Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отбор выразительных средств, который формируется уже на этапе на­писания сценария, базируется на основе характера трюковой работы в номере.




Если образное решение не учитывает этого фактора, все осталь­ные выразительные средства могут вступить с ним в противоречие. Каждое из них не только стилистически должно согласовываться с другим. Стиль трюковой работы определяет общую стилевую направленность номера, которую в едином художественном ключе должны поддерживать все выразительные средства номера.

Художественно-стилевое единство особенно важно в бессюжет­ном номере эстрадного циркового жанра, где зритель не имеет воз­можности следить за фабулой происходящего и где все его внима­ние сосредоточено на трюке, который поддерживают все остальные выразительные средства номера.

· · · · · ·

При работе над сценарием сюжетного эстрадно-циркового номе­ра первой задачей драматурга является соблюдение специфических особенностей жанра, которые существенно влияют на выбор сюже­та. Если в драматическом театре может быть сыгран практически лю­бой сюжет, то в эстрадно-цирковом номере это не так.

Специфичность таких сюжетов обусловливается целым рядом факто­ров, которые драматург не может игнорировать:

сюжет должен отталкиваться от индивидуальности исполнителя и, как правило, создавать для конкретного номера в конкретном исполнении;

сюжет должен иметь возможность быть выраженным через трюки, являющиеся необходимым условием жанра;

в большинстве разновидностей жанра трюк выражается наглядно зрительно, посредством пластики, поэтому чрезвычайно вырастает пластическая компонента выразительности. В этих случаях сюжет должен строиться таким образом, чтобы происходящее было понятно без слов.

Стремление к синтезу актерского и трюкового мастерства яв­ляется устойчивой тенденцией развития эстрады последних деся­тилетий.

На это еще в 1969 году обратил внимание С. Цимбал: «Мастера современной эстрады и цирковой арены, певцы и клоуны, конферан­сье и жонглеры стремятся обогатить свои выступления

Стр.184

психологической достоверностью, в атмосфере которой оживают и обновля­ются эксцентрика и буффонада, неожиданная клоунская реприза и акробатический трюк»3.

Вот два примера удачного построения сценария сюжетного эст­радно-циркового номера, режиссерская разработка которого требу­ет соединения трюковой выразительности с актерским мастерством исполнителя.

На Открытом Санкт-Петербургском конкурсе артистов эстрады (ноябрь 2001 года) первую премию в оригинальных жанрах получи­ла артистка Светлана Лопата, которая выступала в номере «Игра с хула-хупами». Это очень традиционный номер, не только с извест­ными трюками, но и даже с их незыблемой последовательностью; в финале номера всегда выносится большое количество обручей, ко­торые вращает вокруг себя исполнительница (это на самом деле -связка, поскольку обручи скреплены между собой невидимой для зрителя тонкой леской). Казалось бы, ну что еще можно здесь при­думать!

Ведущий объявил: «Номер называется „Мэри Поппинс"». И дей­ствительно, на эстраде появился знаменитый литературный персонаж: костюм (номер исполнялся в длинном вечернем платье, что уникаль­но сложно для этого жанра), манера поведения, независимость и экс­центричность, которые читались во всем ее характере, то, как она по­стоянно общалась взглядами со зрительным залом!.. Поверилось, что эта женщина действительно может управлять погодой, укрощать зве­рей, и уж, конечно же, со всей строгостью, как и подобает англий­ской гувернантке, обходиться с детьми. Мэри Поппинс как будто ре­шила показать зрительному залу кое-что из своего волшебного арсе­нала. И она начала укрощать кольца! Это было весьма любопытное зрелище.

Что же позволило старому, в общем-то, заштампованному спортив­ному номеру, превратиться в небольшую сценку, в маленький спек­такль?

Во-первых, появился персонаж, от имени которого действует актриса. Не случайно здесь употреблен глагол «действует», а не го­ворится «крутит обручи». Это самое настоящее сценическое действие в неожиданных обстоятельствах (словно Мэри решила на лужайке развлечь своих подопечных парой «простеньких» трюков...). Она

Стр. 185

оценивает неудачи, радуется успехам, она по-настоящему актерски за­разительна...

При этом технический уровень исполнения трюков чрезвычай­но высок (С. Лопата — представительница старой цирковой дина­стии).

Думается, что номер «Мэри Поппинс» является одним из луч­ших образцов театрализованного эстрадно-циркового номера.

Еще один пример. В 2000 году в Москве проводился Всемирный фестиваль циркового искусства. И хотя речь в этой работе идет не о цирке, об одном номере из программы фестиваля все же следует сказать, так как он принадлежит к универсальному эстрадно-цирко­вому жанру и одинаково успешно демонстрируется как в манеже, так и с эстрады. Номер интересен для нас прежде всего тем, что являет­ся ярким примером того, как происходит взаимодействие театра и эстрады в эстрадном номере.

Номер режиссера А. Гримайло назывался «Зебры». В основе трю­ковой техники — акробатика. Но артисты выступали не в банальных, расшитых блестками, ярких цирковых трико; на них были очень изоб­ретательно решенные, оригинальные полосатые костюмы, напомина­ющие шкуры зебр. В музыкальном сопровождении звучали фольклор­ные африканские напевы, ритмы... Таким образом сразу задавалось место действия — африканская саванна. Между отдельными зебрами возникал конфликт, начиналась борьба. В этой драматической колли­зии возникали дружественные и враждебные сообщества, оценки, при­стройки, отношения; здесь проявляли себя разные характеры и разные темпераменты; здесь возникало подлинное драматическое действие, которое в финале приводило к победе одного из представителей силь­ного пола... И все это нисколько не мешало трюковой работе! При этом актеры показывали высокий класс актерского мастерства, ибо, перево­площаясь в свой персонаж в очень условной форме, они существовали в ней с огромной верой в играемых ими зверей, в предлагаемые обсто­ятельства.

В то же время нужно обратить внимание и на следующий аспект, который точно подметила И. Новодворская: «Настора­живает стремление в некоторых номерах и программах засло­нить трюковое исполнение беспрерывными

Стр.186

водевильно-танцевальными сценками. Трюки буквально утопают в некой „театраль­ной" игре...




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных