Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема представления в рамках корпоративного мероприятия в обяза-( тельном порядке должна быть «своей», фирменной, хорошо знакомой всем присутствующим в зале лицам.




Историки эстрады утверждают, что на самом деле «капустники», а поначалу они были чисто театральным развлечением, родились у нас, в России. И связано это было с тем, что во время Великого Поста у нас не только не рекомендовали есть-пить-гулять, но даже особен­но и веселиться. Есть следовало только особые блюда, в основном вегетарианские, прежде всего капусту, правда, в любом виде. И вот в такой обстановке в начале века артисты нашего отечествен­ного театра, при отсутствии спектаклей, от нечего делать собирались в своем кругу, приносили пироги с капустой, а иногда, говорят, даже ставили целый кочан кислой капусты на стол — и тихонько весели­лись как могли. Передразнивали друг друга, разыгрывали,

* Интересно, имел ли он в виду также и своего брата, тоже режиссера, сценариста, активиста кино и шоу-бизнеса, которого мы должны причислять к интеллигенции, но никак не можем отнести к безденежным гражданам нашей страны.

Стр.234

пародировали, сочиняли эпиграммы, пели куплеты, танцевали шутливые танцы... И все это называлось «капустником»*.

Тут проблема в другом — угадать, что именно заказчик хочет, характер сценического представления, его темы, уровень юмора и многое другое. Ситуация усугубляется еще и тем, что с главой фир­мы или компании, человеком, который принимает решения и все оплачивает, напрямую поговорить сценаристу, как правило, не пред­ставляется возможным. Приходится выслушивать какого-нибудь менеджера нижнего звена, который (а чаще — которая) ничего тол­ком объяснить не может, не умеет, ничего в этом деле не понимает, восполняя отсутствие всех нужных знаний высоким гонором и са­момнением.

Поэтому чаще всего сценарист должен двигаться к результату вслепую, на ощупь, доверяя лишь своей интуиции и пониманию вопроса. Это — как правило. Но бывают и исключения.

Положительная сторона работы для «корпорантов» заключает­ся в том, что для них приходится придумывать и писать сценарии, которые больше просто никто и нигде не будет ставить, реализовы­вать и соответственно за них платить. Это «штучный товар». И этим он дорог и для настоящего профессионала интересен.

Можно привести реальный пример.

Крупная строительно-реставрационная фирма, несколько лет успешно трудившаяся над тем, чтобы к 300-летию Санкт-Петербурга привести в порядок Петропавловскую крепость, а главное, — Петропав­ловский собор, пожелала на своем Новогоднем вечере увидеть шоу-ка­пустник на эту тему. И чтобы его действующими лицами были не Де­душка Мороз со Снегурочкой, а первостроитель Санкт-Петербурга швей­царский зодчий Доменико Трезини и крепостной крестьянин Телушкин, виртуозно заменивший в свое время покосившегося ангела на шпиле Петропавловского собора на другого**. Среди действующих лиц был «заказан», разумеется, и Петр Алексеевич, тот, что Великий, и «Дама в красном», выступавшая в роли под названием «Рука Москвы»... Прак­тически это была одноактная пьеса, капустник, написанный в форме

* По иронии судьбы, сегодня многие из тех, кто заказывает «капустники», конеч­но же, чаще всего никаких Великих постов не соблюдают, хотя порой занимают посты достаточно высокие и веселятся круглый год и от души.

** Кстати, он после этого получил от самого царя чуть не 500 рублей деньгами и бессрочное право бесплатно пить во всех государевых кабаках сколько хочет.

Стр. 235

народного суда, или суда истории. В нем были.чатронуты внутрифир­менные темы, интриги, сплетни и другие дела. И, несмотря на то, что для сидевших за столами сотрудников он длился достаточно долго — около часа, — они в итоге были в полном восторге. Это было «про них». Это было неожиданно и смешно. Бывает и так...

Однажды коммерческий отдел Петербург-концерта получил за­каз устроить Новогодний праздник для одного очень богатого че­ловека, купившего и имевшего на своих землях чуть не целую дере­веньку. *

Действо должно было быть в стиле повести «Ночь перед Рожде­ством» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Все роли, включая Вакулу, Оксану, Солоху и Черта, должны были исполнять друзья и родственники богатея. Творческий лозунг звучал коротко: Да­ешь «колядки»!

Сценарист поднял исторические документы по Рождеству в Рос­сии. Ни о каких «колядках» там и речи не было! «Колядки» — это ма­лороссийский фольклор. У нас же все очень строго, в чисто-религиоз­ном духе, какие там летающие над границами двух государств черти... Но заказ есть заказ. И сценаристом, который в этом случае не был свя­зан соавторством с режиссером, к счастью для них обоих (тот зани­мался продюсированием «новогоднего проекта»), была разработана сцена встречи гостей у замка-виллы хозяина имения, шуточное распре­деление ролей, этакий «кастинг» для будущих «колядок». Была при­думана довольно смешная «репетиция» готовящихся на «колядках» выступлений и пять различных вариантов «колядования» на современ­ные темы — с частушками, пародиями, переодеваниями и прочими уве­селениями...

При всем при этом, взяв по желанию заказчика за основу «Ночь перед Рождеством», нельзя было уж совсем далеко уходить от Н. В. Го­голя и следовало что-то делать и с Вакулой, и с Чертом, на котором он прилетел в Санкт-Петербург из Диканьки. Пришлось «осовременить ситуацию»: прилететь-то он прилетел, а обратно на «незалежную» его не пускают. Поэтому Вакуле один выход — домой ехать «зайцем», а Черту — пробираться по газовой трубе...

Привлекательным моментом для сценариста и режиссера явля­ется то обстоятельство, что работа с «корпорантами» часто допуска­ет совершенно неожиданные решения и дает возможность -

Стр.236

оперировать весьма значительными суммами для реализации своих идеи на эстраде.

Только «корпоранты» могут к 130-летнему юбилею Гранд-отеля «Европа» выкатить на тротуар перед гостиницей бутерброд с икрой длиной в... 130 метров! Только «корпоранты» из страховой компании «Сфинкс» могут «закрутить» свой юбилей вокруг подарка одному из своих быстро растущих менеджеров — джипа «Чероки». Фирма по про­изводству биологически-активных добавок пожелала заказать свой гимн Олегу Газманову и получить его музыку и текст для хорового ис­полнения в торжественных случаях. Только «корпоранты», в данном случае известная всей стране «пирамида-МММ», спонсируя телепере­дачу «Под знаком зодиака», могла откупить на один день... все москов­ское метро, сделав его для всех жителей и гостей столицы бесплатным. Ни Государственному концертно-филармоническому учреждению. ГКФУ «Петербург-концерт», ни Государственной детской филармонии такое и не снилось! Ибо, решая проблемы сценарных разработок для массового театрализованного концертного представления на Дворцо­вой площади в честь Дня Победы, сценаристу и режиссеру приходи­лось придумывать, как оправдать установку рядом с пятиконечной звездой «Ордена Победы» больших бутафорских бутылок с рекламой пива «Арсенальное»...

Похоже, что подобная ситуация характерна не только для нашей страны, а существует во всем мире.

Например, именно от частной корпорации в свое время посту­пило предложение провести в США, в Атланте, большое театрали­зованное представление под условным названием «Живые шахма­ты», о котором рассказывалось выше.

Следует подчеркнуть, что при сценарных разработках корпоративных праздников автору и режиссеру приходится сталкиваться с некоторы­ми незыблемыми традициями, доставшимися нам с прежних времен.

Непременно где-то в начале представления должен выступить хозяин фирмы с небольшой речью,,потом надо дать слово какому-нибудь городскому или районному начальству, кому-то из депута­тов — это непременно.'Затем надо найти место для награждения «пе­редовиков производства» грамотами, ценными подарками, каки­ми-нибудь путевками,/Очень часто создается и демонстрируется какой-то короткометражный телефильм о самой фирме или компании.

Стр.237

И все это должно сочетаться с застольем и завершаться непремен­ными викторинами, конкурсами и, конечно же, дискотекой. Иногда ситуация создается просто курьезная.

Когда в зале «Гигант-холл» санкт-петербургского казино «Конти» свой трехлетний юбилей отмечала Ассоциация компаний риту­альных услуг, представлявшая соответствующих работников соответ­ствующих мест, а также специализированных магазинов, они своих отличившихся сотрудников в количестве 140 человек награждали, как в Америке при вручении кинопремии «Оскар», по 14 номинациям. Среди них одна именовалась «За хорошее отношение к клиенту», дру­гая — «За новаторство в работе»... И это не анекдот, имеются со­ответствующие документы. Сценаристу пришлось вспомнить и сцену на кладбище из шекспировского «Гамлета», и рассказ А. С. Пушки­на «Гробовщик», и пьесу «Живой труп», и «Мертвые души», и многое другое...

Не менее своеобразный заказ поступил в свое время от Акаде­мии гражданской авиации.

Ее команда Клуба веселых и находчивых, КВН, встречалась в мат­че со сборной командой... тюрьмы «Кресты». Тема выступления была сформулирована так: «Национальные особенности русского народно­го юмора». Совсем не так плохо! Пришлось вспомнить и скоморохов, и частушки, и анекдоты...

В этом матче победила, конечно, тюрьма. Смешно сказать, разве могло быть иначе, когда соревнования проходили на ее территории...

Люди везде люди. И они имеют право на праздники и гулянья, в какие бы формы они ни облекались: дни рождения, дни основания, юбилеи. Эстрадный автор должен относиться к этому без снобизма, но и не переступать определенных моральных, профессиональных, эстетических границ в необходимости угодить заказчику.

Страсть к юбилеям, видимо, объясняется сейчас у нас еще и сле­дующим. За последние 10-15 лет мы вылили друг на друга столько обвинений, оскорблений и грязи, что людям очень хочется услышать хоть пару хороших слов о том, как они раньше жили, трудились, за­щищали свою Отчизну, строили дома, заводы, плотины, покоряли космос, — не может огромная страна долго заниматься самоопле­выванием. Люди хотят услышать о себе доброе слово, которое, как известно, «и кошке приятно»! Недаром народный артист России

Стр238

Е. Петросян так и назвал одну из своих эстрадных программ — «Доб­рое слово и кошке приятно»*.

Впрочем, в его практике был и такой казус. После распада СССР разные республики стали вводить у себя свои собственные деньги и на­зывать их, к примеру, в Латвии «латами», в Литве — «литами». В ре­пертуаре артиста появилась сметная реприза, что если так дело пой­дет и дальше, то появятся у нас в Харькове «хорьки», в Пензе «пензго-ки», в Мордве «морды». А уж до чего могут дойти в славном городе Херсоне и подумать страшно...

Реприза имела в ту пору успех, так как была «на злобу дня», хотя через пару недель в офис Е. Петросяна из представительства одной ав­тономной республики пришел официальный протест...

· · · · · · · · ·

Проведение корпоративного праздничного мероприятия очень часто смыкается с жанром КВН. Внешняя структура и архитекто­ника драматургии выступлений на эстраде команд КВН всем хоро­шо известны. Это особая форма, существующая вроде бы только у нас, в России, хотя неувядаемый А. Масляков и объявил недавно, что 8 Ноября отныне является Международным днем клубов весе­лых и находчивых.

Внимательный анализ того, что нам показывают по телевидению, приводит к некоторым выводам, например, о том, что за спиной этих молодых и разбитных ребят, конечно же, стоят профессиональные авторы, сценаристы и режиссеры. Так сказать, «помогают». Ну, а кого особенно волнует, кто именно придумал ту или иную шутку? Не зря говорится, что «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». А ост­роумное слово, тем более шутка, анекдот, острота на злободневную тему распространяются в обществе со скоростью света.

Хуже другое. Диалоги ка-ве-эн-щиков часто изобилуют остро­тами, взятыми напрокат из Интернета, а порой и «уведенными» других команд. Тут, похоже, «закон — тайга». Даже «Комсомоль­ская правда» как-то разразилась статьей, обвинявшей того же Е. Пет­росяна в том, что он у команд КВН «шутки ворует». Тут еще надо установить, кто у кого. И что это за объявленный в газете «автор

* При этом, когда свою следующую театрализованную концертную программу он озаглавил «Дураки мы все!», то стал получать многочисленные возражения и протесты зрителей самых различных регионов, не желавших относить себя к этой категории лиц...

Стр239

анекдота» — «Команда КВН Уральского политехнического универ­ситета»? Это фамилия такая или псевдоним? Авторы иногда высту­пают в дуэте, иногда объединяются даже втроем, но чтобы автором считалась вся команда, весь университет — это уже «перебор»...

И в то же время выступления команд КВН — это своеобразная открытая лаборатория эстрады. Там порой рождаются и проходят испытания на публике определенные новые и порой неожиданные драматургические схемы, приемы, так называемые «повороты» зна­комых нам и совсем свежих тем. И это отрадно. Но этим вопросам будет отведена отдельная глава.

Подробнее к проблемам создания миниатюр, музыкальных мо­заик, юмористических монологов и реприз мы обратимся в дальней­шем изложении.

Стр.240


ГЛАВА 17






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных