Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информационно-консультационное обслуживание предприятий АПК по юридическим и экологическим вопросам




Консультирование по правовым вопросам: налогообложение, реструктуризация предприятий АПК, страхование. Основными конкурирующими на рынке программных продуктов системами, которые обеспечивают пользователей информацией по юридическим вопросам, являются упомянутые ранее «Консультант-плюс» и «Гарант». Каждая из них позволяет с любого компьютера, подключенного к Интернет, ознакомиться с зафиксированными в базах данных документами, включая указы президента, постановления федерального правительства, законы и распоряжения, действующие на уровне регионов. Несмотря на свободный доступ к опубликованным и внесенным в базы данных документам, пользователи систем готовы на платной основе обращаться за информацией, которая систематизирована в нужной каждому из них форме.

Сотрудники информационно-консультационных центров (если говорить о среднем уровне и обычной, а не специальной подготовке) не способны самостоятельно ответить на большую часть вопросов сельских товаропроизводителей по правовой тематике даже с помощью указанных программно-информационных систем. Однако, служба может содействовать тому, что руководство предприятия, обращаясь в юридическую консультацию, будет более подготовленным к обсуждению своих проблем. Такое предварительное ознакомление с документами, регламентирующими правила решения определенной проблемы, не только экономит время на последующие переговоры, но и обеспечивает уважительное отношение к партнеру по переговорам со стороны кредитных и страховых организаций, налоговых органов и самих юристов.

При консультировании по вопросам налогового законодательства, правил применения земельного кодекса, которые самым непосредственным образом влияют на экономику хозяйств, специалисты ИКС должны обращать внимание товаропроизводителей на тесную связь между доходами и расходами предприятий и этими правовыми вопросами. Недостаток юридических знаний оборачивается упущенными выгодами или лишними затратами в экономике хозяйств. Например, включение некоторых видов льгот сотрудникам предприятия в коллективный договор позволяет относить соответствующие затраты на себестоимость и тем самым понижать уровень налогооблагаемой прибыли. Если же такие операции произведены не корректно, то предприятию, наоборот, могут грозить штрафы в дополнение к увеличению налога на прибыль после пересчета по принятым правилам.

Правила налогообложения сельскохозяйственных предприятий по ряду позиций отличаются от аналогичных правил, действующих по отношению к предприятиям других отраслей. Однако для того, чтобы хозяйство на законных основаниях могло пользоваться установленными льготами, необходимо контролировать структуру товарной продукции и не допускать ситуаций, которые противоречат статусу сельскохозяйственного предприятия.

При этом важно постоянно следить за изменениями в законодательстве, поскольку «незнание закона, не освобождает от ответственности за его нарушение». Поэтому в арсенале ИКС АПК должны быть актуальные версии программно-информационных систем, что требует определенных расходов. Применение устаревших версий быстро приведет к потере авторитета, если он уже завоеван службой. Действительно, распространение информации, которая утратила актуальность, противоречит принципам работы ИКС для сельских товаропроизводителей, так как не способствует принятию ими рациональных решений (на основе устаревшей информации не могут быть приняты решения, которые верны в изменившейся обстановке).

Информационно-консультационной службе, не связывая себя обязательствами, важно наладить хорошие партнерские отношения с юридическими консультациями, кафедрами права аграрных вузов и другими организациями, где сельские товаропроизво­дители могут получить исчерпывающие сведения по интересующим их вопросам. При этом важно контролировать успехи или неудачи хозяйств при обращении в эти структуры, чтобы давать объективную информацию о качестве обслуживания по указанным вопросам. Товаропроизводитель может ограничить свой выбор теми организациями, где имеются опытные специалисты по важной для него проблеме. ИКС должна помочь ему сделать правильный выбор. Не исключаются и варианты специального направления сотрудников ИКС на курсы повышения квалификации по юридической тематике или в вузы для получения второго высшего образования по соответствующим специальностям.

В редких случаях сотрудники службы самостоятельно помогают товаропроизводителю, консультируя его по юридическим вопросам. Так, в середине 90-х годов XX века многие региональные службы приняли активное участие в кампании по реструктуризации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земли и имущества бывших колхозов и совхозов. На тот момент сложилось множество специализированных «команд» – групп консультантов, включающих специалистов по экономике, праву и ряду смежных проблем, которые выезжая на места оказывали консультационную поддержку этим процессам практически без привлечения юристов-профессионалов. При поддержке международных организаций для облегчения и систематизации этой деятельности были изданы инструктивные материалы, которые включали и тексты законодательных актов, регулировавших на тот момент правила приватизации. В этих же материалах рассматривались конкретные примеры (Case Study) применения разработанных методик.

В настоящее время спектр юридических вопросов, с которыми сталкивается товаропроизводитель, более разнообразен и динамичен. Поэтому только с помощью сотрудников ИКС большинство проблем уже не решается. В данной ситуации более рационально обращение к партнерским организациям.

Например, заключение договора лизинга или кредитного соглашения в соответствующих компаниях проходит юридическую экспертизу.

Однако, хотя в таких случаях обеспечивается соблюдение законов РФ, все детали формулируются так, чтобы не пострадала одна сторона (лизингодатель как заказчик экспертизы). Инте­ресы сельских товаропроизводителей должен был бы отстаивать другой юрист. В этом случае формулировки об ответственности сторон (такой раздел есть в любом договоре или контракте) могли бы стать более симметричными.

Специалисты и консультанты ИКС во многих случаях (особенно если хозяйство не способно пригласить профессионала) могли бы взять на себя часть работ по проверке юридической стороны соглашений и контрактов, отстаивая при этом именно интересы сельских товаропроизводителей – своих клиентов.

Особенно характерно такое положение для ситуации с договорами страхования. Страховые компании предлагают в настоящее время множество вариантов страхования рисков. Однако общая форма соглашения и условия, детализирующие правила возмещения ущерба при наступлении обстоятельств, называемых страховым случаем, могут быть сформулированы так, что сельский товаропроизводитель в одних ситуациях получает ожидаемую компенсацию в полном объеме, а в других – только незначительную часть того, на что рассчитывал. Уверенно ориентироваться в юридических тонкостях договоров страхования рядовому товаропроизводителю достаточно сложно.

Региональные службы вполне способны организовать консультирование сельских товаропроизводителей по вопросам страхования. При этом самым существенным является то, что привлеченные к консультированию специалисты проверяют соответствие условий страхования именно интересам хозяйств, а не рассматривают их с позиций страховых компаний. Такими консультантами вполне могут быть преподаватели аграрных университетов или сотрудники отраслевых НИИ, чья тематика связана с вопросами страхования. Возможный недостаток практического опыта компенсируется именно ориентацией на защиту интересов товаропроизводителя, поскольку при отсутствии такой поддержки со стороны ИКС хозяйства остаются один на один со страховыми компаниями, имеющими свои интересы. Если в стратегическом отношении эти интересы согласуются с интересами предприятий АПК (хорошо, когда клиентура развивается), то в тактическом отношении часто выигрыш одних связан именно с дополнительными затратами других. Поэтому важно, чтобы с обеих сторон в переговорах участвовали подготовленные специалисты, четко осознающие свои интересы и умело отстаивающие их. ИКС может организовать специальное обучение как для своих клиентов, так и для консультантов службы, вплоть до направления их на курсы повышения квалификации по страховому делу.

Вопросы юридического характера возникают постоянно при подготовке практически любого решения по экономическим, технологическим, социальным, организационным и другим проблемам предприятий АПК. В частности, при разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, которые финансируются с привлечением зарубежного капитала или кредитуются за счет средств международных финансовых организаций, встают вопросы соответствия юридических норм, которыми руководствуются зарубежные партнеры, законодательству, действующему в России, вместе с правовыми нормами, принятыми в конкретном регионе.

Например, такая авторитетная международная организация как Всемирный Банк подготовила серию документов, которые считаются обязательными при реализации проектов, финансируемых за счет средств банка. К ним относятся правила проведения международных и местных конкурсных торгов при закупках оборудования, при заключении договоров со строительно-монтажными организациями, при найме специалистов (консультантов), правила выбора типа экологических экспертиз в зависимости от масштаба и характера проекта, правила расходования средств и предоставления отчетности. Однако эти документы должны быть признаны действующими на территории России. Это происходит только в случае принятия соответствующих постановлений и нормативных актов российскими органами законодательной и исполнительной власти. Если такого юридически оформленного признания нет, то предприятие, работающее с зарубежными поставщиками, инвесторами или кредитующими организациями будет вынуждено само заниматься согласованием разных правовых норм. Например, при строительстве комбикормового завода или свинооткормочного комплекса будет необходимо обеспечить соответствие уровня загрязнения воды и воздуха как нормам, принятым Всемирным Банком, так и действующим в России ограничениям предельно допустимых концентраций (ПДК) тяжелых металлов, пыли и пр.

Консультирование по вопросам экологии. В последнее время уделяется большое внимание концепции устойчивого развития сельской местности. Основная идея состоит в том, что при недостатке внимания к экологическим, а также к социальным аспектам развития сельскохозяйственного производства и жизни в сельской местности все мероприятия, направленные на достижение финансового эффекта будут обеспечивать в лучшем случае кратковременный результат. Недооцененные негативные последствия многих проектов в перспективе приведут к потерям, которые значительно превысят первоначальный односторонне рассматриваемый положительный результат.

Поэтому крайне важно, чтобы руководство АПК регионов и районов, а также непосредственно сельские товаропроизводители регулярно обращали внимание на экологический эффект планируемых мероприятий (а также на их социальные последствия). Необходимо уметь соизмерять финансовые выгоды и затраты с потерями и выгодами в экологическом отношении. Только в таком случае принимаемые товаропроизводителями решения будут действительно рациональными и обеспечат не сиюминутные выгоды ценой больших потерь уже в ближайшем будущем, а стабильное развитие региона и его сельских территорий.

Конечно, проблемы экологии аграрно-промышленного производства не исчерпываются теми, которые отражены в концепции устойчивого развития сельской местности. Одна из проблем состоит в том, что допущенные при экологической оценке ошибки могут и не приводить к прямому финансовому ущербу для инициаторов даже в отдаленной перспективе. Часто негативные последствия планируемых действий могут перекладываться на «третьих лиц». Здесь многое зависит от законодательства страны и от строгости принятых правил оценки.

Особую проблему создают трудности совмещения оценок, касающихся разных аспектов. Экологические последствия далеко не всегда можно выразить в стоимостной форме, чтобы таким способом показать, насколько нарушение каких-либо требований снижает общую оценку мероприятий и насколько затраты на обеспечение требований экологии повышают эту оценку.

Международная методика предусматривает определенные правила учета интересов населения (как ныне живущего, так и будущего). Влияние проектов на природу и население, на соседние территории и сторонние организации принято рассматривать как внешние эффекты или экстерналии. Однако технику такого учета нельзя считать достаточно отработанной. Каждый раз необходимо применять своего рода искусство стоимостной оценки различных воздействий.

Как правило, оценка мероприятий в экологическом аспекте сводится к определению перечня их экологических последствий. Этот перечень должен быть достаточно полным и служить основой Для формирования количественных характеристик влияния планируемых действий на природу и здоровье людей. В отдельных случаях удается от количественных оценок перейти к стоимостным, что позволяет объединить (хотя бы частично) оценки по всем аспектам. Общий результат оценки общественной эффективности мероприятия должен по возможности включать учет всех внешних эффектов. В целом порядок работы сводится к следующим шагам:

- определить (идентифицировать, перечислить) положительные и отрицательные воздействия планируемых действий на окружение;

- дать количественную оценку этим воздействиям (насколько это возможно);

- дать стоимостную оценку этим воздействиям (насколько это возможно) с позиций всего общества.

В то же время и при финансовой оценке многих мероприятий с позиций его инициаторов и участников часто видно, что игнорирование экологических требований и рекомендаций может оказать существенное негативное влияние на итог реализации намеченных планов. Так, экономия на защите от эрозии почв может обеспечить прибыль только в течение очень короткого времени. Через несколько лет отказ от соответствующих мер приведет к сокращению площади угодий и снижению урожайности культур.

В ряде случаев разработчики предложений должны осуществить выбор из нескольких вариантов, одни из которых обеспечивают лучший результат при нормальных условиях, а другие характеризуются повышенной устойчивостью к таким природным явлениям как засухи, малоснежные зимы, весенние половодья и др.

Так, в одном из проектов использования долголетних культурных пастбищ (ДКП) предусмотрен переход на травосмесь, которая требует применения удобрений только в первом году четырехлетнего цикла. Естественно, по этому проекту резко снижается опасность смыва удобрений в природные водоемы в случае проливных дождей и весной при таянии снега на полях. Такой проект можно считать эффективным в экологическом отношении.

Однако сельскохозяйственные предприятия при отсутствии регулярного контроля и соответствующих нормативно-правовых актов в финансовом отношении не будут иметь ни выгод от применения подобных технологий, ни потерь, связанных с нанесением ущерба окружающей среде. Для того, чтобы проекты, обеспечивающие лучшие экологические решения, пользовались спросом, необходимо соблюдение условия их финансовой привлекательности.

Следует заметить, что в этом отношении международная методика анализа проектов является достаточно мощным инструментом, который основан на системном подходе и ориентирован на комплексность оценок. Например, при финансовом анализе проекта внимание уделяется не только базисному (т.е. усредненному, хотя и «умеренно-пессимистическому») варианту условий реализации проекта, но и проверке последствий тех или иных изменений этих условий. Кроме того, оценка финансовой эффективности в российском варианте методики дополнена проверкой финансовой осуществимости проекта. Так, плохие погодные условия одного года могут в отношении эффективности компенсироваться благоприятными условиями другого года. В то же время возникший в результате неурожая или резкого повышения затрат дефицит денежных средств в определенный момент может сделать проект неосуществимым в целом или вызвать необходимость экстренной финансовой помощи с резким снижением эффективности.

Таким образом, систематическое применение правил финансовой оценки проектов может способствовать принятию предприятиями АПК достаточно грамотных и в экологическом отношении решений, поскольку игнорирование требований экологии очень часто связано и с существенными финансовыми рисками.

Например, плохо организованная уборка навоза на молочной ферме может приводить к снижению качества молока и соответствующему снижению цен его реализации. Несоблюдение технологии подготовки органических удобрений к внесению на поля может приводить к распространению сорняков, лишним затратам на борьбу с ними, а также к снижению качества кормов и другой продукции растениеводства, что кроме роста затрат вызывает сокращение выручки.

Инвестиционные проекты, в которых в достаточном объеме не предусматриваются капитальные затраты на системы удаления, хранения и утилизации навоза, на качественную технику внесения органики на поля и т.д., при грамотно проводимом анализе должны быть охарактеризованы как проекты с высокими финансовыми рисками.

В рассмотренном выше примере перехода на технологию, которая не требует ежегодного внесения удобрений, риск дополнительных затрат существенно ниже, чем при использовании обычной травосмеси. При анализе чувствительности показателей эффективности и финансовой осуществимости данного проекта к таким погодным явлениям как затяжные дожди, весенние паводки и т.п. должно быть выявлено его преимущество, связанное с отсутствием необходимости проведения повторного внесения удобрений, вызванного при обычных технологиях смывом питательных веществ с ДКП. Преимущество может быть связано и с сохранением более высокой продуктивности пастбищ при использовании новой технологии, по сравнению с традиционной в сезоны с неблагоприятными условиями.

Если размер этой потенциальной экономии с учетом веро­ятности (частоты) неблагоприятных погодных условий не оправ­дывает затрат предприятия на переход на новую технологию, то проект будет отклонен как финансово неэффективный. Если же опыт прошлых лет показывает, что старая технология часто не обеспечивает гарантированного уровня обеспечения скота паст­бищными кормами, а капитальные затраты на переход к новой тех­нологии относительно малы, то проект следует признать финансо­во выгодным для данного предприятия.

Например, по имеющимся данным погодные условия последних двенадцати лет приводили к следующим результатам (см. табл. 10.15). В среднем каждый четвертый год были необходимы дополнительные затраты на подкормку, вызванные смывом внесенных удобрений (см. годы №№ 4, 7,12).

Таблица 10.15

Динамика показателей продуктивности пастбищ и расхода удобрений на подкормку

Год Выход зеленой массы с 1 га пастбищ, ц Расход аммиачной селитры на 1 га пастбищ, ц Примечания
      Подкормка после каждого стравливания в соответствии с нормой
      -"-
      Засушливый год
      Увеличение дозы подкормки после 3-го стравливания из-за смыва во время дождей
      Засушливый год
      Подкормка после каждого стравливания в соответствии с нормой
      Увеличение дозы весенней подкормки из-за смыва при паводке
      Холодное лето
      Подкормка после каждого стравливания в соответствии с нормой
      -"-
      -"-
      Увеличение дозы подкормки после 2-го стравливания из-за смыва во время дождей
В среднем   6.25 В среднем каждый 4-й год необходимы дополнительные затраты на подкормку

 

 

При цене аммиачной селитры 300 рублей за 1 центнер средний размер дополнительных затрат на подкормку ДКП при использовании старой технологии можно оценить в 75 рублей на 1 га за год (6,25 – 6,0 = 0,25 ц – средний перерасход удобрений в расчете на 1 га за год; 300 ´ 0.25 = 75 руб./га). При применении новой технологии эти затраты не нужны. В расчете на 100 га средняя экономия за год составит 7,5 тыс. руб. В действительности в среднем из каждых четырех лет 3 года эти дополнительные затраты не нужны.

Но в годы с неблагоприятными погодными условиями новая технология позволяет избежать дополнительных затрат на сумму 30 тыс. рублей. Это составляет немногим менее 10% среднегодовых затрат на 100 га ДКП.

Найденное значение вероятных дополнительных затрат необходимо использовать при анализе чувствительности показателей эффективности проекта. Не трудно предсказать, что если неблагоприятные для ДКП условия сложатся в первые годы перехода на новую технологию, то экономия на дополнительных затратах существенно отразится не только на эффективности проекта, но и будет способствовать его реализуемости.

Рассмотренный пример подготовки материалов для консультирования руководства сельскохозяйственного предприятия, которое должно принять всесторонне обоснованное решение относительно выбора одной из технологий, показывает, что учет экологического аспекта существенно влияет и на финансовые оценки вариантов.

Таким образом, информационно-консультационная служба, уделяя внимание экологическому аспекту деятельности своих клиентов, может внести свой вклад в реализацию концепции устойчивого развития сельской местности и способствовать динамичному подъему сельскохозяйственного производства, обеспечению продовольственной безопасности страны.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных