Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СМЕРТЬ И ВОСКРЕШЕНИЕ ШАМАНА




 

Имеющий стать шаманом должен подвергнуться рассеканию. О времени, когда это должно совершиться, он заране знает и ложится на свежесодранную бересту, или же на кору другого дерева.

При рассекании тела шаман на одни сутки умирает, а затем воскресает.

Сначала отрезают, будто бы, его голову и кладут в отверстие между потолком и крайней балкой юрты (речь идет о якутской «стоячей» юрте). Затем, все тело разрубают на мелкие кусочки и делят между всеми злыми духами. Если при этой дележке какие-нибудь злые духи не получат свой пай, потом, когда эти обделенные духи станут причинять людям болезни,- против них заклинания шамана будут бессильны. Он может вылечивать лишь те болезни, которые причиняются духами, вкусившими частицы его тела.

После снятия тела кости его снова складывают одну к другой, к ним прикладывают новое мясо и оживляют шамана. Те люди и скот, от которых (духи) взяли мясо для (образования) нового тела шамана, должны умереть.

Говорят, что постель и одеяло шамана покрывается густой кровью, всю одежду, в которой шаман подвергся рассеканию он сам должен сжечь.

При становлении великого шамана весь его род должен вымереть, ибо жизнь шамана выкупается его родственниками; кроме того, тело последних идет на образование нового тела шамана. Затем рассказывают, что (духи) из трупов люден устраивают запруду на реке «смерти и гибели», складывая их поперек (реки) и употребляя в качестве кольев этой запруды.

Знаменитые шаманы подвергаются рассеканию три раза, а маленькие только раз. Тот шаман, который подлежит троекратному рассеканию, в последний раз, рассказывают, отправляется в лес и там подвергается указанной операции. Он будто бы говорит своим родным — «постройте шалаш в лесу и туда отнесите меня». Так нужно было для полноты положенного ритуала.

 

 

Борисов Михаил.

Мархинский улус.

7 марта 1925 г.

 

СТРАДАНИЯ ШАМАНА

 

Рассказывают у нас, что шаман (при становлении) трижды подвергается рассеканию. У великого шамана, говорят, отделяют все его конечности. (Рассказчик почему-то слова «ноги» и «руки» заменяет словом «лабаа», что значит дословно—«ветви» Г. К.). Если обнаружится недостача (в костях), то он не может стать шаманом.

Если будущий шаман должен обладать «хомусун», то будто бы, (духи) дают ему отведать человеческое мясо и морят его голодом.

Когда шаман подвергается рассеканию, то он должен поселиться в стороне от населенных пунктов, в особом амбаре.

Рассказывают, что постель рассекаемого шамана покрывается густою кровью. Постелью ему должна служить свежесодранная береста.

В старину при становлении шамана совершался другим шаманом особый обряд — «поднятия» его. При этом старый шаман совершал камлание («кыырар») и посвящал, знакомил молодого шамана со всеми духами («усуйар»).

Когда зарождался великий шаман, то это сопровождалось, будто бы, гибелью его рода (дословно — «такой шаман вставал, опрокинув, расстроив жизнь своего рода»). Это, говорят, случалось оттого, что умножились злые духи.

Также рассказывали, что, когда предстояло явиться большому шаману, то (его духи) из мертвых тел строили плотину на реке «бедствий и гибели», чтобы оградить (кого?) от нападении других шаманов.

Все описанное не имеет места в отношение шаманов, возникающих от светлых и чистых духов.

 

 

Догоюков Иван.

Нюрбинский улус.

11 марта 1925 г.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных