ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Историческая справка о ЧелябинскеРайонная конференция юных краеведов «Мой первый доклад» (юный исследователь, 1-4 классы) Деревянное зодчество Челябинска Выполнил: Пашнин Владислав МБОУ СОШ №146, 2а класс Руководитель: Пашнина Юлия Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №146
Челябинск - 2011. Содержание Введение 3 – 4 стр. Основная часть 1.1 Из истории Южного Урала 5 стр. 1.2 Историческая справка о Челябинске 6 стр. 1.3 Приёмы композиции жилого дома 7 – 8 стр. 1.4 Входы в дома 9 стр. 1.5 Оконные наличники 10 – 12 стр. 1.6 Ставни 13 стр. 1.7 Ворота 14 стр. Заключение 15 стр. Приложение 16 – 19 стр. Литература 20 стр. Введение «Искусство — это то прекрасное, что талантливые люди умели создать даже под гнетом деспотизма и что свидетельствует о красоте, о силе человеческой души. Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы — все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство» (В.И. Ленин). В огромной мере это относится и к народному зодчеству — богатейшему, безбрежному морю искусства, с которым неразрывно связаны также художественные ремесла и прикладное народное творчество. Талантливый человек был всегда. Жили талантливые люди и в Челябинске. Была ли то пора свободного предпринимательства, или тяжелая пора татаро-монгольского нашествия, или время Крестьянской войны, была ли то пора глухого крепостного и царского гнета, от которого задыхался крестьянин (а избу свою заставлял улыбаться резными наличниками!) — ничто никогда не могло убить вечного своеобразного народного стремления к красоте, запечатленного в предметах быта, в народном жилище. Деревянное зодчество остается еще недостаточно исследованной областью. Народное зодчество Челябинска отличается большим своеобразием, возникшим в результате взаимодействия культур переселенцев (главным образом, русских) и местных народностей (преимущественно, башкир). Многие давние строения пришли в ветхость и невзрачны теперь. Новые жилые корпуса встали почти вплотную к этим старым деревянным домам, смиренно ожидающим сноса. Через несколько лет падут и они под натиском современных благоустроенных кварталов. Но нельзя уничтожать все бесследно! К счастью, ныне считается уже доказанной необходимость сохранения некоторых старых построек при реконструкции городов: это не только придает индивидуальность отдельным местам города и восполняет безликость иных жилых массивов, но, и благотворно действует на настроение горожанина. К тому же некоторые из сохранившихся построек весьма привлекательны скромной прелестью и теплотой своей архитектуры, добротностью строительных работ и с достоинством представительствуют сегодня от старого Челябинска. Цель моей работы: привлечь ваше внимание к крохотным остаткам того, что предшествовало современному городу — могучему промышленному гиганту. Важно, чтобы современник испытывал чувство уважения к своему талантливому, трудолюбивому предшественнику. Из истории Южного Урала Уже с глубокой древности Урал, лежащий между Европой и Азией, был краем, где сталкивались, взаимно проникая друг в друга, культурные слияния Востока и Запада. Южный Урал также поражает изумительной пестротой народонаселения. Регулярные связи России с северо-западным Уралом установили новгородцы еще в XII веке. Со второй половины XVI столетия на «Каменный пояс» двинулся быстро растущий поток русских переселенцев. Заселение Южного Урала шло разными путями: переселяли солдат и казаков острожных и крепостных гарнизонов, целыми деревнями переводили из разных мест России государственных и крепостных крестьян. Приходили и «вольные люди», среди которых были не только крестьяне, но и мастеровые. 1-й поток — конец XVII и начало XVIII веков - переселенцы северорусских уездов. 2-й поток - жители ближайших казачьих слобод, переведенное из других крепостей военное сословие, а также пришельцы из Центральной России и Сибири. 3-й — середина XVII века — деревни крепостных крестьян из Поволжья, Московской и Рязанской, Тульской и Калужской, Новгородской и Пензенской губерний. 4-й поток — со второй половины XVIII века - Курской, Воронежской. Немало было и нерусских переселенцев: из Средней Азии, а также из числа ближайших западных народов— мордва, мари, мещеряки, чуваши. Они несли на Урал свои обычаи, традиции, в том числе и строительные. С приходом русских и местное башкирское население начинает переходить к оседлости, перенимать земледельческие навыки, строительство домов. Историческая справка о Челябинске В послужном списке полковника Якова Павлуцкого указано, что в 1736 году летом он «достроил Челябинскую деревянную крепость». В пору закладки крепости урочище Челяба было кружено смыкавшимися лесными массивами (Шершневским и Каштакским борами), поставлявшими в изобилии прекрасный материал для строительства крепости и жилищ. Первыми строителями, а затем жителями крепости были крестьяне сибирских слобод. Значение города как важнейшего транзитного пункта между Средним Уралом и Оренбургом продолжает сохраняться. В 1780 году Челябинск был возведен в степень города. Несмотря на выгодное географическое положение Челябинска (центр области, лежавший на стыке двух обширных зон — Западной Сибири и Зауралья), город развивался довольно медленно и долгое время оставался захолустным. Крупных производств здесь не было. Большая часть жителей занималась сельским хозяйством. Постепенно развивались ремесла. Однако неуклонно Челябинск продолжал формироваться как торговый центр хлебопроизводящей зоны. Естественно, что национальный состав жителей был так же пестр, как и всей Исетской провинции. Значительный процент составляло татаро-башкирское население. Город был почти исключительно деревянный. Встречались дома, построенные по типу изб бедных «разночинцев» казачьих поселков — с земляной (дерновой) или соломенной крышей, и даже мазанки. По сведениям Оренбургского статистического комитета, в Челябинске в 1870 году было всего девять каменных домов. Только со строительством железной дороги, связавшей в 1892 году Челябинск с Самарой, в Челябинске, ставшем узловым железнодорожным и торговым пунктом, началась строительная горячка: воздвигаются крупные каменные дома, магазины, вокзал, церкви. Позже появляются и городские училища. Тем не менее, до конца XIX века Челябинск продолжал оставаться большим селом с деревянной одноэтажной застройкой, и лишь кое-где одиноко возвышались каменные двухэтажные здания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|