Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДРАМАТУРГИЯ ЭСТРАДНОГО ОБОЗРЕНИЯ




ЧТО ТАКОЕ ЭСТРАДНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕВЮ). - ИЗ ИСТОРИИ ОБОЗРЕ­НИЙ. - ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИ­ЯХ. - ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА ЭСТРАДНО­ГО ОБОЗРЕНИЯ. - ОБОЗРЕНИЕ-ПУТЕШЕСТВИЕ. - ОБОЗРЕНИЕ С ФИГУ­РАМИ ОБОЗРЕВАТЕЛЕЙ. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВА КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЮЖЕТОВ ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИЙ. -АВТОРСКИЕ ЭСТРАДНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ.

Один из самых простых способов организации эстрадных номе­ров с целью превращения их разумной последовательности в еди­ную театрализованную программу состоит в создании того или иного ОБОЗРЕНИЯ. Музыкальное обозрение в России иногда еще называют РЕВЮ.

«ОБОЗРЕНИЕ (франц. Кемие) — вид представления, объединяющий раз­личные эстрадные формы — сценки, куплеты, пародии, песенки, цир­ковые номера и другие, при помощи несложного сюжета (обычно свя­занного с путешествием) или постоянных персонажей-обозревате­лей. <...> В Европе в конце XIX в. развиваются два вида обозрений — 1) сатирическое злободневное обозрение, 2) эффектное зрелище с ба­летом, хором, цирковыми номерами в программах театров варьете, мюзик-холлов, цирков»1

Эстрадные обозрения, особенно в прошлом, часто были полем для политической сатиры.

По свидетельству Е. Д. Уваровой, в России обозрения появились в 70-80-х годах XIX века. Одно из первых политических обозрений было поставлено В. М. Лентовским в 1877 году. Оно называлось «Ба, в Москве знакомые все лица». Большой популярностью пользова­лись они и в Петербурге: «обозревали» Неметти, Тумпаков,

Стр.224

Павловский театр, «Олимпия», «Аркадия» и др. В веселой и остроумной форме подавалось сатирическое содержание.

Например: «На площади перед Думой, вокруг большой лохани, сидели гласные и пускали мыльные пузыри с надписями „Троицкий мост»", „Городской трамвай", „Всеобщее образование". Поднявшись в воздух, пузыри лопались...». Или: «Двадцать пять актеров, изо­бражавших банковских деятелей, выходили друг за другом. Из кар­мана первого содержимое перекладывалось в карман второго, и т. д. „Что это такое?" — спрашивал Обозреватель. — „Это? Это же взаим­ный кредит"»*.

В обозрении «Русский бес» («Оперетта в Пассаже», 1906) шла сце­на о возвращении цензуры: шестеро актеров, изображающих редакто­ров разных изданий, с завязанными ртами, в саванах и кандалах, не­сли стяг с надписью «129-я статья». Номер имел шумный успех.

Наиболее популярные обозрения того времени — «Комета Галлея» («Аквариум». Москва, 1910), «Петербургская Кармен» (Екатеринин­ский театр. СПб, 1906), «Дни свободы» («Зимний фарс». СПб., 1905) и другие. В различных эстрадных жанрах — пантомиме, скетче, куплете, пародии — поднимались самые злободневные политические темы: кон­ституция, расправа над студентами, продажность депутатов, и т. д.

Широко распространенные в молодой Советской России полит -обозрения, появившиеся по инициативе Л. Д. Троцкого, возникли не на пустом месте, а подхватили уже существующую традицию. Есте­ственно, изменились темы, стала другой политическая направленность, но форма политобозрения в России родилась гораздо раньше2.

Родина обозрений — Франция, где они появились в драматичес­ких театрах в 30-х годах XIX века. Но сам принцип обозрения -очень древний, можно сказать, классический. В литературе он, в ча­стности, определяется термином «роман-путешествие». Так что к обозрениям можно отнести и древние религиозные «Жития святых», с их передвижениями по дорогам, проложенным «по земле, в небе­сах и на море». Сюда же относятся «Одиссея», «Дон-Кихот», «При­ключения Ходжи Насреддина», «Кому на Руси жить хорошо?», «Пу­тешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «12 стуль­ев» и еще многие другие классические произведения.

Стр.225

Сюжет, построенный на передвижении в пространстве или во време­ни, — вот стержень испытанного веками драматургического хода для со­здания обозрений, который многократно находил себе применение на эстраде.

В своей книге «Эстрадные заведения» профессор С. С. Клитин, касаясь историографии этого вопроса, пишет:

«Примером <...> может служить спектакль-феерия под много­значительным названием „В волнах житейского моря", шедший в 1892 году в Петербургском Зоологическом саду. Героиня, стремя­щаяся быть не узнанной, путешествует по городам Европы в костю­ме мальчика. Ее преследует герой, с ярко выраженными чертами фата... Путешествующие оказываются в Неаполе на веселом празд­нике, затем в Монако, потом, конечно, в Париже на светском бале. Естественно, герой „исправляется", и все заканчивается как нельзя лучше. Но так или иначе, банальный и незатейливый сюжет позво­ляет оправдать постановку весьма экзотических и выигрышных мас­совых сцен...»3

В нашей сегодняшней реальной театральной жизни чаще быва­ет наоборот — массовые, экзотические и «выигрышные сцены» име­ются как данность. А сценаристу с режиссером нужно придумать какой-то драматургический ход, который позволяет показать их на сцене в той или иной разумной последовательности. И тут, конечно, те или иные «путешествия», «полеты» и «плавания» исключитель­но удобны.

В частности этим же путем пошли сценарист и режиссер при по­пытке в начале XXI века возродить Московский мюзик-холл, предла­гая драматургическую разработку под названием «Вояж без виз», где просто реально существующий мюзик-холл как бы отправляется на гастроли по разным странам и континентам. И далее — карнавал в Ве­неции, коррида в Испании, бал в Париже...

Исторически достоверным примером разработки именно тако­го хода можно привести спектакль Московского мюзик-холла по сце­нарию известного пролетарского поэта Д. Бедного «Как 14 дивизия в рай шла...».

Ситуация там была придумана и вправду экзотическая. Спектакль повествовал о том, как во время Первой мировой войны целая

Стр.226

дивизия подорвалась на минном поле, и все они, как защитники Отечества, должны были прямым ходом, со всей амуницией двинуться в Рай. Но за доблестной армией шли маркитантки, проститутки, дезертиры-ма­родеры, которым тоже в Рай очень хотелось. Однако брать их туда не было никакой возможности... В этом была сильная и очень модная в те годы антирелигиозная тема.

Наверное, и классический сюжет знаменитого романа «Принц и нищий» мог бы иметь соответствующую и очень удобную для кра­сочного эстрадного представления сценарную разработку...

Для иллюстрации вспомним еще и программы Московского мю­зик-холла послевоенных лет. Это и «Москва — Венера, далее — вез­де», и «Красная стрела прибывает в Москву», и спектакль Москов­ского театра эстрады «Вот идет пароход», и уже упоминавшийся, готовившийся к открытию нового Московского мюзик-холла спек­такль-обозрение «Вояж без виз». И вправду, что может быть проще и естественнее, чем ехать куда-нибудь, плыть, лететь и «обозревать» все, что попадается на пути... Правда, следует в самом начале придумать какую-то цель путешествия, поиск чего-нибудь или кого-нибудь, погоню за кем-нибудь или что-нибудь в этом роде.

Еще одним примером из этого ряда может служить следующее драматургическое построение...

Вспомним роман А, Толстого «Аэлита». Он заканчивается до­летающими из космоса все слабее и слабее словами загадочной не-божительницы Аэлиты «Где ты, инженер Лось?». И вот возьмем в качестве отправной точки фантастическое событие: Аэлита приле­тела к нам на Землю.

И не просто любовный жар привел ее к нам. Она в служебной ко­мандировке. Там. в звездных мирах, хотят понять, в чем состоит суть настоящего «земного притяжения», — не известной всем вульгарной гравитации, — а духовной ее составляющей. Почему люди Земли, вы­бравшие лозунг «Сквозь тернии — к звездам!», попав в космос, так стре­мятся поскорее снова вернуться домой, на Землю? Почему они тянут­ся туда, почему так любят свою беспокойную, экологически неблаго­получную планету, почему именно на ней ищут свое счастье?

И вот Аэлита начинает искать на Земле самого счастливого чело­века. Среди олигархов и среди бомжей. Среди поэтов и чиновников. Интрига в том, что счастливых на Земле много, но самого счастливо­го найти не представляется возможным, счастье — это для нас что-то

Стр.227

такое, что, поманив, скрывается за чертой горизонта, но зато всегда зовет в дорогу...

То или иное путешествие по разным странам и городам, по стра­ницам старых и новых книг, по творческим лабораториям поэтов и композиторов и лабораториям ученых всегда помогут относительно легко выстроить эстрадную программу.

Например, чисто обозренческий ход был использован в спектак­ле санкт-петербургского Театра музыкальной комедии «История ВКП(б) в песнях и частушках», который поставил народный артист России А. А. Белинский. Там мы честно «обозревали» свое песенное и частушечное «наследство», переходя от темы к теме, от года к году, от исполнителя к исполнителю с помощью бесхитростных и достаточно конферансных по своему характеру связок.

Повторимся: границы между театрализованным концертным представлением, шоу-программой, эстрадным обозрением, ревю и эстрадно-музыкальным спектаклем в театре оперетты достаточно условны. И это хорошо и правильно.

Хочется обратить внимание и на то, что путешествовать можно не толь­ко в пространстве, но и во времени, тем или иным способом перено­сясь как в прошлое, так и в будущее. Столкновение мировоззрений, быта, костюмов, принятых манер поведения и условностей, характеров героев разных времен — испытанный путь не только к органичному сюжетному объединению номеров, но и, что для эстрады особенно важно, — к выстраиванию комизма ситуаций.

При этом не следует, что называется, забивать себе голову по­исками реальной логики. Как и почему именно это произошло -в эстрадном обозрении никого не волнует. Трамвай на стрелке слу­чайно не туда повернул, и вот в его окнах появляются уже не знако­мые нам силуэты Питера, а минареты средневекового Дамаска... Или начинается Всемирный потоп, или еще что-нибудь, такое же неожи­данное и красочное...

Вероятно, ждет своего часа театрализованная программа-обозре­ние по роману М. Твена «Янки при дворе короля Артура». И мно­гие другие классические произведения, где можно использовать этот прием.

И тут мы должны рассмотреть еще одну позицию в выбранном нами ряду драматургических приемов, годящихся для создания

Стр.228

красочной театрализованной концертной программы, в особенности обозрения и ревю.

Впрочем, мы уже и так вторглись в пространство этой темы...

· · · · · · · ·

Практика показывает, что на эстраде для построения театрализованной программы часто используется тот или иной «чужой мотив», взятый «напрокат» из какого-то достаточно известного произведения. Порой это даже не инсценировка, а использование тех или иных ситуаций или просто образов популярных героев.

Примером может служить спектакль Ленинградского мюзик-холла «Новая Кармен»*.

В этой программе Кармен, не как в опере Визе по новелле Мери-ме — молодая разбитная работница табачной фабрики, — а наша ста­рая питерская «путана», уличная представительница древнейшей про­фессии Катька, по прозвищу Кармен. А дальше, лишь слегка придер­живаясь канвы классической оперы, выстроена цепочка сценок, под музыку и без нее, с юмором и без оного. Отдельные сценки-связки использовались как конферансные репризы в обычном сборном кон­церте, но каждый раз находился тот или иной повод выпустить на сце­ну вокалиста или вокалистку, показать тот или иной хореографичес­кий этюд. При этом трудно сказать, что было первичным: имевшийся красивый танец или забавная «заходная» на него миниатюра. Тут, как сейчас любят говорить, «возможны варианты».

Соответствующего стиля мюзикл недавно был поставлен в Мос­кве по «12 стульям», но, судя по всему, с переводом сюжета из одно­го жанра в другой авторы эстрадного варианта не справились. Спек­такль успеха не имел, что, естественно, не может отменить других попыток подобных манипуляций.

· · · · · · ·

Впрочем, создание сценария обозрения не обязательно требу­ет обращения к адаптации известного произведения. На эстраде

* Хотя она называлась «новой», но по существу такой не была. Драматургический ход этого обозрения почти полностью повторял «Петербургскую Кармен» начала XX ве­ка, о которой рассказывалось в начале главы. Вот уж поистине: «Новое — хорошо забытое старое»

Стр.229

существуют театрализованные концертные представления, драма­тургия которых является плодом чистой фантазии сценариста и ре­жиссера-постановщика. Они не связаны ни с какой праздничной датой, не являются ответом на чей-то заказ, иллюстрацией или раз­витием чей-то мысли или сюжета. Это творчество в чистом виде, произведение, выросшее, можно сказать, на пустом месте, из возду­ха, из растворенной в нем информации, из ритмов и красок сего­дняшнего дня. И создание таких программ требует высокого интел­лектуального и профессионального уровня.

Именно такие программы очень часто относятся ко второму типу обо­зрений, когда в основе сюжета — не путешествие, а постоянный (или по­стоянные, если их несколько) обозреватель, который «обозревает» и обыгрывает тему, положенную автором в основу представления.

К таким мы можем отнести, например, спектакль санкт-петер­бургского Театра эстрады «Как делать деньги?». И хотя в афишах он именовался спектаклем, по сути это было именно эстрадное обо­зрение на тему...

Постановка имела большой успех как в городе на Неве, так и да­леко за его пределами. Острая, всегда современная, можно сказать, животрепещущая тема рассматривалась с самых разных сторон и яв­лялась поводом для миниатюр, монологов и публицистических фе­льетонов.

Именно этот процесс обсуждения общественно-значимой и волную­щей всех темы позволял спектаклю двигаться от номера к номеру, от ми­ниатюры времен Древнего Рима, подарившего миру знаменитую фразу «Деньги не пахнут!», до фальшивомонетчиков наших дней. Одна из связующих драматургических линий состояла в следующем: на сцене от­крывался Музей Денег, и в первом зале его, под охраняемым со всех сторон пуленепробиваемым колпаком, покоились знаменитые «30 серебреников», за которые вроде бы Иуда и продал Иисуса Христа. И за каждым из этих «серебреников» через века тянулся шлейф преступлений, обманов, убийств. Точнее, «серебреников» в музее было 29, а последний — 30-й — вроде бы и по сей день гуляет по миру, творя свои черные дела...

На самом деле эта линия, эта тема и ее развитие несколько тяжелы для эстрады, но ее удалось скупировать и провести через всю программу, придав ей несколько философский характер, естествен­но, с юмористическим оттенком.

Стр.230

Другим примером этого раздела могло бы служить театрализо­ванное эстрадное представление, шедшее в петербургском Цент­ральном парке культуры и отдыха — «Елагин остров». В афише оно •мело подзаголовок «Первая Городская Шашлыкиада народов СНГ». Эта эстрадная программа также обладала всеми структурны­ми признаками обозрения второго типа.

Собственно говоря, само это слово «ШАШЛЫКИАДА», есте­ственно, ассоциируется у нас с Олимпиадой, Универсиадой и подоб­ными спортивными праздниками. С одной стороны, оно содержит пря­мое указание на любимое блюдо россиян, имеющее кавказское проис­хождение. Это определяло саму драматургическую конструкцию эстрадного обозрения. Были взяты, что называется, «на вооружение» спортивная терминология, элементы известных ритуалов, такие как Подъем флага «Шашлыкиады», Парад участников, Представление Судейской коллегии, «Зажжение шашлыкийского огня», «Шашлыкий-ская клятва» участников. Само же соревнование было чисто гастроно­мическим и состояло в том, какая команда, какого района или ресто­рана приготовит самый лучший шашлык и красивее других подаст его на стол Общественного Жюри. Естественно, что шашлык по-грузин­ски подавался под грузинскую национальную музыку, шашлык по-ар­мянски — под армянскую, шашлык по-арабски сопровождался «танцем живота». Соответственно проходил «Конкурс тостов» и поздравления от «почетных гостей» — «братьев по крови горячей и густой»: от «гос­подина Люля-кебаба», от «госпожи Шаурмы», от «коханы Котлеты по-киевски» и т. п.*

Фактически обозрениями по жанру являются столь любимые участниками юмористической передачи «Аншлаг-аншлаг!» летние «круизы», разыгрываемые в реальных условиях того или иного пла­вания на реальном теплоходе и затем пущенные «в нарезку» Цент­ральным телевидением.

К жанру обозрения второго типа можно отнести серийную пе­редачу М. Жванецкого «Дежурный по стране». В известной степени

* К сожалению, эта сценарная разработка была попросту украдена, и ныне ее свя­зывают с совершенно другими фамилиями автора и режиссера. Впрочем, сегодня у нас это обычное дело... Все хорошее, что «плохо лежит», непременно окажется «с ногами» и обязательно «уйдет в другие руки». Что поделать, но таковы сегодня у нас «условия игры» в шоу-бизнесе...

Стр.231

к этому же жанру относилась и популярная в свое время телепро­грамма «Вокруг смеха». Возможности этого классического хода и сегодня представляются неисчерпаемыми.

1. Уварова Е. Д. Обозрение // Эстрада России. XX век: Энциклопедия. С. 458. См.: Ува­рова Е. Д. Политическая сатира в эстрадных обозрениях начала XX века в России // Политическое кабаре на стыке веков: Международный симпозиум. СПб, 2000. С. 4-5.

2 Там же.

3. Клитин С. С. Эстрадные заведения. М., 2002. С. 172-173.

Стр.232

ГЛАВА 16






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных