ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ашкелон город времен Самсона и Далилы.“Иуда взял также Газу с пределами ее, Аскалон (Ашкелон) с пределами его и Екрон с пределами его” (1 Книга Судей 1:18); “И сошел на него (Самсона) Дух Господен, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку…” (1 Книга Судей 14:19); “И отослали они (жители Гефа) ковчег Божий в Аскалон, возопили Аскалонитяне, говоря: принесли к нам ковчег Бога Израилева, чтоб умертвить нас и народ наш…” (1 Книга Царств 5: 10); Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их (филистимлян). Доколе будешь посекать, о меч Господен! доколе ты не успокоишься? возвратись в ножны твои, перестань и успокойся. Но как тебе успокоиться, когда Господь дал повеление против Аскалона и против берега морского? туда Он направил его” (Книга Пророка Иеремии 47: 5-7).
Самый древний и самый большой морской порт Ашкелон расположен на средиземноморском побережье Израиля в 40 милях к югу от Тель-Авива. Он был столицей правителей Ханаана, филистимлянским портом, с ним же связана история библейского героя Самсона. В период Средней Бронзы (2000-1550 гг. до н.э.) территория Ашкелона составляла почти 50 гектаров. Его окружали мощные глиняные валы. Наверху их дополняла большая сырцовая стена с самыми древними в мире арочными воротами. Их остатки сохранились на высоту 3,6 метров а ширина составляла около двух с половиной метров, что легко позволяло проехать колеснице. По бокам ворота охраняли две башни из сырцового кирпича, сохранившиеся на высоту около шести метров. Их, правда, дважды надстраивали. Ворота на протяжении Среднего Бронзового века несколько раз разрушались и восстанавливались. С самого начала арочный проход через ворота был настолько длинным, что строителям пришлось применить особую конструкцию, поддерживающую фундамент постройки. Уникальный коробовый свод из камня, покрытого штукатуркой, соединял наружные и внутренние арки. Ашкелон достигает максимальных размеров, порядка 60 гектаров, уже в начале II тысячелетия до н.э.; укрепления последующих периодов, от эллинистического до исламского, следовали прежней оборонительной линии. Сооруженный около 1550 года до н.э. вал имел высоту 15 метров с 40-градусным наклоном по внешней линии и толщину в основании 21 метр! Городская дорога ханаанейского времени шириной около шести метров поднималась на вал от близлежащей гавани и затем вела к воротам. Неподалеку от нее была сделана важная находка: хорошо исполненная бронзовая статуэтка теленка размером 10 х10 см., первоначально покрытая серебром. Вместе с ней обнаружили керамическую модель гробницы с миниатюрным дверным проемом. Известно, что изображения телят и быков (Золотые тельцы) посвящались ханаанейским богам Элу и Ваалу, против поклонения которым резко выступали ветхозаветные цари и пророки. (Исход 32; Книга Пророка Осии 13:2). Найденное изображение, вероятно, находилось в придорожном святилище, посещаемом путешественниками и торговцами по пути из гавани к городским воротам. Другой важной находкой ханаанейского времени было погребение девочки с красивой “импортной” посудой, тремя египетскими скарабеями и остатками жертвенной пищи в небольшом сосуде. На ее плечах были обнаружены две пуговицы-булавки, использовавшиеся для скрепления одежды. Сырцовый склеп был перекрыт белой штукатуркой. Обычай хоронить умерших в пределах города был широко распространен в ханаанейских поселениях эпохи средней и поздней бронзы. Примерно в 1175 году до н.э. ханаанейский Ашкелон пал, чтобы затем сделаться главным морским портом филистимлянского союза пяти городов. Филистимляне прибыли из района Эгейского моря, о чем свидетельствуют те же формы посуды, что и в Греции в период поздней бронзы. В Палестине они из местной глины сначала изготавливали одноцветную керамику с красным или черным орнаментом, очень близкую к микенской. Много позже под влиянием ханаанейского стиля они перешли к т.н. бихромной, красно-черной посуде. (Именно ее обычно называют филистимлянской.) В самых ранних их постройках обнаружено также большое количество цилиндрических грузил. Их форма резко отличается от ханаанейских и очень напоминает микенские. Филистимляне в Ашкелоне восстановили ханаанейский вал и гласис — передний скат бруствера, а построили мощную сырцовую башню в районе старых ворот. Процветание Ашкелона продолжалось до начала VII века до н.э., исключая короткий период, когда он находился под властью израильских царей Давида и Соломона. Надписи на черепках-остраконах показали, что филистимляне, даже приняв семитский диалект, сохранили свои традиции. Настоящей катастрофой для города стал поход вавилонского царя Навуходоносора II в 604 году до н.э., полностью разрушивший Ашкелон. В “Вавилонской хронике” сказано, что Навуходоносор “подошел к городу Ашкелону и взял его в месяце Кислев (декабре — А.С.). Он захватил его царя и разграбил его и вынес добычу из него…Он превратил город в холм и груду руин и затем, в месяце Себат он вернулся обратно в Вавилон.” О разрушении Ашкелона говорит и пророк Иеремия. Наиболее выразительная находка, отражающая это событие, — скелет женщины средних лет. Она была погребена заживо обрушившимися стенами и крышей здания, в котором надеялась укрыться. Менее зловещее, но столь же драматическое свидетельство вавилонского разгрома — следы грандиозного пожара на разных участках городища. Среди них тысячи разбитых горшков и многочисленные предметы, брошенные спасающимися жителями. В здании винодельни обнаружили ряд египетских предметов: бронзовую статуэтку бога Осириса, семь бронзовых ситул — сосудов для возлияний, и фаянсовую подвеску с изображением египетского бога Беса. Как знать, может быть, усилившееся египетское влияние и стало причиной похода вавилонян на Ашкелон? Как известно, внезапная гибель города является настоящим подарком для археологов. Не составил исключение и Ашкелон, где раскопки слоя вавилонского разгрома дали возможность восстановить его жизнь накануне событий 604 года до н.э. На одном из участков были открыты остатки рынка. В лавках, прилегающих к небольшой площади, остались фрагменты глиняной посуды с надписями, которые позволили определить специализацию этих торговых точек. Фляги и расписные кувшинчики указывают винный магазин, что подтверждают два черепка-остракона с упоминанием “красного вина” и “крепкого напитка.” Последний, по всей видимости, представлял собой вино из финиковой пальмы. Другой магазин явно принадлежал мяснику, о чем свидетельствуют кости животных с характерными мерными зарубками для разделки туш. Наконец, одно из зданий, где были обнаружены более дюжины весов с каменными и бронзовыми гирями различных шкал, было своего рода офисом, занимавшимся бухгалтерским учетом. Найденные в этом здании черепки с надписями играли роль своеобразных квитанций об уплате серебром за полученное зерно. Но самое удивительное было впереди. Оказалось, что офис занимал лишь первый этаж, а на втором было… святилище! Красноречивым свидетельством тому стал маленький алтарь из песчаника, заставляющий вспомнить слова пророка Иеремии о домах, на кровлях которых “возносились воскурения Ваалу и возливаемы были возлияния чужим богам” (Книга Пророка Иеремии 32:29). Впрочем, тесное соседство Бога и Мамоны было характерным для филистимлянских городов. Да и само название Ашкелон связывают с денежной единицей того времени, шекелем. Недаром ханаанеяне и филистимляне фигурируют в Библии преимущественно как торговцы. И все же филистимлянский Ашкелон не только торговал, но и производил, и не что-нибудь, а вино. Выявленная раскопками винодельня состояла из трех рабочих помещений, которые перемежались складскими. Прессы для винограда располагались на площадках, покрытых цемянкой и имевших с одной стороны сток, ведущий в чан. В углу самого чана был устроен небольшой слив для мезги. В то время как вино оставляли бродить, сок собирали во фляги, которые ставили в соседние складские помещения. Сосуды с забродившим вином снабжали глиняными затычками со сквозными отверстиями. После разгрома Навуходоносором II Ашкелон какое-то время оставался в развалинах. Некоторое время спустя сюда переселились финикийцы, находившиеся под властью Персидской державы. Персов сменили греки, греков — римляне и византийцы. Затем приходят мусульмане, которых на некоторое время сменяют крестоносцы. Все эти цивилизации оставили свой след в мощных культурных напластованиях Ашкелона.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|