делам о проступках). Их 456. 2) трибуналы высшей инстанции с коллегиальной формой отправления правосудия (трибуналы большого процесса по гражданским делам и трибуналы исправительной полиции по делам о деликтах). Их 172. Дела рассматриваются в составе трех профессиональных судей. Это основное звено французской судебной системы. Широкая подсудность. Апелляционная инстанция для трибуналов низшей инстанции; 3) апелляционные суды. Их 27. Каждый из них обслуживает 3-4 департамента. Дела рассматриваются в составе пяти и более судей. При них действует суд ассизов, который рассматривает уголовные дела о преступлениях в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных заседателей (шеффенов), образующих единую судейскую коллегию, совместно решающую фактические и правовые вопросы дела. При апелляционных судах действует обвинительная камера, в компетенцию которой входит рассмотрение вопросов, связанных с преданием обвиняемого суду. 4) Возглавляет судебную систему Франции Кассационный суд, действующий в качестве кассационной инстанции, т.е. он проверяет законность судебных решений, вынесенных нижестоящими судами, в составе не менее девяти судей. Конституцией Французской республики 1958 г. предусмотрена также Высокая палата правосудия. Она действует в качестве суда первой инстанции по делам о должностных преступлениях высших чиновников, включая Президента. Образуется обеими палатами – Национальным собранием и сенатом. К специальным судам отнесены военные трибуналы, коммерческие, таможенные и патентные суды, третейские, по квартирной палате, суды по делам несовершеннолетних. Последние действуют в трех видах: судьи для детей; трибунал по делам несовершеннолетних, суд присяжных по этой категории дел. Подсудность зависит от тяжести совершенного преступления и возраста несовершеннолетнего. Формирование судейского корпуса осуществляется во Франции путем назначения судей Президентом по рекомендации Высшего совета магистратуры. Сам совет состоит из девяти членов, назначаемых Президентом. Председатель этого совета – Президент, заместитель его – министр юстиции. Высший совет магистратуры наделен правом наложения на судей дисциплинарных взысканий, решает вопросы, связанные с продвижением судей по служебной лестнице. Прокуратура во Франции едина и строго централизована. Это орган обвинительной власти, осуществляющий уголовное преследование, надзор за производством предварительного следствия, обжалование судебных постановлений в вышестоящие судебные инстанции. Она выполняет также некоторые функции судебного управления (аттестация судей, контроль за деятельностью судей низшей инстанции, предоставление судьями отпусков и др.). Органы предварительного расследования во Франции – это прежде всего судебная полиции и следственные судьи, состоящие при трибуналах исправительной полиции. Судебная полиция проводит дознание и расследование в упрощенной форме. Офицеры судебной полиции проводят дознание в полном объеме по делам о проступках и правонарушениях. Следственный судья назначается Президентом на три года из числа судей трибуналов высшей инстанции. Он ведет предварительное следствие по делам о преступлениях. Главой прокуратуры во Франции является министр юстиции. Низшее звено прокурорской системы – прокурор республики, состоящий при трибуналах исправительной полиции. При апелляционных судах и Кассационном суде состоят генерал-прокуроры. Основным нормативным актом во Франции, регламентирующим организацию и деятельность адвокатуры, является Закон от 31 декабря 1971 г. “О реформе некоторых судебных и юридических профессий”, которым были внесены изменения в правовой статус адвокатов. Им была введена единая профессия адвоката вместо прежнего деления их на собственно адвокатов и поверенных. Адвокаты объединяются в коллегии, которые являются юридическими лицами. Их высшим органом является общее собрание их членов, избирающих исполнительный орган – Совет. Если в коллегии адвокатов более 20 членов, они могут подразделяться на колонны (секции). Французские адвокаты вправе иметь свои собственные кабинеты (бюро), но могут осуществлять свои профессиональные обязанности в составе адвокатского товарищества. Контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществляют апелляционные суды по соответствующим округам. Единого центра для руководства адвокатурой в стране не имеется. Национальная ассоциация адвокатов – творческий союз, занимающийся главным образом повышением профессионального уровня адвокатов, вопросами адвокатской этики и др. Адвокатом во Франции может быть гражданин страны, имеющий диплом юриста или доктора права, прошедший стажировку (3-5 лет), принесший перед апелляционным судом соответствующую присягу. Стажировку не проходят бывшие судьи, прокуроры, профессора и преподаватели права.
Юстиция Германии Германия – одна из демократических стран Западной Европы, которая имеет хорошо развитую правовую систему и высокую правовую культуру. Немецкие юристы славятся мастерством юридического анализа, рядовые немцы – законопослушанием. Организация судебной власти в ФРГ регулируется Конституцией 1949 г. и Закон о судьях от 19 апреля 1982 г. Поскольку ФРГ – федеральное государство, судебная система включает федеральные суды и суды земель (их 16). Она, разветвленная и узкоспециализированная, имеет суды общей и специальной юрисдикции – численность судей в ФРГ в два раза превышает их число во Франции.. Система общих судов образует четыре уровня: участковые, действующие в составе одного профессионального судьи и профессионального судьи и двух шеффенов (заседателей); земельные (окружные) суды, рассматривающие дела в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов; некоторые дела рассматривает в составе одного члена суда и двух шеффенов. Земельный (окружной) суд действует и в качестве апелляционной инстанции в отношении участковых судов, проверяя правильность выносимых ими решений. Высший земельный суд – первая инстанция по делам о государственной измене, разглашении государственной тайны, о геноциде и других делах государственной важности. Действует в качестве апелляционной инстанции, а также рассматривает дела в ревизионном порядке, т.е. проверяет соответствие вынесенного судебного решения закону. Высший федеральный суд или Федеральная судебная палата является первой инстанцией по делам особой важности, а также пересматривает дела в ревизионном порядке. Приговоры и решения, вынесенные этим судом, обжалованию не подлежат и являются окончательными. В соответствии со ст. 95 Конституции ФРГ действуют, кроме того, такие федеральные специализированные суды как федеральный административный суд, федеральная финансовая палата, федеральный трудовой суд и федеральный социальный суд. На местах они имеют свои структурные подразделения и, таким образом, такая система судов образует два уровня. Особое место в системе органов судебной власти в ФРГ занимает Федеральный Конституционный суд. Он толкует Основной закон, наделен правом объявлять недействительными парламентские законы, решения правительства и Президента. Конституционный суд состоит из федеральных судей и других членов, избираемых в равном числе Бундестагом и Бундесратом. В каждой земле есть и свой Конституционный суд. Судей других федеральных судов назначает Президент ФРГ (ст. 60 Конституции ФРГ), судей земель – Министр юстиции. На занятие судейской должности может претендовать лицо, получившее юридическое образование в университете, прошедшее стажировку (3-5 лет) и сдавшее соответствующий государственный экзамен. Пожизненное назначение на судейскую должность возможно лишь поле пребывания на этой должности не менее трех лет. Шеффеном (заседателем) может быть немец, достигший 30 летнего возраста и проживший в общине не менее года. Шеффены отбираются один раз в 4 года. Непрофессиональные судьи участвуют и в рассмотрении дел в специализированных судах. Для участия в решении общих и социальных вопросов в федеральных и земельных судах создаются советы судей – органы судейского самоуправления. Прокуратура Германии, также как и суды, делится на федеральную и земельную. Первая состоит из федеральной прокуратуры при Федеральной судебной палате и федеральных прокуроров страны во главе с Генеральным прокурором ФРГ. Последний находится в подчинении Министерства юстиции ФРГ, а земельные прокуроры соответственно – в подчинении министра юстиции земли. Следует отметить, что прокуроры земель не находятся в подчинении федеральной прокуратуры и образуют самостоятельную систему: при участковых судах состоят прокуроры, при земельных (окружных) судах – обер-прокуроры, при высших земельных судах – генерал-прокуроры. Федеральные прокуроры назначаются Президентом страны по представлению Министра юстиции ФРГ и с согласия Бундесрата. Прокуроры земель – министрами юстиции земель. Прокуратура в ФРГ – орган уголовного преследования и поддержания обвинения в судах. Общенадзорной деятельностью она не занимается. Прокуратура осуществляет также предварительное расследование, хотя преимущественно ведет его уголовная полиция. До 1975 г. расследование дел осуществляли также следственные судьи, однако было признано, что они дублируют следствие, проводимое полицией и прокурором, поэтому этот институт был упразднен. Прокуратура участвует в уголовном процессе от начала до конца, т.е. возбуждает уголовное дело, руководит следствием, предъявляет обвинение, поддерживает его в суде, наконец, обеспечивает исполнение приговора. Адвокат в ФРГ в соответствии с Федеральным Положением об адвокатах от 1 августа 1959 г. (§3 ) является профессиональным консультантом и представителем во всех правовых делах. Адвокаты объединяются в палаты по округам высшего земельного суда. Палата адвокатов является корпорацией, за которой осуществляет государственный надзор (за соблюдением ею закона и устава) земельное управление юстиции. Высшим органом палаты является собрание, которое решает наиболее важные вопросы организации и деятельности адвокатов, и избирает сроком на четыре года исполнительный орган – правление. Оно же из своей среды выбирает президиум, который состоит из президента, вице-президента, секретаря и казначея. Палаты адвокатов земель объединяются в федеральную палату адвокатов, надзор за которой осуществляет федеральное министерство юстиции. Федеральная палата адвокатов имеет свои органы самоуправления: общее собрание, состоящее из президентов палат адвокатов земель или других членов их президиумов; президиум во главе с президентом. Для рассмотрения проступков адвокатов действуют суд чести (в округе), трибунал чести (при высшем земельном суде) и федеральный трибунал по делам адвокатов. Меры взыскания: предупреждение, выговор, денежный штраф, запрет на профессию и представительство как временная мера (1-5 лет), исключение из адвокатуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Юстиция современных западных государств. Общая характеристика. 2. Судебная система США. 3. Организация обвинения, следствия и полиции в США. 4. Судоустройство Англии. 5. Организация обвинения, следствия и полиции в Англии. 6. Судебная система Германии. 7. Организация прокуратуры, следствия и полиции в Германии. 8. Организация судебной системы во Франции. 9. Организация прокуратуры, следствия и полиции во Франции. 10. Адвокатура зарубежных государств (США, Англии, Франции). 11. Суд присяжных в зарубежных государствах.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Борико С.В. Судоустройство. Учебник. Минск, 2000. Борико С.В. Судоустройство и прокурорский надзор (правоохранительные органы). Учебное пособие. Минск. 1998. Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. Учебное пособие. Минск, 2000. Мартинович И.И., Плюта Е.Ф. Суд и правосудие в БССР. Минск, 1977. * * * 1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. М., 1995. 2. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. Учебное пособие. М., 1996. 3. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник // Под ред. В.И. Швецова. М., 1997. 4. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник // Под ред. Ю. Скуратова., В.М. Семенова. М., 1998. * * * 1. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России. М., 1997. 2. Бибило В.Н. Место и роль суда в обществе // Весн1к Беларускага дзяржаунага ун1верс1тэта. Сер. 3. 1992. № 2. 3. Бибило В.Н. Система органов правосудия по уголовным делам // Юстыцыя Беларус1. 2000. № 1. 4. Бибило В.Н. Роль Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в совершенствовании судебной практики // Судовы весн1к. 1998. № 3. 5. Бойко В. Хозяйственные суды: первый опыт, проблемы, перспективы // Судовы весн1к. 1992. № 3; его же. Экономика немыслима без правосудия // Вестник Хозяйственного суда. 1997. № 5. 6. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (Конституционно-правовой статус). Минск, 1999. 7. Верховный Суд Республики Беларусь: история и современность (1923-1998) // Под ред. В.О. Сукало, Л.Л. Зайцевой. Минск, 1998. 8. Воронцов Г. Нельзя останавливаться на достигнутом // Юстыцыя Беларус1. 2000. № 1. 9. Голованов В. Нужны государству и людям // Судовы весн1к. 1996. № 3. 10.Голованов В. Международное законодательство и реализация права граждан Беларуси на юридическую помощь // Юстыцыя Беларус1. 1998. № 3. 11.Данилевич А.А. Принцип разделения властей и место прокуратуры // Правовая реформа в Республике Беларусь. Тэз1сы. Гродно. 1997. Ч. 1. 12.Зайцева Л.Л. За скупым1 радкам1 г1сторы1 // Судовы весн1к. 1993. № 2. 13.Зайцева Л.Л. Барометр зрелости общества // Судовы весн1к. 1994. № 2. 14.Ковалев В.А., Чаадаев С. органы расследования и судебная система США. М., 1989. 15.Ковалев ВА. Органы расследования и судебная система Великобритании. М., 1985. 16.Львова Е. Суд народа в ХХ1 веке // Российская юстиция. 1999. № 12. 17.Мартинович И.И. История суда Белоруской ССР (1917-1960 г.г.) Минск, 1961. 18.Мартинович И.И. Адвокатура в БССР. Минск, 1973. 19.Мартинович И.И. Реформирование адвокатуры в Республике Беларусь // Российская юстиция. 2000. № 2. 20.Мартинович И.И. Суд присяжных: отсрочка введения, перспективы // Весн1к Беларускага дзяржаунага ун1верс1тэта. Сер. 3. 1998. № 1. 21.Мартинович И.И. Некоторые аспекты реформирования судоустройства в Республике Беларусь и Российской Федерации // Государство и право. 2000. 22.Мартинович И.И., Патсухов М.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Суд присяжных и другие нововведения. Минск. 1995. 23.Минец И. Самоуправление судей: организация, права и ответственность // Судовы весн1к. 1998. № 4. 24.Минец И. Пленум Верховного Суда. Каким ему быть? // Судовы весн1к. 1997. № 4. 25.Немытина М.Н. Российский суд присяжных. М., 1995. 26.Первый Съезд судей Республики Беларусь: документы и материалы / Администрация Президента Республики Беларусь, Республиканский совет судей. Минск. 1998. 27.Прокуратура Республики Беларусь. 1922-1997 / сост. О.А. Божелко, В.М. Валюшко. Минск. 1997. 28.Петрухин И.Л. Правосудие: время реформа. М., 1991. 29.Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России / Государство и право. 2000. № 7. 30.Радутная Н.В. Суд присяжных. М., 1991. 31.Радутная Н.В. Формирование состава народных заседателей // Российская юстиция. 2000. № 4. 32.Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. 33.Стецовский Ю.И. судебная власть. М., 1999. 34.Сукало В.О. Судебная защита прав и свобод человека // Судовы весн1к. 1998. № 3. 35. Сукало В.О. Реформа судебной системы и уголовного судопроизводства // Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью (Материалы научно-практической конференции). Минск, 1999. 36.Судебные системы западных государств. М., 1991. 37.Тиковенко А.Г. Судебная власть в механизме разделения властей // Конституционное правосудие в Республике Беларусь: пятилетний опыт, проблемы и перспективы. Минск, 1999. 38.Тиковенко А.Г. Конституционная природа судебной власти // Сборник науч. трудов. Право и демократия. Вып. 10. Минск, 1999. 39.Шелкопляс В.А. Судебные органы в Беларуси: конец ХУ111 – первая половина Х1Х веков. Учебное пособие. Минск, 1997. 40.Шурыгин А. суд присяжных должен действовать на всей территории РФ // Российская юстиция. 2000. № 4. [1] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16. Ст.270. [2] Первый съезд судей Республики Беларусь. Документы и материалы. Мн., 1998; И.И. Мартинович, М.И. Пастухов. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Мн., 1995 [3] Первый съезд судей Республики Беларусь. Документы и материалы. Мн., 1998. С.162. [4] Сукало В.О. Судебная защита прав и свобод человека // Судовы весн1к. 1998. № 3. С.4. [5] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 11. Ст.120. [6] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 15. Ст.220; 1995. № 20. Ст.237. [7] Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. [8] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 10 (84). Ст. 95, 96. [9] Там же. 1993. № 20. Ст.242. [10] Там же. 1991. № 13 (15). Ст.ст. 150, 151; № 32. Ст.520 и др. [11] Там же. 1992. № 33. Ст.224. [12] Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1998. № 35. Ст. 514; № 28. Ст.463. [13] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 19. Ст. 230; 1996. № 21. Ст.380; 1996. № 23. Ст.427. [14] Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1998. № 28. Ст.459. [15] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.1992. № 7. Ст.ст. 130, 131. [16] Собрание Указов Президента и постановлений Совета Министров Республики Беларусь. 1997. № 14. Ст. 484. [17] Собрание Декретов Указов Президента Республики Беларусь. 1997. № 35. Ст.1089. [18] Там же. 1997. № 34. Ст.106. [19] Там же. 1995. № 34. Ст.835. [20] там же. 1996. № 5. Ст. 118. [21] Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. [22] Судовы весн1к. 2000. № 1. [23] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995. С. 32-33; Магомедов А.М., Сергеев А.И., Швецов В.И. Судоустройство в Российской Федерации. М., 1995. С. 28. [24] Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. Мн., 2000. С. 42. [25] Колядко И. Проблемы регулирования и реализации права на судебную защиту в Республике Беларусь // Юстыцыя Беларус1. 1998. № 2. С.23. [26] Судовы весн1к. 2000. № 1. С. 10 [27] Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. – Минск. 2000. – С. 173-174. [28] Сукало В.О. Работа судьи стала более привлекательной и качественной // Судовы весн1к. 1999. № 3. С. 3-4. [29] Юхо Я.А. Каротк1 нарыс г1сторы1 дзяржавы 1 права Беларус1. Мн., 1992. С. 259-260. [30] СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50. [31] СУ РСФСР. 1918. № 26. Ст. 420 [32] Подробнее об этом см.: Мартинович И.И. Судебное строительство в Белоруссии в период борьбы за установление и упрочнение Советской власти. Мн., 1959. С. 14-21. [33] СУ РСФСР. 1918. № 85. Ст. 889. [34] См.: Мартинович И.И. История суда в БССР. Мн., 1961. С. 15-17, 21-23 и др. [35] СУ БССР. 1923. № 4. Ст. 40. [36] СУ РСФСР. 1922. № 69. Ст. 902. [37] СУ БССР 1924. № 12. Ст. 112; 1925. № 49. Ст. 382 [38] СЗ СССР 1924. № 23. Ст. 203. [39] СЗ СССР 1924. № 19. Ст. 183. [40] СУ БССР 1924. № 11. Ст. 108. [41] Мартинович И.И. Национальные камеры народного суда в истории судоустройства Белорусской ССР // Веснiк БДУ. Серыя Ш. 1990. № 2. С. 68-70. [42] СЗ БССР 1931. Отд. 1. № 1. Ст. 8. [43] Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. № 11. [44] См.: Пастухов М.И. Реабилитация невиновных. Основы правового института. Минск, 1993. С. 148-152 и др.; Вишневский А.Ф. Очерки истории государства и права Республики Беларусь (1917-1995 г.) Мн., 1995. С. 92-99. [45] Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст.12, ст.14. [46] СЗ БССР 1959. № 16. Ст. 248; 1960. № 20. Ст. 155 и др. [47] Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст.ст.842-846. [48] Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 27. Ст. 545, 546. [49] СЗ БССР. 1981. № 33. Ст. ст. 671-673. [50] Ведомости Верховного Совета СССР. 1989. № 9. Ст. ст. 223-224 [51] СЗ БССР 1990. № 5. Ст. Ст. 68-71. [52] Тиковенко А.Г. Конституционная природа судебной власти // Право и демократия. Сб. научных трудов. Мн., 1999 Вып. 10. С. 149 [53] См.: Временное положение о порядке утверждения списков народных заседателей // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 21. Ст. 386. [54] См.: Инструкцию по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь, утвержденную Приказом Министра юстиции РБ от 08.06.98 № 155. [55] Си. Инструкцию по делопроизводству в областных, Минском городском судах, утвержденную приказом Министра юстиции Республики Беларусь 15 марта 1999 г. [56] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999, № 91, 1/799. [57] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1992, № 28, ст. 497. С изм. и доп. Там же. 1993. № 14, ст. 137; 1995, № 17, ст. 182; 1995, № 19, ст. 232; 1998, № 2, ст. 12;Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 5, 2/126. [58] Судовы весн1к, 1993, № 1, с. 12-13. [59] См. Минец И.Н. Судебная защита прав военнослужащих // Судовы весн1к. 1993. № 4. С. 74-77. [60] См. Верховный Суд Республики Беларусь: история и современность (1923-1998) / Под ред. В.О. Сукало, Л.Л. Зайцевой. – Мн.: “Интер Дайджест”, 1998. – 240 с. [61] См. Бибило В.Н. Роль Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в совершенствовании судебной практики // Судовы весн1к. 1998. № 3. С. 43-45. [62] См. Инструкцию по делопроизводству в Верховном Суде Республики Беларусь, утвержденную Председателем Верховного Суда 24 апреля 1997 г. [63] См. Положение о Научно-консультативном Совете при Верховном Суде Республики Беларусь, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 28 июня 1996 г. // Судовы весн1к. 1996. № 3. С. 4. [64] Валдайцев Д. Кассационная инстанция – гарантия оперативного исправления допущенных ошибок // Вестн1к Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1999. № 5. С.38 [65] Собрание декретов, указов Президента и Постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 25. Ст. 653. [66] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 4. Ст. 93. [67] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 56. [68] Судовы весн1к. 1998. № 1. С.16-17. [69] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995. С. 188. [70] Судовы весн1к. 2000. № 1. С. 9. [71] Розин Н.Н. Уголовное судопроизводство. СПБ. 1914. С. 92-93. [72] Первый съезд судей Республики Беларусь. Документы и материалы. Мн., 1998. С. 162. [73] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 2. 2/115. [74] Собрание декретов, указов Президента Республики Беларусь. 1997. № 34. Ст.106. [75] Собрание декретов, указов Президента Республики Беларусь. 1997. № 34. Ст. 106. [76] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 21. Ст. 386. [77] Первый съезд судей Республики Беларусь. Документы и материалы. Минск. – 1998. – С.5-42. [78] СУ БССР 1924. № 25-26. Ст. 231. [79] СЗ СССР 1936. № 40. Ст. 338. [80] СЗ БССР 1960. № 4. Ст. 38. [81] СЗ БССР 1970. № 34. Ст. 497. [82] СЗ БССР 1972. № 30. Ст. ст. 484, 485. [83] Собрание постановлений Совета Министров Республики Беларусь. 1992. № 33 (69). Ст. 601 [84] Собрание Указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 34.Ст.835 [85] Мартинович И.И. Становление прокурорского надзора в Белорусской ССР // Становление прокурорского надзора в СССР. М., 1973. С. 305-312. [86] СУ БССР. 1922. № 5. Ст. 83. [87] См.: Вестник ЦИК, СНК И СТО СССР. 1923. № 10. Ст. 311. [88] СЗ СССР 1933. № 40. Ст. 239. [89] СЗ СССР. 1936. № 40. Ст. 338. [90] Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 1. Ст. 20. [91] Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843. [92] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 10. Ст. 95. [93] Утверждено Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25.06.1996г. № 396-XIII/ Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1996.- № 24. – Ст. 443. [94] Известия ЦИК Белоруссии. 1921. № 27. [95] СУ БССР. 1922. №3. Ст. 52. [96] Там же. 1922. № 5. Ст. 84. [97] СУ БССР. 1922. № 6. Ст. 106. [98] Мартинович И.И. Адвокатура в БССР. Минск, 1973. С. 48-63 и др. [99] СП СССР. 1939. № 49. Ст. 394. [100] СЗ БССР 1961. № 19. Ст. 186. [101] Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 844. [102] СЗ БССР 1981. № 15. Ст. 296. [103] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1993. № 20. Ст. 242. [104] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 14. Ст. 485. [105] Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1998. № 28. Ст. 459. [106] См. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 октября 2000г. [107] Проблемы конституционализма. Вып. 1. // Под ред. Л.Л. Зайцевой. Минск, 1998. С. 71-74. [108] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь // 1993. № 20. Ст. 242. С изм. и доп. от 06.06.98 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь // 1998. № 28 Ст. 459. [109]. См: Добавление к резолюции (78) 8 Комитета министров Совета Европы о юридической помощи и конституциях от 2 марта 1978 г. // Права человека. Сборник международно-правовых документов. Минск: Белфранс, 1999. С. 899. [110] См. Власов И.С., Пульянов В.З. Организация адвокатуры в зарубежных странах. М., 1972, С. 50 и др. 1 См. Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. № 5. Ст. 75; Добротворский О. Прошу оказать содействие в получении наследства за границей... // Юстыцыя Беларус1. 1998. № 1, С. 49-51. 1 См. Положение о Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Министром юстиции РБ 4.06. 97 (рег. № 1902/12 от 4.06.97 с изм. и доп. от 29.06.97 рег. № 1998/12). [111] См. Положение об аттестации адвокатов, принятое Президиумом Республиканской Коллегии адвокатов 29.05.98 и утвержденное заместителем Министра юстиции 5.06.98 // Юстыцыя Беларус1. 1998. № 2. С. 51-52. [112] См. Типовой устав областной (городской) коллегии адвокатов, Белинюрколлегии. Утвержден на заседании Президиума Республиканской коллегии адвокатов 22. 12. 98. Утвержден Министром юстиции Республики Беларусь 22. 01. 99 // Юстыцыя Беларус1. 1999. № 3. С. 34-38. [113] См. Методические рекомендации по организации работы юридических консультаций коллегий адвокатов. Утверждены 29.03.2000 // Юстыцыя Беларус1. 2000. № 2. С. 42-45. [114] См. Положение “Об осуществлении адвокатской деятельности в иных организационных формах”, утвержденное Министром юстиции 6 мая 1998 г. [115] См. Положение о Республиканской коллегии адвокатов, утвержденное Министерством юстиции Республики Беларусь. 20 июня 1997 года. [116] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 20. Ст. 243. [117] Юстыцыя Беларус1. 2000. № 1. С. 18-20. [118] См. Положение о стажировке в адвокатуре молодых специалистов. Утверждено Министром юстиции Республики Беларусь 30.06.99 // Национальный реестр правовых актов РБ. 1999. № 57. Рег. Номер 8/577. [119] См. Типовой Устав областной (городской) коллегии адвокатов, Белинюрколлегии, ст. 15-17. // Юстыцыя Беларус1. 1999. № 3. С. 36 [120] Проблемы конституционализма. Вып. 1. / Под ред. Л.Л. Зайцевой. Минск, 1998. С. 73. [121] Мартинович И.И. Некоторые аспекты развития адвокатуры в Республике Беларусь // Юстыцыя Беларусi. 1998. № 2. С. 48. [122] Юстыцыя Беларусi. 2000. № 1. С. 20. [123] См. Методические рекомендации по организации работы юридических консультаций коллегий адвокатов // Юстыцыя Беларусi. 2000. № 2. С. 43. [124] Утверждены Министерством юстиции и Министерством финансов Республики Беларусь 23.05.91 с изменениями и дополнениями от 13.05.92 и 27.11.97. [125] См. Рекомендации по применению Правил возмещения расходов по оплате труда адвокатов за счет средств бюджета // Юстыцыя Беларус1. 1999. № 2. С. 16-17. [126] СУ РСФСР. 1920. № 22-23. Ст. 115. [127] Мартинович И.И. Судоустройство и прокурорский надзор в БССР. Мн., 1960. С. 44. [128] Ведомости Верховного Совета СССР 1959 г. № 1. Ст. 15. [129] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1991. № 13 (15). Ст. 150, 151; 1992. № 32. Ст. 520 и др. [130] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 5. Ст. 104. [131] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. № 17. Ст. 451. [132] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 31. [133] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 13 (15). Ст. ст. 150-151. [134] См.: Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 г.// Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 № 10-12, ст. 104. [135] См.: Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993г., № 23, ст. 282; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., № 33, ст. 658. [136] См.: Указ Президента Республики Беларусь от 11.09.98 г.№ 442 “О реорганизации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь”. [137] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 57. Рег. № 2/64. [138] Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. С. 80. [139] Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. № 31.Ст. 622. [140] СУ БССР 1922. № 6. Ст. 100. [141] Там же. 1925. № 17. Ст. 141. [142] СЗ СССР 1926. № 35. Ст. 352. [143] СЗ БССР 1927. № 5. Ст. 17. [144] Ведомости Верховного Совета СССР 1973. № 30. Ст. 393. [145] СЗ БССР 1974. № 13. Ст. 224. [146] Российская юстиция. 1999. № 1. С. 33-34. [147] Национальный реестр правовых актов. 2000. № 5. Р. 1/982. [148] Список частных нотариусов Республики Беларусь // Юстыцыя Беларусi. 1999. № 1. С. 29-34. [149] Бюллетень Нормативно-правовой информации. 1999. № 2. С. 165-169. [150] Государство и право. 1996. № 3, № 8. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|