ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вымышленное место действия, рожденное фантазией драматурга, выдуманные предлагаемые обстоятельства на эстраде присущи всем формам именно театрализованного представления.Пример сценария программы «Выставка Достижений эстрадного искусства» может быть показательным и в том, как удачно выбранное МЕСТО ДЕЙСТВИЯ становится основным структурообразующим элементом драматургии эстрадного представления. Всем понятно, что емкое, многогранное понятие «выставка» сразу дает нам очень широкие возможности самых различных сюжетных построений. Это и «Праздник открытия выставки», и разного рода почетные и не очень гости, «ВИП-персоны», рядовые посетители, критики, экскурсоводы. Это «променад» по различным залам выставки — музыкальному, вокальному, залу юмора и сатиры, залу истории эстрады, и т. д., и т. п. Как в шахматной партии: хорошо разыгранный «дебют программы» дает возможность легко развернуть все остальное действие. Подтверждением этому утверждению может служить и большая театрализованная эстрадная программа Московского государственного университета, которая называлась «Мы строим наш дом!». Та же динамика развития программы. Идея построить свой дом, выбор места для него, обсуждение проекта, распределение «жилплощади» и наконец Праздник новоселья — все очень просто и органично. Стр.206 Этот же драматургический ход был использован совсем недавно в большой эстрадной театрализованной концертной программе в БКЗ «Октябрьский», посвященной 75-летию Ленконцерта-Петер-бург-концерта. Сценарная Идея, положенная в основу этого представления, состояла в том, что в нашем городе издавна существуют так называемые «Дома интеллигенции». Есть и Дом писателей, и Дом композиторов, и Дом кино, и Дом журналистов, и Дом художников, и Дом архитекторов, и Дом радио. А вот у артистов эстрады нет своего Дома, а он им нужен ничуть не меньше чем кому бы то ни было*. На сцене были выстроены соответствующие декорации. Зритель, уже входя в зал, видел красочно выстроенный дворик со скамеечкой, уютно светящиеся окна квартир, в которых у нас проживают всеми любимые популярные артисты — Э. Пьеха, Э. Хиль и другие... Перефразируя слова известной песни Ю. Антонова — «над крышей дома своего», мы видели знакомые силуэты Петербурга, нашего большого и любимого «дома». Зрителей встречал дворник, роль которого исполнял народный артист России Б. Бенцианов. И далее все номера программы были очень легко «привязаны» именно к этому Дому эстрады — отъездам на гастроли, возвращениям с них, встречам, разлукам, воспоминаньям... Программа «катилась» по этим «рельсам» легко и непринужденно. Таким образом, место действия организовывает эстрадные номера, логично соединяя их в единое целое. В этой связи можно было бы вспомнить еще и программу народных артистов СССР Ю. Тимошенко и Е. Березина (Тарапунька и Штепсель), которая называлась «Везли эстраду на декаду». Здесь организующим местом действия была Гостиница, в которой расселялись артисты эстрады Украины, приехавшие в Москву на «Декаду украинской литературы и искусства». Впрочем, в этом случае «сливались» два драматургических «хода». Артисты «ехали на эстраду» и потом жили в номерах виртуальной гостиницы «Дружба»... * Например, «Дом малютки» — «малюткам-артистам»... А если учитывать, что артист эстрады почти всегда в дороге, то, может быть, и не зря сплетничают, что у эстрадников всегда «не все дома»... Стр.207 В ряду других примеров можно привести и еще одну программу: театрализованный концерт в Петербургском театре эстрады, шедший под названием «ШОУ-БЭНЦ-99». Что такое ШОУ, было всем понятно с первого взгляда, а аббревиатура «БЭНЦ» уже на афише расшифровывалось как «Б-олыпая Э-страдная ЭНЦ-иклопе-дия 1999 года выпуска». Данное место действия являлось вымышленным, но оно функционально почти точно соответствовало вышеупомянутым «конструкциям». Практически это был тот же Дом, отведенный под редакцию энциклопедии. Там присутствовали разного рада отделы, соответствующие разделам любой энциклопедии — на все буквы алфавита. «А» — Авторы и Артисты, а также А-ванс. «Б» — Балет и Билеты, «В» — Вокалисты... И так далее, через М. Жванецкого к М. Задорнову, и далее к Э. Хилю... Естественно, и «моментальные фотографии», и иллюстрации, и комментарии, и «Ап-печатки» были темами отдельных номеров. Это было вполне разумно, при учете того, что в те годы, когда была поставлена эта театрализованная программа, самой эстрадной энциклопедии еще не было. Сейчас она существует и, может быть, ждет своей инсценировки1. Важно отметить следующее: драматургия театрализованного концерта, основанная на использовании вымышленного места действия, позволяет выводить на первый план основу эстрады — номер, а не само драматургическое построение. Поэтому очень часто драматургия театрализованного эстрадного представления схематична, условна, является «слугой его величества номера». С этой точки зрения место действия является идеальным структурным элементом эстрадной драматургии, который способствует органичному и в то же время ненавязчивому объединению номеров программы. Как и в предыдущих случаях, из вышеописанной сценарной разработки видно, что придумка и использование места действия, той или иной ситуации, чисто житейской или умозрительной, даже фантастической, решает множество проблем. Эстраде доступно все! Недаром А. Райкин в свое время играл программу под названием «Человек-невидимка», в основу которой был положен мотив романа писателя-фантаста А. Беляева, использованный в его научно-фантастическом романе под тем же названием... Еще один пример. В Ленконцерте несколько лет существовала и пользовалась заслуженным успехом программа, имевшая афишное название: «Кафе Стр.208 для женщин», или «ШАРШЕ-ЛЯ-ФАМ»... Основу актерской труппы составляли действительно актрисы-женщины, работавшие в самых разных эстрадных жанрах. Использованная драматургическая ситуация была проста и естественна. Группа артисток эстрады решила организовать свое, чисто женское «Кафе для женщин». Но не хватало исполнительницы роли ведущей в концертной программе кафе, и на эту должность, на эту роль дамы были вынуждены принять безработного в этот момент конферансье, который потом оказывался «мастером на все руки» и был украшением и самого кафе, и всей эстрадной программы. Удачно выбранное место действия, в данном случае — кафе, с его вечерней концертной программой и существующими «внутри ситуации» естественными проблемами, давало возможность легко и органично соединить воедино самые различные эстрадные номера*. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|