Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ. ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ПОИСК ИСТИНЫ.




Истина - 1)цель всякого познания, научного и философского;2)то, что скрыто от исследователя, мыслителя, то, что не находится на поверхности. Необходимо усилие, чтобы это открыть.3)адекватное отображение действительности в нашем сознании.

Древние Греки думали, что истина - привилегия богов. Раскрытие того, что недоступно - философская истина, кот предполагает обнаружение истины.

существует 2 концепции:

1) Концепция когерентной истины утверждает, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво с более общей, обхватывающей системой знания. Сторонники этой теории утверждают, что мир - единое целое. В нем все, даже самые мельчайшие явления связаны между собой. Поэтому знания об отдельных вещах или явлениях должны соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Следовательно, истина о мире - одна, а частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей истины. Однако, жизнь подтверждает, что самосогласованности знания явно недостаточно для признания его истинным.

Концепция прагматической истины) - истинным признается такое знание, которое:

а) имеет благие последствия для человечества; б)успешно применяется на практике.

Конечно, практика является важным критерием истинности наших знаний (строятся самолеты, которые летают, мосты, по которым ездят и т.д.). Однако, истина, таким образом, соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека.

Критерии истины:

1. Согласованность теоретических построений с окружающей действительностью. Насколько точно знания отражают окружающую действительность (Квадрат: равенство сторон и углов. Квадрат - геометрическая фигура, угды кот 90 гр. Если не скажем про равенство сторон - прямоугольник, если про углы - ромб. Фигура д.б. на плоскости. 2. Внутренняя непротиворечивость и согласованность. Когда критерии между собой согласованы - они усиливают друг друга.3. Принятие соглашения в отношении терминологии, выбора аксиом, стандартов объяснения и понимания. 4.Д ля прагматизма единственный критерий - критерий пользы, выгоды. 5. Практика (как источник познания, цель познания, критерий истины, ее проверка)

Абсолютное и относительное в истине.

Абсолютная истина -полное исчерпывающее знание о действительности, кот нельзя опровергнуть 1)окончательное знание отельных аспектов действительности.(Менделеев определил принцип строения периодической системы элементов, хотя все элементы не были обнаружены.) 2)именно это содержание истины не изменяется в последующем 3)всеохватывающее знание недостижимо.

Относит истина - неточные, неисчерп. неполное знание о действительности, кот содержит отдельные компоненты абсолютной. И каждая относит истина - шаг к абсолютной. (сейчас утро- в Ниж Новг, а в Нью-Йорке нет).

Истина. Заблуждение. Ложь.

Заблуждение - это искаженное представление об действительности. (Испанские медики в ср века: сердце бьется, потому что кровь бежит по сосудам - перепутали причину и следствие. Когда Гарвей открыл круги кровообращения - заблуждение было выявлено.)

Ложь - сознательное искажение действительности, представлений о ней, с целью обмана или введения в заблуждение того или иного человека.

Диагностич. процесс: начиная с 17-18в только начинает формироваться классическая(НЕ традиционная) медицина. Традиционной лет 300, всяких традиционных операций типа кровопускания, примочки, травки.

Так вот, классическая формируется по принципу открытого вопроса о природе. «давай попробуем так лечить, а не получилось, по другому попробуем». И так за века накопились методы по лечению. То есть диагностический процесс ток в 19в приобретает черты науки. Посему тут идет речь о том, что каждый врач, студент не только лекарь, это еще исследователь, ученый. Якобы надо обращать внимание на нетипичное протекание заболевания, не классические формы симптомов и пр. Например 2 недели назад в Сибири в мелкой деревушку с мед. пунктом ребенок 8-9лет умер от туберкулеза открытой формы, оказалось что врач восприняла симптомы как ОРВИ и как пневмонию, при этом она разрешала ходить ребенку в школу, заниматься и пр. И ребенка спасти уже было нельзя никакими антибиотиками, и теперь 2 деревни в карантине. А все потому что врач делает тупо по плану, типа жар есть, понос есть, головокружения нет, а значит не то и пр.

Посему диагностич. процесс должен быть всесторонним, многоуровневым, системным, последовательным, внимательным, что позволит не только успешно лечить, но и делать открытия, проводить научные работы и пр.

Все эти эксперименты 19в, в т.ч. инфицирование самого себя(исследователя) привело к открытию что есть возбудители, к открытию сывороток против них.

На сегодняшний день кол-во нозологич. Единиц увеличивается в прогрессии. Над быть крайне внимательным.

Излечение, верный метод лечения, сохранение здоровье - это и есть достижение истины в мед. аспекте.
Диагностический процесс является поиском истины. Врач опирается на различные критерии истины: органы чувств (свой чувственный опыт), свои знания (ясность и отчетливость признаков и смптомов), согласует свои рассуждения с общими знаниями, проверяет эффективность своих знаний, опирается на практику, а также на всеобщее согласие. Врач так же сталкивается с заблуждением или даже с ложью.

18: СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Наука
- высший уровень познания, форма духовной деятельности человека, кот производит знания о природе, обществе, человеке и о самом познании. Цель - постижение истины. Н- система знаний об общих закономерностях, принципах мироустройства, подразделяется на множество отраслей Они м.б. распределены по методу и предмету познания.(наука о природе - естественнонаучные, об обществе - гуманитарные и социальные, о познании и мышлении - гносеология, логика)

По удаленности от практики: фундаментальные (не связаны напрямую с практикой (ядерная физика, биогеохимия, астрофизика)) и прикладные (биология, математика, механика, все, что реализуется в промышленном производстве.)

Ф. Бэкон: делил науки на светоносные и плодоносные. Светоносные дают направление плодоносным, которые изменяют нашу реальность.

Особенности научного познания: 1) отличается предметностью и объективностью; 2) оно выходит за рамки обыденного опыта 3) изучение объектов независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения, т.е. результаты исследований, могут стать предметом массового практического освоения в будущем; 4) системность и обоснованность научного знания; 5) сформированы специфические способы обоснования истинности научного знания:

Специфика научного познания заключается в том: есть несколько уровней научного познания:

1) Обыденный - тут достаточно обыденной речи, обыденных понятий…

2) Художественный - предполагает образность, глубина восприятие окружающей действительности через феномен. Это такой инструмент, ч-з кот можно по другому взглянуть на мир, на какую то внутреннюю реальность.

3) научное познание: у него много специфич. черт: а)научное познание имеет строгость. В смысле не дисциплина, а однозначность. б) системность. Знание о клетке вписаны в систему живой ткани. Ткань - часть органа, орган - часть организма и пр. Это всегда системное представление об окружающей действительности в доказательность, либо непротиворечивость, логичность. Знания так или иначе могут быть логически обоснованы г)всегда есть субъект, объект и их отношения. Всегда есть оппозиция, расчлененность меж субъектом и объектом исследования д) научное знание ПРЕТЕНДУЕТ на всеобщность. Претендует, например вся класич. наука 17веков оперировала суммой знаний о нашей солнечной системе. А потом все расширялось, атом разлагался, знания все больше больше больше. А потом кто-то заявил, что физики и математики вводили нас в заблуждение, все динамично, а значит не одна теорема не является полной истиной. Идут изменения, которые мы не можем фиксировать. Система не в равновесном состоянии, чем ее измерить? Невозможно. Поэтому только претендует.е)специальный язык. Наука оперирует категориальным аппаратом (теории, концепции, законы, формулы, символы) ж) особые научные методы. Типа классические: анализ, синтез. дедукция, индукция, измерение, наблюдение, фиксация з) наука носит дисциплинарный характер. Нельзя сказать что ты просто занимаешься наукой. У нас есть классификация научного знания,.Ж) наука делится по удаленность от практики, их делят на фундаментальные и прикладные. еще со времен Бэкона(плодоносные и светоносные. Все плодоносные законы и опыты сделали на основе фундаментальных законов.) есть пример, когда сначала сделали сверх проводники, но фундаментального еще не открыли, их не могли использовать тупо. Ток недавно после открытия фундаментальных законов их смогли использовать.

Роль науки в развитии цивилизации:

1. 19 в позитивизм: наука изменяет наше бытие. Тренд сциентизма. Без электричества мы никуда. Наука играет огромную позитивную созидающую роль в нашей жизни. Нужно говорить о глобальном. Мы носители технологического уровня жизни.2. Мы не придаем должного значения деструктивному уровню научного и технологического развития цивилизации. Весь спектр разрушающего технологического влияния. Наука важна, полезна. Наука не нужно - атомные бомбы, озоновые дыры.

Нужен инструмент, который регулирует применение науки: этика + философия.

Следование не только эгоцентрическим идеям, но и о возможностях Земли, биосферы и т.д.(Теория коэволюции: соразмеренное развитие чел цивилизации и природы.

Можно усилить это идеями Вернадского (переход биосферы в ноосферу). + в том что: люди дольше живут, больше возможность для самореализации, более интересная жизнь, но глянем на другую часть, а что есть развитие цивилизации? Если под развитием цив. понимать техническое оснащение, инструментальное овладение, власть над природой и пр. естественно в этом измерении развитие гиганское.

Но глянем на другое: уже в середине 20в в шутку говорили, мы не знаем каким оружием будет вестись 3-я мировая война. Но знаем каким будет 4-я мировая - топор и камень, ибо 3-ю не переживем.

Поэтому развитие цивилизации имеет не одновекторна.

последнее, классическое утверждение со времен библии: многие знания, многие печали. Речь о том, что знания, которые мы приобретаем сделали ли оно какого либо счастливом? Кому-то трансплантацию сделали сердца например - он безумно счастлив. Но само по себе научное знание без технологич. применения сделало кого-то счастливее? мб, я сегодня знаю больше чем вчера, но изменяет ли это бытие чел-ка? Стали ли мы более нравственными со времен Сократа? А всякое развитие ли без нравственного улучшения будет развитием?

В общем наука имеет гигантский потенциал, но вот закон опережающего развития:

Цивилизация избрала наукообразный вариант развития, но парадокс в том, что любую проблему которую мы пытаемся решить экспериментом/инструментом дает 3-5 новых проблем, кот инструментом уже не решить.

19.Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы и категории диалектики. Их методологическое значение для медицины.
Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника.
В настоящее время понятие диалектика - это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления.
Диалектика, как теория, представляет собой стройную систему, в которую входят:
-законы диалектики;
-категории диалектики;
-принципы диалектики.
Принципы диалектики:

- принцип всеобщей связи (означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность всех его составляющих: предметов, явлений, процессов)

- принцип развития ( процесс длительно накапливающихся необратимых, поступательных изменений, сложных систем в больших интервалах времени)

- принцип системности (многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке);

- принцип причинности (отражает наличие таких отношений, связей между предметами, явлениями, когда одно явление порождает другое явление. Первое называется причиной, а порожденное – следствием)

- принцип историзма (историзм подразумевает два аспекта характеризующих окружающий мир: вечность, неуничтожимость мира, истории, его существование и развитие во времени, которое длится всегда)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных