Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БРЕДОВЫЕ ИДЕИ ШАМАНОВ




 

Прежде чем сделаться шаманами, люди долго болеют, худеют, остаются у них «кости да кожа» (дословно «кости делаются утиными, а глаза впадают, как у дохлой рыбы»), сходят с ума, безумствуют, постоянно забираются на вершины лиственниц. При это болтают вздор, что, будто, у них кололи глаза, тело разрезали, разделили и съели, влили новую кровь и т.д. Рассказывают, что лицо шаманов в эту пор бывает все окровавленное.

Когда зарождается шаман светлых духов, его род богатеет, когда же возникает злосчастный шаман, то в его роде за все семь главных костей шамана умирает восемь человек.

 

ГЛАВА III

Следы культа рогатого скота

 

Васильев Евдоким.

Средне-Вилюйский улус.

19 февраля 1925 г.

 

ПОКЛОНЕНИЕ БЫКУ

 

У меня была бабушка по имени Мэппичиэйэ, которая умерла 50 лет тому назад, когда мне было только 15 лет. При кончине ей уже перевалило за сто лет. Она родом была из Якутского округа — Джобулга, с острова Тоён-Арыы.

Я помню рассказ этой старухи, она говорила: «Старинные люди (якуты) делали своим божеством («тангара гыналлара») пороза (быка — производителя) и называли его «Буга- Божество»18.

Когда приезжала с поезжанами новая невестка, пороза вводили в юрту, и молодая невестка, прячась за ним, проходила в особое крытое отделение юрты — «хаппахчы».

Весной, когда (невестка) впервые заквашивала «суорат» (род простокваши), она срезала у пороза клочок шерсти из его «сюёк'а» (наружный половой признак, но здесь рассказчик разумеет шерсть на брюхе вокруг последнего. Г. К.) и примешивала к суорату. Из того суората никому не позволяла даже отведать. На следующий день освященным суоратом она окропляла пороза: сначала вливала ему в рот, затем кропила по загривку, на спину и дальше до производительного органа. Только по завершении этого обряда она разрешала нам кушать из запасов суората.

 

 

Данилов Иннокентий

Джобулга. Остров Тоён-Арыы.

17 января 1925 г.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных